Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.11.24

Время: 04:11

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Рассмотрите общие принципы составления профессиограммы

Рассмотрите общие принципы составления профессиограммы

Рассмотрите общие принципы составления профессиограммы

1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.

2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.

Анализ психологических особенностей трудовой Деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Цель – установление особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами Деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения. Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией. Итогом изучения Деятельности должна быть ее профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма – описание психологических характеристик Деятельности.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:

  1. Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности.
  2. Комплексность изучения.
  3. Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности).
  4. Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности).
  5. Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).
  6. Использование качественно-количественных характеристик.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

  • общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);
  • содержания Деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.);
  • средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).

В общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной Деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Понятие профессиограммы в психологии труда – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой Деятельности. Эти качества называются ПВК – профессионально важные качества.

Существуют разные подходы к выделению порядка и уровней анализа профессиональной Деятельности, и различные типы профессиограмм (для решения конкретных профессиографических задач):

  1. Информационные профессиограммы (используются в профконсультировании и профориентировании).
  2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда).
  3. Конструктивные (для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники).
  4. Методические (для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы).
  5. Диагностические.

Существуют различные схемы профессиографирования. Самая простая предложена Климовым – «формула профессии»:

  • типы профессий по основным предметам и взаимодействию с этими предметами человека:
    • человек – природа
    • человек – техника
    • человек – человек
    • человек – знаковые системы
    • человек – художественный образ;
  • классы (цель труда);
  • отделы (использование средств деятельности);
  • группы (преимущественные условия труда).

Как составить профессиограмму? Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии, трудовая Деятельность разделяется на операции. У Климова – макроанализ трудовой Деятельности – анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную Деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально-важные качества.

При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение).
  2. Как человек делает? (анализ действий).
  3. Для чего человек делает?
  4. Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу).