Рассмотрите общие принципы составления профессиограммы
1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.
2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.
Анализ психологических особенностей трудовой Деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Цель – установление особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами Деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения. Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией. Итогом изучения Деятельности должна быть ее профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма – описание психологических характеристик Деятельности.
Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:
- Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности.
- Комплексность изучения.
- Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности).
- Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности).
- Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).
- Использование качественно-количественных характеристик.
Профессиограмма должна содержать характеристику:
- общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);
- содержания Деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.);
- средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).
В общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной Деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Понятие профессиограммы в психологии труда – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой Деятельности. Эти качества называются ПВК – профессионально важные качества.
Существуют разные подходы к выделению порядка и уровней анализа профессиональной Деятельности, и различные типы профессиограмм (для решения конкретных профессиографических задач):
- Информационные профессиограммы (используются в профконсультировании и профориентировании).
- Ориентировочно-диагностические профессиограммы (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда).
- Конструктивные (для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники).
- Методические (для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы).
- Диагностические.
Существуют различные схемы профессиографирования. Самая простая предложена Климовым – «формула профессии»:
- типы профессий по основным предметам и взаимодействию с этими предметами человека:
- человек – природа
- человек – техника
- человек – человек
- человек – знаковые системы
- человек – художественный образ;
- классы (цель труда);
- отделы (использование средств деятельности);
- группы (преимущественные условия труда).
Как составить профессиограмму? Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии, трудовая Деятельность разделяется на операции. У Климова – макроанализ трудовой Деятельности – анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную Деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально-важные качества.
При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:
- Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение).
- Как человек делает? (анализ действий).
- Для чего человек делает?
- Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу).