Теория Деятельности. Структура сознания
Эта теория была создана в советской психологии. Она обязана работам психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.
Психологическая теория Деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг.
Авторы теории Деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию К. Маркса, и прежде всего, ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, Деятельность, а наоборот, бытие, Деятельность человека определяет его сознание.
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз:
- Уровень особенных деятельностей (или особых видов Деятельности).
- Уровень действий.
- Уровень операций.
- Уровень психофизиологических функций.
Действие. Это основная единица анализа Деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.
Характеризуя понятие «действие», можно выделить 4 момента:
- Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии.
- Действие – это одновременно и акт поведения. Эти два пункта состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа – действии.
- Через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория Деятельности утверждает принцип активности.
- Понятие «действия» «выводит» Деятельность человека в предметный и социальный мир.
Принципы психологической теории Деятельности
- Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в Деятельности субъекта.
- Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. Принцип единства поведения и сознания.
- Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
- Действия человека предметны, они реализуют социально-производственные и культурные цели (принцип предметности человеческой Деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Цель – Действие
Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие.
Операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие.
Цель, данная в определенных условиях в теории Деятельности называется задачей.
Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются.
Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Нефиксированная граница между осознаваемым и неосознаваемым означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от операций.
Психофизиологические функции
Под психофизиологическими функциями в теории Деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов (сенсорные, мнестические, моторные функции), а также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы.
Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства Деятельности.
Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов Деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих целей.
Деятельность – специфически человеческая, реализуемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Она является необходимым условием формирования Личности и в то же время зависит от уровня развития Личности.
В процессе Деятельности устанавливается тесное взаимодействие с окружающей средой.
Конечный результат Деятельности - цель; побудитель Деятельности - мотив.
Мотив придает Деятельности специфику в отношении выбора средств и способов достижения.
Деятельность является сознательной и социально обусловленной. Она формируется путем усвоения общественного опыта и всегда носит опосредованный характер.
Структура Деятельности:
- - действия;
- - операция;
- - психофизиологические функции.
Действия: предметные, умственные.
Умственная Деятельность – перцептивная, мнемическая, мыслительная, имажетивная (воображение).
Деятельность имеет внутренние и внешние компоненты:
Внутреннее – умственное, псхические; внешнее – предметное.
Структурные элементы Деятельности:
- Умения – это способы выполнения (успешное выполнение действий, способствующие целям и условиям Деятельности).
- Навыки – компоненты действия, сформированные в процессе упражнений.
- Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность Деятельности.
Три вида Деятельности:
- труд;
- учение;
- игра.
Средства Деятельности:
- материальные предметы;
- знаки;
- символы;
- общение;
- орудия.
Деятельность носит продуктивный характер.
Структура сознания
Сознание – высшая форма психики, результат общественно-исторических условий. Формирование человека в трудовой Деятельности при постоянном общественно-социальном взаимодействии с людьми.
Психические характеристики сознания:
- Скрыто в самом названии со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. Т.о. в структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, при помощи которых человек постоянно обогащает свои знания.
- Отличие субъекта («Я» и «НЕ-Я») – единственное из всех животных, человек может исследовать сам себя, осуществлять самопознание.
- Обеспечение целеполагающей Деятельности человека (ставит себе цели, выбирает мотивы, принимает волевые решения и т.д.).
- Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях (любовь у матери к близким, ненависть к врагам и т.д.).