Представления о природе детской игры в контексте психоаналитической, когнитивной и культурно-исторической теории
Фрейд. Проигрывает неприятные ситуации. Игра как искусство и наука, обходной путь в преодолении барьеров, которое ставит общество на пути удовлетворения влечений.
Адлер. В игре ребенок пытается заглушить неполноценность, слабость. Протест неполноценности.
Когнитивная теория
Пиаже, ранние работы
«Теории двух миров». До 2 – 3 лет ребенок живет в целостном мире. Реально то, что желательно. После 3-х лет до 7 лет – 2 мира. 1 – мир реальности. 2 – мир субъективности (мир желаний, игры). Через игру удовлетворяет свои желания. 7 лет – один мир с вытесненными желаниями.
Поздние работы
Игра 3 этапа:
- практическая игра – ребенок получает удовольствие от результата действия;
- 2 – 7 лет – воображение. В игре воспроизводит то, что с ним происходит в жизни;
- игры с правилами (8 – 11 лет) – игры, которые контролируются.
Культурно-историческая теория
Выготский, Эльконин
Игра как ведущая Деятельность дошкольного возраста. В игре развивается умение общаться со сверстниками и саморегуляция, нормы поведения, этические нормы, копирование взрослых.
В игре появляется децентрация – избавление от эгоцентризма.
Леонтьев. Ведущая Деятельность.
Это та Деятельность, в которой появляются новые виды Деятельности, характерные для следующего возрастного периода. Ребенок учится играя. Формируются основные психические функции (творческое воображение), от которого зависит изменение Личности ребенка, наблюдаемое в данный возрастной период.
Младенчество – эмоциональное общение.
Раннее детство – предметно-манипулятивная Деятельность.
Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра.
Игра – учебная Деятельность.
Младший подростковый возраст – интимно-личностное общение со сверстниками.
Старший подростковый возраст – учебно-профессиональная Деятельность.
Ведущая Деятельность является ведущей в силу условий жизни.
Петровский критиковал:
- нет экспериментального обоснования;
- наличие одной ведущей Деятельности задает однообразие развития;
- нет единства в понимании ведущей Деятельности.
Психологи выделяют разные ведущие Деятельности:
Дошкольный возраст:
- Эльконин – игра
- Лисина – общение
- Коган – детско-художественное творчество
Подростковый возраст:
- Эльконин – интимно-личностное общение
- Коссаковский – учебная Деятельность
- Коган – познание
- Фельштейн – общественно-полезная Деятельность
Игра – это феномен детского развития, где переживание и осознание соединяются. Происходит психологическое развитие.
«Все действительное – разумно». Гоголь.
Психоанализ (Фрейд, Юнг, Хорни, Фромм)
Существуют влечения и их надо реализовывать. Но прямая реализация запрещена обществом, а подавление ведет к неврозу. Появляется искусственная реализация, символическая реализация этих влечений – игра. Принцип удовольствия согласуется с принципом реальности. Игра является выражением глубинных инстинктов или влечений. Биологизаторский подход. Символический характер игры. Интерпретация подменных смыслов игровых действий, сложная символизация. Игра сближается со сновидением, символическая реализация влечений.
Культурно-исторический (Выготский)
Игра рассматривается в социальном контексте. Связывает игру с ориентировочной Деятельностью. Основным аспектом игры является моделирование социальных отношений.
Роли, правила, умение управлять своим поведением моделируются в игре. На первом плане – роли, на втором – правила. Управление поведением (Эльконин).
В игре происходит социализация. В младшем школьном возрасте игра является ведущей Деятельностю.
Культурно-историческая теория рассматривает 3 аспекта игры:
- моделирование социальных отношений (стремление войти в систему социальных отношений не может реализоваться в реальности);
- усложнение социальных отношений, моделируемых в игре;
- роли и правила моделируются в игре. Сначала на первом плане роли, а потом правила.
Когнитивный (Найсер, Пайвио)
Какие когнитивные функции развивает игра? Игрой замещает реальный предмет. Игра выступает как развитие символической функции. Игра – развитие символической функции. Моделирующий характер игры объектов усложняется, абстрагируется от конкретных символов (шахматы). Развитие воображения.