При каких условиях возможно осознание себя и своего поведения?
Самосознание (по Зейгарник) – это отношение человека к окружающему: к природе, социальной среде и понимание своего места в окружающей среде.
Различные точки зрения на самосознание:
- С одной стороны это генетическая форма сознания, включающая самоощущение и самовосприятие. Самосознание начинается с того, что у ребенка формируется образ своего тела (отделять себя от других).
- Рубинштейн. Самосознание – это высший продукт сознания, который формируется в ходе развития Личности.
- Самосознание начинает формироваться из ощущений собственного тела и формируется на протяжении всего пути развития Личности.
2 этапа самосознания:
- Формирование схемы тела.
- Осмысление отношения с внешним миром и осмысление собственных действий и поступков.
Функции самосознания:
- Оценочная – оценивание себя и других.
- Рефлексивная.
- Защитная.
Осознание себя и своего поведения возможно при сохранности функций самосознания.
Нарушения самосознания:
- Дереализация – тяжелая форма нарушения самосознания. Отмечается утрата ощущения себя. Потеря границ своего «Я». Это сопровождение нарушения сознания вообще.
- Деперсонализация – более сохранная форма нарушения самосознания. Есть чувство отчуждения (синдром Кандинского-Клебамбо). Нарушения схемы тела (синдром Алисы).
- Расщепление ядра Личности – раздвоение Личности. Внутри больного появляются 2 человека, которые конфликтуют между собой. Каждая из половинок имеет свою память, историю.
- Измененная или неадекватная самооценка. Самооценка может быть завышенной, заниженной, лабильной.
Этапы самосознания связаны с критериями, по которым определяется наличие самосознания:
- Выделение себя из окружающего мира и отделение себя от окружающего мира.
- Активность. Человек осознает свою активность.
Осознанное поведение. К трем годам у ребенка первичная самооценка – осознание не только своего «Я», но и «Я – хороший». В дошкольном возрасте – осознание своих переживаний, осознание себя во времени, соподчинение мотивов и самосознание.