Модели внимания. Внимание и деятельность
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. В научной психологии проблема внимания стоит особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия.
Это связано:
- «Несамостоятельность» внимания как психического процесса (не выступает изолированно от других феноменов, не имеет своего отдельного специфического продукта).
- Является психическим инструментом активности субъекта.
На нынешнем новом этапе приверженцы когнитивной психологии описывают его как отдельную инстанцию и рассматривают либо как блок селекции информации, либо как специфическую предвосхищающую активность (Величковский, 1982, Дормышев, Романов, 1995).
Если попытаться обобщить всю феноменологию внимания, то можно прийти к следующему определению: внимание – осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием (Лурия, 1976).
Многие современные модели внимания основываются на экспериментальных исследованиях с использованием методического приема «вечеринка с коктейлем». Дональд Бродбент («Восприятие и коммуникация», 1958) сравнил функционирование внимания с работой фильтра – осуществление отбора (селекции) информации, предохранение канала передачи информации от перегрузки. Термин прижился в когнитивной психологии и породил множество моделей. Их можно условно разделить на модели:
- Канеман изложил трактовку внимания как умственного усилия (модели внимания «второго поколения»). Внимание – ресурс. Умственное усилие равнозначно акту внимания. Определяется не столько желаниями или сознательными интенциями субъекта, сколько сложностью задачи (одновременное выполнение двух деятельностей сразу).
- Рубинштейн, развивая свою концепцию психической Деятельности, полагал, что внимание не имеет собственного содержания. Оно – «сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как Деятельность, направленная на объект».
- Выготский рассматривал внимание через призму организации поведения, а его развитие связывал с овладением, то есть с возможностью произвольно управлять своими действиями. Внимание как способ регуляции поведения.
- Идеи были развиты Гальпериным – «Внимание и интериоризированный контроль» – внимание возникает после того, как действие контроля переходит от родителя к ребенку и интериоризируется, автоматизируется, сокращается. Тогда возникает феномен внимания. Фокус внимания – область ясного сознания.
- Гиппенрейтер – природа внимания может быть раскрыта только через анализ Деятельности. Уровневая организация Деятельности (Бернштейн), в большинстве своем уровни неосознаваемые, внимание связывается лишь с ведущим уровнем этой организации.
На сегодняшний день, в рамках когнитивной психологии существуют следующие модели внимания:
- внимание как ресурс – в качестве базового свойства внимания – способность распределяться. Если считать, что внимание это ресурс, то он может быть распределен. При распределении должен соблюдаться баланс. Внимание можно дробить (распределение как переключение или только между автоматизированной и неавтоматизированной работой). Правополушарное и левополушарное прослушивание – может ли человек услышать сразу все (эксперимент);
- внимание как фильтр – работает со свойством избирательности. Внимание понимается как процесс фильтрации важной информации. Низкоуровневые фильтры – отбрасывается все, что не нужно для решения задачи. Феномен Черри – человек приходит на вечеринку, с кем-то общается, но если где-то произносится его имя, он реагирует. Мнение – что связь с людьми всегда вызывает внимание. Вынужденное внимание;
- внимание как действие. Внимание как активный, целенаправленный процесс – спланированное внимательное наблюдение. Деятельности слежения, оператор.