Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 22.11.24

Время: 19:45

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Генез восприятия. Восприятие как система перцептивных действий

Генез восприятия. Восприятие как система перцептивных действий

Генез восприятия. Восприятие как система перцептивных действий

Общее определение восприятия – отражение объекта в его целостности. Восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является перцептивный образ, который тем сложнее, чем сложнее отражаемый объект.

В развитии восприятия с точки зрения фило-, онто- и актуалогенеза проблема будет одна и та же – существует два этапа в создании перцептивного образа:

- локализация в пространстве (за это отвечают подкорковые структуры);

- восприятие формы и мелких деталей (детализация). Осуществляется корковыми отделами.

Периферическое зрение отвечает за локализацию и направление движения. Центр – восприятие формы.

Та же схема развития у всех видов восприятия (на примере зрительного).

Восприятие – это сложная познавательная Деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которая позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить и так далее. Состав перцептивных действий зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. того, зачем и для какой цели человек смотрит и слушает в данный момент. Б.Г. Ананьев, который посвятил этой проблеме большое количество исследований, выделял следующие перцептивные действия:

- измерительные, позволяющие оценить величину воспринимаемого объекта;

- измерительные, сопоставляющие размеры нескольких объектов;

- построительные, отвечающие за построение перцептивного образа;

- контрольные, сличающие возникающий образ с особенностями предмета;

- корректирующие, исправляющие ошибки в образе;

- регуляторные, поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия и др.

Все перцептивные действия формируются при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия, наблюдения и осваиваются, совершенствуются по мере накопления жизненного опыта. Исходным периодом формирования перцептивных действий является 2 – 3 год жизни, но наиболее значимо позднее время дошкольного возраста, а так же школьный возраст. В связи с этим очень важным моментом является специальная организация развития детей, обучение наиболее эффективным перцептивным действиям в тех или иных условиях восприятия. Процесс восприятия нового объекта обычно носит развернутый характер: анализируется большое количество самых разных признаков предмета, более или менее информативных. По мере развития восприятия (или по мере овладения соответствующей Деятельностью), количество этих признаков сокращается, и остаются только самые значимые из них, которые в дальнейшем выполняют сигнальную функцию. Происходит формирование оперативных единиц восприятия – сенсорных эталонов, зрительных образов, хранящихся в памяти, с которыми человек сравнивает то, что воспринимает в данный момент (такими эталонами могут быть контуры предметов, тон цветовой гаммы, градация громкости и высоты звука и т.д.). Общее направление развития перцептивных действий в процессе опознания объектов состоит в переходе от последовательного разглядывания к симультанному (свернутому, моментному). Процесс развития восприятия в онтогенезе осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям: становление системы моторных (двигательных) компонентов и усвоение, отбор сенсорных эталонов.

2 – 3 неделя – громкий звук; 3 – 5 неделя – фиксирует взгляд; 1 месяц – форма и цвет; 1 год – слуховое восприятие (человеческая речь).