Особенности зависимости эффективности групповой деятельности от её размера и эмоциональных взаимоотношений в ней
Эта проблема была исследована группой ученых под руководством Немова.
Есть группы с высоким, средним, низким уровнем развития. Эффективность обычно представлена компонентами:
- продуктивностью;
- удовлетворением трудом;
- наличием предмета, целей и ценностей.
Влияние размера группы:
Продуктивность:
- в группах с высоким уровнем развития положительный коэффициент корреляции 0,63;
- со средним – 0,18;
- с низким – 0,56.
Примерно такие же коэффициенты по компоненту «удовлетворение трудом».
Вывод: увеличение размеров группы позитивно сказывается на эффективности в группах с высоким уровнем развития, и отрицательное влияние оказывает на группы с низким уровнем развития. Для диффузных групп – нейтрально.
Влияние эмоциональных взаимоотношений:
- в группах с высоким уровнем развития может быть парадоксальный результат – удовлетворение положительно коррелирует с высоким уровнем межличностных отношений; на продуктивность межличностные отношения влияют отрицательно;
- в группах с низким уровнем развития эмоциональные контакты оказывают положительное влияние по двум компонентам.
Так же оказывают большое влияние другие факторы:
- виды самой Деятельности;
- специфика задачи (чем сложнее задача, тем больше времени теряется на распределение ролей и т.д.);
- социальная ленность.
Вывод: величина группы и эмоциональные контакты не оказывают прямого и однозначного влияния на успешность Деятельности в группе. Зато увеличение или уменьшение числа членов может повлиять на результат Деятельности. Есть положительные и отрицательные стороны.
Оптимальным считается тот размер группы, который необходим для наиболее качественного выполнения той Деятельности, которая выполняет группа. Необходимо обеспечить активное участие каждого члена, наилучшим образом распределить обязанности и скоординировать действия. Увеличение группы имеет и плюсы (широкое обсуждение вопросов, большая вариативность возможностей и т.д.) и минусы (уменьшается сплоченность, вероятность распада на мелкие группировки, трудно управлять, расхождение во мнениях, увеличение психол. дистанции, снижается вклад каждого).
Должен быть морально-психологический климат в группе: взаимная поддержка, открытое обсуждение разногласий, нежелание переходить на новое место.