Каковы способы определения мотивационного ядра выбора в системе межличностных отношений?
Социометрия. Предложена Дж. Морено. Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию.
Все данные о таких «выборах» заносятся в особую таблицу – социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы – социограммы, после чего рассчитываются различного рода «социометрические индексы», как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений.
Референтометрия – процедура определения степени значимости определенной Личности в группе. 2 этапа:
- этап: социометрия или обсуждение темы с каждым членом группы.
- этап: референтометрия. Индивидуально. С чьим опросным листом он хотел бы ознакомиться (3 выбора).
Дает эмоциональное отношение в группе, но не определяет мотив ядра.
Мотивация:
- Определить структуру группы – социометрия.
- Дается перечень качеств и человек оценивает других.
- Сравнить данные полученные по социометрии и 2.
Петровский. Мотивационное ядро выбора – система мотивов, по которой Личность готова осуществить эмоциональный (деловой) контакт с одними членами группы и отвергать других. На прямой вопрос человек не всегда ответит честно, поэтому важен эксперимент – выявление мотиваций на основе косвенных данных. Школьнику предлагается составить социометрический упорядоченный ряд (с кем бы ты хотел сидеть за одной партой). Затем другая ситуация – кто бы в классе мог помочь с заданием. Если социометрический ряд будет совпадать (будет близок) с первым рядом, то в мотивационное ядро выбора очевидно входит мотив конформного общения, если со вторым – мотив ожидания помощи в учебе. Используя коэффициент корреляции рангов, можно выяснить, какой из рядов входит в ядро межличностного выбора. Оценка выборов дает возможность выяснить личностные черты, составляющие предпочтительность, относительный вес каждой черты. Ядро выбора может показать уровень, достигнутый группы.
Способы: анкета, наблюдение, опрос, тесты. Ильин «Мотивы и мотивации». Специфика группы и сферы ее Деятельности определяет перечень мотиваций. В спорте 15 – 17 мотивационных факторов. В политике – 3–5. Расстановка мотивов в порядке значимости. Пилотаж исследования (наблюдение + опрос).
Разработка теста:
- Выбрать 5 наиболее важных мотивов.
- Проранжировать.
Математическая статистика – отражает мотивационное ядро.