Оцените критически концепцию «черта лидера». Каковы границы её допустимости?
Лидером становится человек, обладающий определенными врожденными чертами личности.
По современным данным лидерство формируется в процессе социализации, и не врожденно. Есть предрасположенность.
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.
Существуют 3 основные теории лидерства:
1. «Теория черт» - «харизматическая теория». Исходит из немецкой психологии конца XIX – начала ХХ вв. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных черт. В 1940 г. Берд составил список из 79 черт. Впоследствии создавались др. списки, ни одна «черта лидера» не занимала постоянного места. В 1948 г. американский исследователь Р. Стогдилл сравнил между собой более 120 исследований «черт лидера» и пришел к выводу об отсутствии серьезных научных данных, позволяющих считать, что лидерами становятся люди, обладающие какими-то особенными чертами характера или специфическим набором этих черт. Дженнингс – теория черт в большей мере отражает черты экспериментатора, нежели черты лидера. В противовес возникла теория «лидера без черт», но она не давала ответ на вопрос, каково происхождение черт лидера.
2. «Ситуационная теория лидерства». Лидер – продукт определенной ситуации (какое-либо одно качество необходимо именно в данный момент), отрицается врожденность лидерских черт.
3. «Системная теория лидерства». Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом («Вероятностная модель эффективности руководства» Ф. Фидлер). Человек, чтобы быть лидером, должен быть наделен определенными личностными чертами, а с другой стороны учитываются ситуации, задачи.
Кричевский. «Концепция ценностного обмена». Лидерство – личностный обмен между руководством и группой.
Многие социальные психологи справедливо критикуют психологические теории лидерства за неправомерные попытки перенести результаты лабораторного эксперимента в область явлений общественной жизни (действуют многообразные социально-экономические факторы, влияние которых не способно учесть исследование).
В последнее время используется деятельностный подход к исследованию межличностных отношений в группе. В его рамках получает новую интерпретацию и «теория черт лидера». Смешав всевозможные типы групповой Д, представленные к тому же в группах разного (по признаку деятельностного опосредствования) уровня развития, сторонники «теории черт» не смогли выделить какие-либо инвариантные черты «лидера вообще». Иного результата и не следовало ожидать.
Критика.
Правы, когда говорят о бесперспективности усилий выделить черты «лидера вообще», а тем более объяснить их какой-то природной предрасположенностью лидерству.
Не правы, когда не видят, что в огромном материале по «чертам лидера» представлены группы разного уровня развития, где в одном случае может быть жестко зафиксирован конечный набор качеств лидера, соответствующий узкому содержанию Деятельности данной группы, а в другом – широкая вариативность положительных личностных характеристик, которые не могут быть сведены к конечному множеству, к каким бы способам анализа ни прибегал исследователь (группировка, факторизация и т.д.).
Но основной порок «теории черт лидера» лежит в иной плоскости. Черты лидера не являются исходными и тем более единственными детерминантами лидерства, потому что не столько лидер создает ситуацию доминирования в группе, сколько группа порождает, выбирает, приемлет, культивирует и т.п. определенный тип лидера. Лидерство как социаль-но-психологический феномен возникает в результате взаимодействия человека и конкретных общественно обусловленных обстоятельств предметной Деятельности, субъектом которой он является как член группы определенного уровня развития. Социально-психологический облик группы первичен, черты в ней лидерства вторичны. Все сказанное не имеет своей целью как-то дискредитировать проблему «черт лидерства», но позволяет выявить ее подлинное место в строе социально-психологического знания.