Как соотносятся личностный и профессиональный рост?
Понятие «субъект труда» является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, то есть на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности.
Для того, чтобы стать субъектом труда, необходимо достижение высокого уровня развития способностей и других профессионально важных качеств Личности, развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.
Психологическая сущность проблемы становления, формирования профессионала, развитие его Личности опирается на два основных понятия: «профессионализация субъекта труда» и «профессионал». Профессионализация – это формирование специфических видов трудовой активности человека (Личности) на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих), обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда.
Профессионализацию субъекта труда следует рассматривать в следующих направлениях:
1. Как процесс развития Личности, то есть как специфическую форму активности, целостное, закономерное изменение количественных и качественных характеристик субъекта труда. Его психическое развитие отражает законы и программы онтогенеза (индивидуального развития человека) и филогенеза (развитие человеческого рода), проявляется в возрастной периодизации, зависит от уровня его активности и характера основной Деятельности (Абульханова К.А., Ананьев Б.Г., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С. и т.д.). Профессиональное развитие заключается в формировании у человека прежде всего профессиональных способностей и мотивов труда, соответствующих требованиям Деятельности, и зависит от содержания трудового процесса, условий его реализации, особенностей профессиональной карьеры и т.д.
2. Как профессиональную самореализацию индивида на жизненном пути, в ходе которой профессионализация обусловливается процессами самопознания, саморегуляции, самоконтроля и самооценки Личности, влиянием событийно-биографических факторов – действий, поступков, решений, жизненного опыта, стиля жизни и т.д. Развитие и профессионализация на протяжении жизненного пути отражаются в возрастных периодах, в стадиях (этапах) жизнедеятельности человека, зависит от жизненных противоречий между требованиями общества и стремлением самой Личности к развитию и самореализации, планами и их исполнением, социализацией и индивидуализацией Личности и т.д. Место профессионализации в жизненном пути Личности – это этап трудового пути (профессиональный путь, трудовая биография, творческий путь Л).
3. Как форму активности Личности, которая в психологии рассматривается в соотношении с Деятельностью, выступая как динамическое условие ее становления и динамическое условие ее собственного движения. Н.А. Бернштейн отмечал, что активность человека – это процесс моделирования потребного будущего и целенаправленного его достижения в ходе воздействия на себя и на окружающие условия. Профессионализация как форма активности имеет свою структуру, кот. включает мотивы (побудительные силы) профессионализации, ее цели (достижения), представления о программе реализации этого процесса, информационную основу трудовой Деятельности, принятие решения на этапах этого процесса, контрольные операции по проверке принятых решений.
Таким образом, профессионализация – это функция Личности и общества, а оценка продуктивности этого процесса проводится по социальным и личностным показателям эффективности Деятельности и развития субъекта труда.
Личность и Деятельность. Процесс формирования Личности профессионала обусловливается синтезом возможностей, способностей, активности Личности и требованиями Деятельности. Основной смысл содержания проблемы сводится к формулам:
- - «проявление Личности в профессии», т.е. в выборе и овладении профессией, в удовлетворении личностных познавательных интересов;
- - «развитие Личности в Деятельности», что отражается в формировании профессионально ориентированных качеств человека (его организма и личностных черт), расширении сферы познания окружающего мира, развитии форм и содержания предмета общения.
Формирование Личности профессионала характеризуется внутренней противоречивостью процессов индивидуального развития человека – неравномерностью изменений и гетерохронностью (разновременностью) фаз развития, а также зависимостью психического развития от смены различных видов Деятельности на профессиональном пути и в течение коротких промежутков времени.
Профессиональная Деятельность человека задает направление развития его Личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты Личности, манеру поведения и т.д. В этой связи можно говорить об идентификации Личности, т.е. о процессе адаптации Личности к требованиям конкретной Деятельности. Иногда приобретенные человеком особенности Личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.