Групповая психотерапия создавалась по мере развития социальной психологии, где человек рассматривался преимущественно в системе межличностных отношений и как совокупность социальных ролей. Особое значение для психотерапии приобретает закономерности взаимоотношений между членами малых групп (до 20 человек).
Использование таких отношений в виде групповой динамики в процессе становления и развития группы оказались перспективными при психотерапевтической работе с пациентом.
Основные понятия групповой терапии:
- самостоятельный характер групповой терапии
- групповая динамика
- роль руководителя
- участники групп
Цели и задачи групповой психотерапии.
Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориентированного на личностные изменения, дифференцируются в зависимости от концептуальных представлений о личности и природе ее нарушений. В общем цель групповой психотерапии можно определить как раскрытие, изучение и переработку проблем клиента, его личносных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на почве анализа использования межличностных взаимодействий.
Основные методы групповой психотерапии:
- группы встреч
- тренинговые группы
- психодрамма
- трансактный анализ
- гештальт-группы
- телесно-ориентированная терапия
- арт-терапия
- кино-тренинг
- танцевально-двигательная терапия
1. Группы встреч. основоположник - К.Роджерс. Его концепция "основной встречи", связана с работами в области клиент-центрированной психотерапии. Другая разновидность связана с концепцией "открытой встречи" В.Шутца. Центральная идея - единство тела и сознания. Любое психологическое воздействие, которое игнорирует телесные ощущения будет неполным. Шутц выдвинул программы активных телесных упражнений. Шутц определил само понятие "встреча", как способ установления отношений между людьми, основанной на открытости и честности, осознание самого себя и своего "я", ориентации на принцип "здесь и сейчас".
2. Тренинговые группы. Тренинг - это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, например на развитие навыков самопознания и саморегуляции общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. Исходная теоретическая позиция зависит от цели и методики работы:
- тренинги саморегуляции
- тренинги коммуникатевных умений
- тренинговые группы, стимулирующие личностных рост (гуманистической, когнитивной ориентации)
- обучающие тренинги.
Некоторые основные приемы для любых трениговых программ: методы ролевой игры, групповая дискуссия, невербальная коммуникация.
3. Трансактный анализ. С середины 60х годов 20 века большую популярность приобрел анализ структуры и динамики личности и на его основании - взаимодействия людей, предложил Э.Берн. С точки зрения данного подхода у каждого человека его "Я" в разных жизненных ситуациях. Человек может находиться в одном из трех Эго-состояний. Под Эго-состоянием понимается совокупность мыслей, чувств и форм поведения. Суть: "Родительское" Эго-состояние - усвоенное от родителей и других значимых лиц, шаблоны и стереотипы поведения, правила и запреты, традиции и тому подобное, чем может руководствоваться человек в конкретной ситуации. Эго-состояние дает человеку возможность соотнести свои чувства, мысли и побуждения с конкретными возможностями в данных обстоятельствах в настоящее время. Это рациональное, аналитическое начало в человеке работает по принципцу "здесь и сейчас". Основная долгосрочная цель: пересмотр своих ранних решений и "переписывание" жизненного сценария. По Э.Берну основная задача: уменьшить значение непродуктивных сценариев.
4.Гештальт-терапия. Гештальт-терапия была разработана Ф.Перлзом и вобрала в себя его психоаналитический опыт, влияние экзистенциальной философии, гештальт-психологии и идей В.Райха о физиологических механизмах реакций сопротивления. Основные поятия: фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, зрелость, полярности и функции защиты. Долговременаая цель: достижение каждым участником зрелости, посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Члены группы приобретают способность все более полно использовать естественные процессы для взаимодействия с окружением.
5. Телесно-ориентированная терапия основана на концепции В.Райха, которых полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую форму и что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечных зажимов и мышечной ригидности. По Райху человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от "мышечного панциря", познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с глубинными стремлениями.
6. Психодрама. Принадлежит к гуманистическим направлениям и ориентирована на переживание психотерапии, и восходит к концепции Дж.Л.Морено, который создал эту психотерапию. Основа на спонтанных ролевых и импровизированных играх детей. В зависимости от выбранного методы психодрама может иметь акцент:
- психоаналитический глубинный
- поведенческо-терапевтический
- социометрический
Имеет родство со следующими подходами: гештальт-терапия и телесно-ориентированная терапия. Суть: материал для переживания (конфликт или прослемная ситуация) создается при помощи терапевта и других членов группы на сцене в групповых сценках, которые разыгрывают, а затем обсуждают.
7. Арт-терапия. - эмпирический метод, связанный с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через мзобразительную деятельность. С целью изменения его состояния и структуры мироощущения. Арт-терапия синтезировала несколько подходов: экзистенциально-гуманистических, трансперсональная методология. Часто используются в комбинации с другими психотерапевтическими техниками: телесноориентированной, драмтерапия, аутогенные тренинги.
8. Танцевально-двигательная терапия. На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В.Райх и Г.Саливан), аналитическая психология К.Юнга. Основная задача: обретение чувствования и осознаности собственного "Я".
Общие терапевтические цели: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоций, включающих в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символическое действие. Отличие от других форм психотерапии (с телом), здесь нет идеальной модели тела, которую нужно достичь, здесь клиент сам исследуя себя (принцип активности клиента), свои движения, развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним. Важное: движение важно тем, как оно чувствуется, а не тем, как выглядит.