В психологии не существует диагноз. Диагностика проводится если
- если есть болезни, протекающие в сжатой форме (не все симптомы видны).
- не типичное заболевание.
- больной в состоянии ремиссии.
М.б. проведена
- дифференциальная диагностика.
- Топическая диагностика (неврология, нейропсихологическая – в клиниках).
- Функциональная диагностика: не выявляет поражений мозга при неврологии инейропсихологической. диагностике. Только минимальные нарушения функций мозга, выявление сохранных функций, описание их в анализе.
- Индивидуально-личностная диагностика: при составлении психологического портрета испытуемого сопоставляются результаты наблюдения до и во время работы по методикам.
Ход работы:
- Сначала собираются данные (анамнез), сюда входят пол, возраст, образование, семейное положение.
- Данные о семье, где рос: количество детей в родительской семье, какой по счету ребенок, какие отношения были в семье, интересы, хобби, значимые события с момента рождения (и + и-), травмы, м.б. длительная госпитализация.
- Выдвигается гипотеза: какие предполагается увидеть личностные характеристики, самооценка, мотивация достижения, на сколько обучаем.
- Поведенческий портрет: особенности внешнего вида, поза, раскован - зажат, мимика, позиция общения, поведение по отношению к себе и т.д.
Фиксация наблюдения ведется на протяжении всего исследования.
Психодиагностическое обследование (пдо) – деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Выделяют три основных этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).
Сбору данных с помощью психодиагностих методик (тестов) должен предшествовать период ознакомления с нек-ым комплексом объективной и субъективной информации об обследуемом ( н\р история болезни, заключения других специалистов и т.д). с этой целью м.б. использованы и опросники-анкеты. Важно предварительное изучение обследуемого. Этим создается основной фон пдо., намечаются элементы рабочей картины личности, необходимые для диагноза и прогноза. Пдо всегда система взаимодействия экспериментатор – обследуемый, необходимо учитывать влияние различных переменных, включенных в эту систему (ситуационные переменные, к которым в первую очередь относятся психодиагностические ситуации, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого). При выборе психодиагностических методик следует руководствоваться сведениями об их надежности и валидности по отношению к диагностической задаче. Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики (построение профиля личности, перевод сырых баллов в стандартные величины, расчет коэффициента интеллекта.).
В процессе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический и статистический. Клинический ориентирован на опыт исследователя, интуицию, его особенность – доверие к субъективному суждению. Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, н\р уравнения регрессии. Вопрос об эффективности этих подходов не м.б. решен альтернативно. в полноценном пдо необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.