Всего 4 синдрома мозговой несформированности:
- Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.
- Функциональная несформированность левой височной доли
- Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий.
- Функциональная несформированность правого полушария.
Краткая характеристика:
1. Лобные отделы мозга: Легко отвлекается, быстро устает от занятий. Вял и равнодушен практически ко всему, особенно к выполнению школьных заданий. Учебная программа усваивается с трудом. В обследовании ребенок медлителен и монотонен, не всегда удерживает программу эксперимента. Основной феномен: склонность к упрощению программы. Внешний контроль повышает эффективность работы. Речевая продукция крайне бедная, снижена обобщающая функция речи, речь примитивна по синтаксису. Включение ребенка в активную речь затруднено. Основной при данной несформированнности - является недостаток саморегуляции, программирования, целенаправленности и контроля за протеканием собственной деятельности. И связана она со слабым регулированием функции речи, речь еще не достигла такого уровня развития, когда она станет организатором и конструирующим фактором его деятельности.
2. Левая височная область: Отличительной чертой является трудность в звукоразличении, и , как следствие, понимание речи, воспринимаемой на слух. В остальных психических функциях не обнаружены какие-либо значительные дефицитарные отклонения. В жалобах ребенка ссылки на то, что учитель говорит быстро, непонятно. При чтении проблема в расстановке ударения, чтение плохо интонировано. Письменная речь нарушена в большей степени и зависит от состояния фонематического слуха. В связи со звуковой лабильностью расстраивается самоконтроль за собственной речью. В результате чего появляется компенсаторное многословие, но чаще замкнутость, молчаливость. При отсутствии коррекции нарушается способность разворачивания программы собственных речевых высказываний, появляется деформация обобщающей и номинативной функции речи.
3. Межполушарные взаимодействия: Данный синдром отличается набором типичных признаков "функциональной автономности" мозговых полушарий:
- несформированность реципрокной координации рук
- обилие реверсий (зеркал.)
- тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля
- несформированность фонематического слуха
- нестабильность номинативной функции речи
- "краевые" эффекты при исследовании памяти (первый и последний эталон запоминает лучше)
- использование различных стратегий решения интеллектуальных задач, что производит впечатление одновременного существования двух систем мышления, поскольку в одном и том же эксперименте ребенок может использовать то одну, то другую стратегию.
- Все перечисленное приводит ко множеству вторичных дефектов, подчас приводящих не только к учебной дезадаптации, но и к неоправданным диагнозам.
4. Правое полушарие: В первую очередь обнаружение недостаточного пространственного представления и нарушения порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов на следах памяти. Нередки предметные парагнозии, дефекты сомато- и лицевого гнозиса, цветоразличения и дифференциации эмоций. В зрительной памяти нарушения порядка сочетается с обилием параграфий и реверсий. Эталонные образцы видоизменяются и трансформируются до неузнаваемости. Обнаруживаются также и реверсии и контаминации (слепки) из двух фигур, и искажения, связанные с метрическими и структурно-топологическими метаморфозами. Речь и мышление в пределах нормы. Однако эти процессы носят "взрослый" штамповый оттенок с обилием интонационно-мелодических и жестомимических компонентов. Первичная пространственная недостаточность вредоносно сказывается на эффективности письма, счета и чтения в той их части, которая базируется на оптико-пространственном представлении.
Коррекция.
Современные методы коррекции детей с отклонением в психическом развитии разделены на два основных направления.
Первое - когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирования высших психических функций. Например: целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д.
Второе - методы двигательной коррекции (моторной), или телесно-ориентированные методы. Попытки связать эти два направления чаще всего сводятся просто к суммации их (вводят в коррекционную программу когнитивные и двигательные методики). Опыт показывает, что результат не достигается, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций и разнонаправленный дефекты. В сложившейся ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического здоровья детей, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе.
Основное направление - комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Суть: Воздействие на сенсомоторный уровень, с учетом общих закономерностей онтогенеза ("Методика замещающего онтогенеза"), вызывает активизацию в развитии всех Высших психических функций, так как он является базовым для дальнейшего развития Высших психических функций, логично в начале коррекционного процесса отдавать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим , восстанавливающим и простраивающим взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математикой.
Методологически "комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация" опирается на современные (по А.Р.Лурия) представление о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего - в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга); учение Л.С.Цветковой о нейропсихологической реабилитации; принцип "замещающего онтогенеза" (Семенович).
Методически - адаптированный вариант базовых нейропсихических, телесно-ориентированных, театральных и иных психотехник, применительно к детскому возрасту.