Интеллектуальная деятельность в стадиях:
- Стадия предварительной ориентировки в условиях задачи
- Формирование программы алгоритма
- Непосредственное осуществление различных операций
- Контроль за промежуточным и конечным результатом
- Сличение полученного результата с условием задачи
При локальных поражения мозга:
Динамические нарушения интеллектуальной деятельности: регуляторные и временные (если какая-нибудь стадия растягивается). Если какая-нибудь стадия выпадает - выпадает операция - операциональное нарушение интеллектуальной деятельности.
1. Висок. При поражении левого виска на фоне сенсорной или аккустико-мнестической афазии - нарушение вербально-логической деятельности. Пространственные задачи могут быть выполнены.
Нарушения могут возникнуть при речевом опосредовании. Например: от 100 отнимать по 3. Не сможет, так как нужно постоянное речевое опосредование. Если условие задачи на слух - то может забыть. Структурное или операциональное нарушение. Задачу нужно предъявить в письменном виде. Тогда опора на зрительные связи поможет опоре на речевые связи.
2. Теменно-затылочные отделы. Нарушена структура наглядно-образного мышления. Недоступно пространственно-логические операции. Нарушение вербально-логических операций, если они требуют пространственных или квазипространственных отношений.
3. Задний лоб. Поражение премоторных отделов. Поражается вербальное и наглядно-образное мышление. На первом месте динамические нарушения интеллектуальной деятельности. Ошибка - стереотипные ответы. Трудности переключения. Сложности ориентировки задания. Инертность интеллектуальной деятельности.
4. Поражение префронтальных отделов. Возникают наиболее грубые изменения интеллектуальной деятельности. Структурного и динамического характера. Нарушается произвольность. Первая стадия - ориентировки отсутствует вообще. Либо сильно сокращается. Это касается наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Больной может не до конца рассмотреть картинку и начать делать. Читает разссказ, при пересказе понимает упрощенно. При контоминации - может смешать его с другим рассказом. Нарушение саой структуры логических связей. При арифметических задачах - упрощение программы. Например из 100 вычесть17. Больной отвечает: 83-73-63... Полевое поведение, что вижу, то вплетаю в свою деятельность. Инертность. Общая интеллектуальная инактивность. Привлечь к интеллектуальной деятельности невозможно.
При психических заболеваниях:
- Снижение уровня обобщения – конкретно-ситуативные решения при олигофрении, рано начавшийся эпилептический процесс, после перенесения тяжелых форм энцефалита.
- Искажение процесса обобщения – встречается в основном при шизофрении (галлюцинатороно-параноидной форме), психопатия.
Динамика мышления
- лабильность – травмы ГМ, атеросклероз ГМ, МДП в маниакальной фазе.
- инертность – эпилепсия, у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости.
Личностный компонент мышления
Разноплановость – шизофрения (особенно параноидная форма); резонерство – психопатия, шизофрения.
Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности: у больных шизофренией (вялотекущая форма) происходит ослабление процесса саморегуляции мышления, выражающееся в нарушении конструктивной и мобилизующей функций при относительной сохранности контрольной и активизации защитной. Снижена побудительность целей.
Иногда нарушается способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий. Некритичность, сверхценные, идеи бредовые состояния.
Изобретательский бред, кверулянтство - сутяжный бред, бред преследования, бред отношения, бред величия, ипохондрический бред, бред самоуничижения, любовный бред - можно разбить на три основные группы - величия, самоуничижения, отношения. Непонятно, что это - нарушения личности или мышления? Аргумент в пользу личности - нарушение адекватности самооценки.
При эпилепсии – нарушен регулятивный аспект целеобразования. В обоих случаях нарушение целеобразования носят динамический характер и зависят от общей иерархии целей, стоящих перед испытуемыми. Они отражают складывающиеся актуально в процессе решения взаимоотношения между направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей. + нарушения побудительного и регулятивного аспектов целеоборазования. При незаданности предметного содержания целей в условиях их произвольноговыдвижения проявляются характерные нарушения мышления: актуализация латентных, необычных свойств предметов, абстрактность построения – шизофрения; конкретность, детализация, ригидность мышления – эпилепсия.