Личность в условиях болезни. Варианты личностного развития в условиях хронического соматического заболевания
Классификация типов реакций на болезнь:
I. Медико-психологическая (Якубов, 1982 г.)
- Содружественная реакция. Характерна для лиц с развитым интеллектом. Склонны с первых дней заболевания становиться «ассистентами» врача, они послушны, пунктуальны и внимательны.
- Спокойная реакция. Характерна для лиц с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами. Пунктуальны, адекватно реагируют на все указания врача, выполняют все его указания, но без скурпулезности, свойственной первому типу.
- Неосознаваемая реакция. Отрицает свое заболевание. Является патологической реакцией.
- Следовая реакция. При выздоровлении у человека остается страх повторного заболевания. Они постоянно его ожидают.
- Негативная реакция. Больные находятся во власти предубеждения, ходят от одного врача к другому, обвиняя предыдущего в некомпетентности.
- Паническая реакция. Больные находятся во власти страха, одновременно лечатся в нескольких учреждениях, пытаясь узнать больше о заболевании и подключить все лечебные мероприятия.
- Разрушительная реакция. Больные ведут себя неадекватно, игнорируя все указания врача. Отказываются применять лекарства и изменять свой образ жизни.
II. Психолого-психиатрическая
- Стеническая реакция. Активная жизненная позиция Больного по отношению к лечению и обследованию.
- Астеническая реакция. Больные пессимистичны и мнительны. Психологически легче приспосабливаются к заболеваниям и их последствиям.
- Рациональная реакция. Реальная оценка ситуации и рациональный уход от фрустрации.
III. Социально-психологическая.
- Болезнь – угроза или вызов. Тип реакции как противодействие. Уход, тревога или борьба.
- Болезнь – утрата. Депрессия, растерянность, горе. Предпринимает попытки привлечь внимание.
- Болезнь – выигрыш или избавление. Безразличие или жизнерадостность. Нарушение режима и враждебность по отношению к врачу.
- Болезнь – наказание. Человек сначала испытывает стыд, а потом агрессию или гнев.
Переживание болезни во времени
Фазы:
- Предмедицинская фаза. Появляются первые признаки заболевания. Человек решает вопрос об обращении за помощью к врачу.
- Ломка жизненных стереотипов. Человек становится изолированным от работы, а может быть и от семьи при госпитализации. У него нет уверенности в прогнозе своего заболевания. Он полон сомнений и тревог.
- Адаптация к заболеванию. Острые симптомы постепенно снижаются. Одновременно снижаются чувство безысходности. Человек приспосабливается к факту заболевания.
- Фаза «капитуляции». Человек примиряется с судьбой не предпринимает усилий по поводу поиска новых лечений, становится равнодушным и угрюмым.
- Фаза формирования компенсаторных механизмов. Приспособление к жизни, а также появление установок на получение каких-либо материальных или иных выгод от заболевания (рентные установки).
Больной и семья
Семьи гуманно реагируют на больных.
Этапы изменения взаимоотношений в семье:
- Этап игнорирования болезни родственниками. Первые признаки замечают посторонние люди, а не близкие.
- Этап осознавания заболевания родственниками. Настойчивая социальная гиперактивность родственников.
- Этап затухания активности родственников. Родственники смиряются с заболеванием. К ним приходит понимание ограниченности медицины в средствах лечения. Стараются подольше держать пациентов в стационаре и реже навещают его.
- Этап перестройки структуры семьи. Инкапсуляция Больного. Семья приобретает относительное равновесие за счет исключения пациента из структуры семьи. Он находится в семье как наблюдатель (лишь механически).
Возрастные особенности ВКБ
В детском и пожилом возрасте наблюдается максимальный разрыв между субъективной и объективной оценкой болезни.
Учитывание развития ребенка его паспортному возрасту. Длительное соматическое заболевание у детей зачастую становится источником задержки в психическом и соматическом развитии.
Часто наблюдаются явления регрессии, т.е. возврат к типам реагирования, которые свойственны более младшему возрасту. Эта регрессия рассматривается как защитный механизм, т.е. дает возможность ребенку не понимать факт своего заболевания, его тяжесть и прогноз на будущее.
У детей до 6 лет часто встречаются фантастические представления о своем заболевании, которые связаны с чувством страха перед уколами и другими медицинскими манипуляциями.
У подростков бывает уход в прошлое. Прошлое оценивается как эталон счастья.
Уход в фантазии и устремленность в будущее. Тогда заболевание воспринимается как временная преграда.
Пожилые люди
Заболевание протекает тяжелее и на более длительное время ухудшается состояние.
Выражены соматогенные влияния заболевания.
Ухудшение психических процессов – первый признак заболевания.
Ночные делирии – беспокойство и галлюцинации.
Психосоматические заболевания с точки зрения социальных ролей
Ограничения женской роли
Традиция – хранитель домашнего очага. Домохозяйка. Нет реализации себя как Личности. Материальная зависимость. Могут спровоцировать соматическое заболевание.
Работа + хранитель домашнего очага. Перенапряжение физическое и психическое. Женщине сложнее подняться по служебной лестнице. Трудности общения в коллективе. Оплата труда.
Совокупность этих факторов, соматическое заболевание, если есть конфликт (акцентуация).
Ограничения мужской роли:
- Норма успешности или статуса. Отрицательное влияние на самоактуализацию мужчины.
- Норма умственной твердости. Должен быть знающим, компетентным, вседа контролировать ситуацию.
- Норма физической твердости. Ожидание, что мужчина будет физически сильным, мужественным и не будет избегать опасности.
- Норма эмоциональной твердости. Не должны показывать свою слабость, не показывать такие чувства как страх. Должны сами решать свои проблемы. Эмоции скапливаются внутри.
- Норма антиженственности. Должны избегать всех признаков, соответствующих женщинам. Нельзя выражать нежные чувства.