Основной патопсихологический синдром при шизофрении
Часто шизофрения носит прогредиентный характер (поступательный). Отмечается диссоциация психики, т.е. утрата ею единства. Происходит длительное или медленное развитие дефекта Личности, а также в структуре шизофренического дефекта могут быть обнаружены снижение активности, аутизм, эмоциональное оскудение, разнообразная продуктивная психопатологическая симптоматика, т.е. бред, галлюцинации, дереализация, деперсонализация и т.д.
Диссоциация – во всех сферах могут существовать противоречия (изменения регулирующей функции мышления).
Деперсонализация – человек перестает ощущать то, что с ним происходит, перестает соотноситься с собственным «Я».
Дереализация – потеря ощущения себя в реальности.
Первое описание шизофрении сделал Крепелин – раннее слабоумие (схизис – расщепление (лат.)). Блеер описал симптом аутизации при шизофрении.
Формы шизофрении. Шизофрению можно дифференцировать по содержанию ведущей симптоматики:
- катотоническая форма (достаточно выраженная форма: не ест, не пьет, как бы в стороне;
- параноидная форма (повышенная подозрительность, теории о преследовании);
- галлюцинаторно-параноидная форма (галлюцинации, изменение поведения и др.).
Оценка степени прогредиентности течения. Динамическая составляющая заболевания:
- непрерывно текущая (нет ремиссиий);
- приступообразная.
Для понимания о ведущем дефекте нужно рассмотреть время начала заболевания. Если началась в детстве, то на первое место выступает задержка психического развития, искажение психического развития.
В подростковом возрасте – эмоционально-личностное изменение.
В юности – доминирует параноидный или галлюцинаторно-параноидный симптом.
В позднем возрасте – часто доминирует тревожно-депрессивное и ипохондрическое состояние.
Шизофрения включает в себя много симптомов. Основной дефект – расщепление.
Нарушение сознания единства собственной Личности (импульсивность и ригидность). Социальные контакты доступны, но Больные в них не вступают.
Продуктивность мыслительной Деятельности низка. Нарушение мышления наступает рано. Стабильны остаются даже в условиях хорошей ремиссии, трудно поддаются коррекции.
Чаще нарушена операциональная сторона мышления по типу искаженного процесса обобщения. Больной способен решить задание на обобщение, провести сравнение, но при этом выполняет задание с опорой на латентные признаки и не ориентируется на повседневную практику. Нарушения динамической стороны мышления обычно не наблюдается, кроме 2 случаев:
- при интенсивной терапии нейролептиками;
- особое эмоциональное состояние, на фоне которого исследуется Больной.