Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 02.05.24

Время: 19:26

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Рефераты Психология Роль эмоциональных факторов в возникновении бронхиальной астмы

Роль эмоциональных факторов в возникновении бронхиальной астмы

План

  1. Влияние эмоций на функцию дыхания.
  2. Психотерапия при соматических заболеваниях
  3. Бронхиальная астма ; одно из заболеваний психосоматической патологии
  4. Гипнотерапия ; один из возможных вариантов психотерапии
  5. Семейная психотерапия
  6. Позитивная психотерапия
  7. Возможные причины возникновения заболевания (помимо психосоматических)
  8. Заключение

Влияние эмоций на функцию дыхания.

Влияние эмоций на функцию дыхания хорошо известно из повседневной жизни. О внезапном прекращении дыхания при сильных переживаниях говорится в таких выражениях, как ;перехватило; или ;захватило дух;. Вздох ; общераспространенное выражение печали. Плач ; еще один комплексный экспрессивный феномен, в котором участвует функция дыхания. Но, самое главное, дыхание ; это важнейший компонент речи.

Ввиду такой тесной связи между дыхательной и экспрессивно-эмоциональной функциями вполне вероятно, что в возникновении большинства заболеваний и расстройств дыхательных путей важную роль играют психологические факторы. В литературе имеются отдельные наблюдения, указывающие на то, что эмоциональные переживания ухудшают состояние больных туберкулезом. Однако до настоящего времени систематические исследования в этой области ограничивались исследованием бронхиальной астмы.

Психотерапия при соматических заболеваниях.

В настоящее время отмечается все большая интеграция психотерапии в соматической медицине. Объектом психотерапевтических воздействий становятся различные заболевания и, прежде всего так называемые психосоматические расстройства. Зарубежные ученые подчеркивают, что соматические, в том числе психосоматические, пациенты являются малоперспективными для психотерапевтического воздействия, особенно для психоанализа. Пытаясь объяснить трудности в использовании психотерапии при лечении соматических больных и считая, что основной из них является сложная природа психосоматических заболеваний, ученые конкретизируют некоторые из этих трудностей. К их числу он относит: роль собственно соматических (биологических) механизмов и их представления, и защитные механизмы пациента, имеющие прямое отношение к лечебной мотивации и поведению во время лечения (например, выраженное сопротивление пациента, отрицание им роли психологических механизмов болезни и др.), негативное значение контрпереносных реакций у самих интернистов и психотерапевтов. Все это приводит к тому, что эффективная психотерапия таких пациентов становится трудноосуществимой, если не сказать ; неосуществимой, задачей.

Приходится учитывать также общее отношение к психосоматической проблематике в медицине. Психосоматика, достаточно разработанная и разрабатываемая на теоретическом уровне, пока не приобрела популярности в здравоохранении и медленно внедряется в жизнь, практику обслуживания больных. Однако психотерапия, если ставить перед ней реалистические цели, оказывается, несомненно, полезной при различных соматических расстройствах. Направленная на восстановление тех элементов системы отношений пациента, которые определяют возникновение участвующего в этиопатогенезе заболевания психического стресса либо развитие в связи с последним невротических ;наслоений; психотерапия способствует уменьшению клинических проявлений заболевания, повышению социальной активации больных, их адаптации в семье и обществе, а также повышает эффективность лечебных воздействий биологического характера. В связи с этим следует заметить, что, поскольку наиболее распространенной в настоящее время является медицинская модель заболевания, согласно которой лечение осуществляется, прежде всего, с помощью лекарств и процедур, широкие возможности предоставляет использование психотерапевтического опосредования и потенциирования воздействий биологической природы лекарственных, диетических, физических и др.

При лечении соматических заболеваний широко применяются различные методы психотерапии: гипнотерапия, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение и др. Есть данные о положительных результатах использования поведенческой терапии у больных с психосоматическими заболеваниями. Основным в этом случае является преодоление зафиксированных реакций тревоги. С помощью указанных методов можно воздействовать на психопатологические нарушения ; страх, астению, депрессию, ипохондрию, а также на нейровегетативные и нейросоматические функционально-динамические расстройства (со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной желудочно-кишечной и других систем).

Существенным стимулом к продолжающимся попыткам эффективного использования психотерапии в соматической клинике явилось развитие различных форм личностно-ориентированной, в том числе и групповой, психотерапии. Это находит отражение не только в зарубежной литературе, психодинамической - и экзистенциально-ориентированной, но и в работах авторов хотя и отрицающих психогенез этих заболеваний, но в то же время признающих важную роль в их происхождении психосоциальных факторов. Объектом групповой психотерапии при этом, как и психотерапевтических воздействий, в целом, являются психологические факторы патогенеза заболевания (интрапсихический конфликт) Механизмы психологической защиты, ;внутренняя картина болезни;, в том числе патологическая реакция личности на заболевание? Система значимых отношений больного, включая нарушенные в результате заболевания социальные связи пациента. Наибольший интерес в настоящее время представляют попытки применения групповой психотерапии при собственно психосоматических заболеваниях, а также вопросы соотношения ее с различными видами симптоматической психотерапии.

Не касаясь многих соматических заболеваний, при которых психотерапия уже сегодня становится важным компонентом комплексного лечения, следует указать на использование ее при восстановительной терапии кардиохирургических больных.

Решающее знание при включении в систему лечения приобретает правильное соотношение личностно-ориентированной и симптоматической психотерапии, определение целей, задач и выбор конкретных психотерапевтических техник с учетом соотношения клинических, психофизиологических и психологических механизмов психосоматического расстройства и его специфики на различных этапах лечения.

Бронхиальная астма ; одно из заболеваний психосоматической патологии

Одним из заболеваний, относящимся к основной группе психосоматической патологии, является бронхиальная астма. При всей сложности ее патогенеза в значительной части случаев важное место в нем занимает нервно-психический фактор (зависимость приступов от психоэмоциональных воздействий, времени суток, определенной обстановки и др., т.е. наличие условно-рефлекторного механизма возникновения приступов). Поэтому при бронхиальной астме, особенно с учетом терапевтической резистентности ее у ряда больных, показана психотерапия либо самостоятельно, либо в системе комплексного лечения. Применение гипнотерапии у больных бронхиальной астмой позволило не только подтвердить эффективность этого метода при данном заболевании, но и выработать определенные показания к направлению больных на гипнотерапию:

  1. отсутствие острых инфекционных процессов в органах дыхания (лечению гипнозом должны подвергаться только те больные, у которых инфекционные очаги ликвидированы, а астматические приступы, тем не менее, продолжают возникать)
  2. достаточная внушаемость и гипнабельность больного, а также желание лечиться гипнозом
  3. отчетливый психический компонент в патогенезе и течении заболевания
  4. наличие у больного условно;рефлекторного механизма возникновения повторных приступов.

Рассмотрим гипнотерапию, как один из возможных вариантов психотерапии.

Не всегда обращение к анализу, к человеческому разуму может помочь в избавлении от болезненной симптоматики. Нередко больной говорит: ;Доктор, я все понимаю, но ничего не могу поделать, я все равно боюсь; и т.п. Одним из методов психотерапии, направленных на эмоциональные, волевые, глубинные личностные компоненты, является гипнотерапия, то есть использование с лечебной целью гипнотического сна, на фоне которого психотерапевт производит лечебные внушения, направленные больше всего на снятие болезненной симптоматики, на внушение пациенту хорошего самочувствия после сеанса, устранение признаков заболевания.

Как бы ни объяснялся механизм погружения в гипнотический сон (утомлением анализатора при монотонном зрительном или слуховом восприятии, частичным сном, внушаемостью человека, приводимого психотерапевтом к сноподобному состоянию и т.д.), в практическом отношении имеет значение то, что при этом отсутствует критика загипнотизированным пациентом лечебных внушений психотерапевта. Поэтому лечебные формулировки, даваемые в императивном стиле короткими фразами, оказываются достаточно эффективными для устранения страхов перед какими-то действиями, для обретения уверенности в своих силах, способности решать проблемы и даже для изменения функционирования внутренних органов.

Наиболее распространенной является техника словесного погружения пациента в состояние гипнотического сна. Психотерапевт описывает больному ощущения, обычно испытываемые при засыпании. Описания даются образные, короткими фразами, спокойно и размеренно, с повторениями, преимущественно в утвердительной и повелительной форме. Например, пациенту, лежащему на кушетке или сидящему в кресле в удобной позе, говорится примерно, следующее: ;Вам сейчас приятно и удобно. Все заботы дня отодвинулись, исчезли. Сейчас есть желание покоя и отдыха. Покоя и отдыха от всего. Сейчас здесь тихо, уютно, тепло. Вы уснете приятным гипнотическим сном. Вы будете спать, и слышать мой голос. Только сон и голос. Я буду считать до 10, и при счете 10 вы будете спать. Закройте глаза и слушайте меня. Ни о чем не думайте, только слушайте. Это очень приятное состояние. Это полный покой, полный отдых, желанный сон. Расслабляются мышцы лба. Веки спокойно прикрывают глаза. Глаза отдыхают. Приятная темнота. Расслаблены щеки…; и т.д.

Глубина гипнотического сна может быть разной. Чаще всего выделяют три стадии сна: сомнолентная (в виде сонливости), каталептическая (гипотаксическая) и сомнамбулическая. Однако для проведения лечебного внушения глубина сна существенной роли не играет. Лечебное внушение во время сна зависит от задач, которые ставит перед собой психотерапевт, исход из симптоматики заболевания, личностных особенностей пациента и внутренней картины болезни, сложившейся у пациента.

Точкой приложения лечебного внушения может быть определенное переживание, ощущение, мысль и даже состояние внутренних органов (частота и ритм сердцебиения, глубина дыхания, просвет бронхов…).

Целью гипнотического сна может быть просто отдых, уход от тревожащих обстоятельств, передышка, необходимая, для мобилизации ресурсов во имя преодоления какого-то препятствия и т.п.

Однако какова вы ни была техника погружения пациента в гипнотическое состояние, главное в гипнотерапии ; содержание лечебного внушения.

При этом следует еще раз отметить, что внушение носит преимущественно иррациональный характер, оно обращено не к логике больного, а главным образом к его эмоционально-волевым характеристикам, причем больной пассивно подчинен психотерапевту.

Для избежания формирования повышенно внушаемости многие психотерапевты избегают применять гипнотерапию к детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также к лицам, постоянно стремящимся быть загипнотизированными (страдающих гипноманией).

Введение психотерапии в систему лечебно-восстановительных мероприятий при бронхиальной астме способствует не только улучшению состояния больных, но и профилактике рецидивов, т.к. восстановление нарушенных отношений пациентов и полноценности их социального функционирования выступает в качестве важного звена предупреждения дистрессов, нередко играющих существенную роль в возникновении и течении бронхиальной астмы.

Для больных бронхиальной астмой со стереотипным протеканием приступов удушья или с затрудненным дыханием, нередко обусловленными отрицательным воздействием на больного поведения членов семьи, существенное значение наряду с суггестивным и поведенческим методами имеет семейная психотерапия. Не сводя сложный многофакторно обусловленный этиопатогенез бронхиальной астмы к нарушению одних лишь внутрисемейных отношений, как это нередко представляется в психосоматической литературе, отечественные психологи справедливо отмечают, что семейная психотерапия создает условия для замены патологических психологических защитных механизмов на более зрелые и конструктивные и в этом плане выступает как важный элемент личностно-ориентированной психотерапии при бронхиальной астме.

Остановимся немного подробнее на семейной психотерапии.

При групповой психотерапии специалист после предварительного индивидуального знакомства с пациентами объединяет их для дальнейшей работы, а после достижения лечебного эффекта группа перестает существовать. Однако в мире преобладают группы длительно и тесно взаимодействующих и живущих вместе людей, которые организовались задолго до встречи с психотерапевтом и обратились к нему в связи с заболеванием одного из своих членов, а после излечения эти группы будут продолжать свое интенсивное взаимодействие, но уже на более перспективном уровне. Это семьи. Семьи создаются людьми для обеспечения психологического комфорта, эмоционального тепла, для избавления от чувства одиночества и ради возможности иметь детей. В гармоничных семьях люди находят поддержку своих жизненных целей, установок и ориентаций. Они прояляют конфомную реакцию на нормативы общества о семейной организации и удовлетворяют свои сексуальные потребности. В то же время в любой семье возникают трудности из-за возрастных и половых различий, из-за разных интеллектуальных возможностей членов семьи и из-за принадлежности их к разным социально-психологическим группам.

Трудно себе представить, чтобы всем членам семьи было хорошо, если одному из них плохо. В семьях закрепляются и стереотипизируются определенные отношения друг к другу, причем эти отношения способствуют сплоченности, возможности существовать семье как единому целому, как системе, которая стремится себя сохранить путем изменения деятельности ее членов, если один из них меняет в чем-то свои функции. Это касается и ситуации, когда кто-то в семье заболевает. Болезнь одного побуждает остальных членов семьи изменить свои обязанности, интересы, отношения и поведение. Причем источником проблемы, вызвавшей, допустим, невротическую симптоматику у ребенка, может быть кто-либо из взрослых, а пациент является в таком случае носителем симптома. Для одного члена семьи болезнь ребенка представляется грозным явлением, от которого необходимо немедленно избавиться, а для другого признаки болезни могут быть желательными, так как позволяют ему использовать их в своих собственных целях (предположит, мать может заявить отцу, что он не имеет права где-либо задерживаться после работы, так как дома больной ребенок, хотя на самом деле болезнь не опасна, просто женщина таким образом, ограничивает свободное времяпрепровождение мужа вне семьи). Таким образом, чтобы помочь ребенку избавиться от болезненных симптомов, часто приходится работать не только с ним, но и со всей семьей в целом и, изменив внутрисемейные отношения, добиться с помощью семьи излечения пациента. Такая системная семейная психотерапия оказалась в настоящее время особенно распространенной в мире.

Однако есть и другие концептуальные подходы к семейной психотерапии. Например, рационалистически и гуманистически ориентированные формы семейной психотерапии ставят акцент на проработке и избавлении семьи от иррациональных стереотипов отношений, взглядов и установок по отношению друг к другу. Психотерапевт помогает членам семьи улучшить понимание друг друга, достигнуть умения открыто выражать свои чувства, желания и мысли, но по определенным правилам, позволяющим избегать разрушительных конфликтов. Важно добиваться уважительного отношения к проявлениям индивидуальности каждого, разделения ответственности, а не подчинения друг другу, увеличивать степень доверия в отношениях между членами семьи. При этом разрушаются своеобразные неперспективные семейные мифы, девизы семейных отношений: ;мы живем ради него;, ;он наша единственная радость;, ;это жуткий монстр;.

Если в семейной психотерапии применяется психодинамический подход, то основой работы служит анализ причин и психологических механизмов происхождения неудачных форм реагирования и поведения членов семьи на предыдущих этапах жизни. Вскрываются модели родительских семей, обнаруживаются неудовлетворенные в детстве желания, анализируются личностные особенности членов семьи и возможности для их продуктивного взаимодействия.

Работа с пациентами вместе с их семьями ; один из наиболее сложных и трудоемких видов психотерапии. Недаром известные семейные психотерапевты не без юмора и иронии дают оценки семьям и своим терапевтическим усилиям. Так, например, Р.Лэнг полагает, что семья ; это самый реакционный институт. Это шайка бандитов, где каждый от каждого защищается. Здесь царит взаимное устрашение насилием. Патология индивида ; это функция семейного механизма и объясняется неудачными межличностными отношениями.

Семейная психотерапия направлена на достижение таких изменений в системе отношений членов семьи, которые приведут к уменьшению или исчезновению болезненных признаков у ;носителя симптома;. Психотерапевт может вести работу, помимо всей семьи в целом, с разными семейными подсистемами в отдельности (мать ; ребенок, бабушка ; ребенок, супруги, прародители и пр.) При этом на первом этапе работы психолог, выявляет и сохраняет существующие семейные роли, стереотипы отношений, обязанности, а на втором этапе, присоединяясь к разным подсистемам, добивается ;открытия; членами семьи причин и механизмов патологических проблем за счет создания у них эмоционального накала. Семье необходимо осознать, что она должна изменить свои отношения, взгляды, привычки, чтобы исчезли болезненные признаки у одного из ее членов, в противном случае все останется по-прежнему.

Как правило, инициатор обращения к психотерапевту пользуется манипулятивным запросом. В подобного типа просьбах ответственность с семьи снимается и переносится на психотерапевта. Необходимо на этом начальном этапе психотерапии трансформировать запрос в терапевтический, что возможно лишь после осознавания семьей своей несостоятельности в решении проблемы принятия ответственности за исход дела на себя. Кроме того, к психотерапевту нередко обращаются как к волшебнику, к великому и всесильному магу. Психотерапевту же необходимо помочь членам семьи найти ресурсы для решения проблемы в самих себе. После этого можно приступать к этапу реконструкции семейных отношений, для чего уточняются и видоизменяются ролевые функции между членами семьи, а также четко распознаются и соблюдаются границы между семейными подсистемами. Наконец, завершается семейная психотерапия обсуждением и представлением своего будущего, которое должно стать удачным после проделанной работы.

Позитивная психотерапия ; один из вариантов психологической помощи при заболевании бронхиальной астмой.

Если все рассмотренные ранее виды психотерапии направлены преимущественно на вскрытие психогенеза заболевания, анализ и устранение патологических симптомов, то при позитивной психотерапии акцент делается на саногенезе, то есть на тех возможностях человека, опираясь на которые он уже частично сам справляется с болезнью без помощи извне и в дальнейшем может полностью избавиться от заболевания, используя собственные личностные ресурсы.

В рамках этого направления возможен неструктурированный, свободный, экспромтный подход к работе с пациентом и структурированный, развернутый по определенным правилам и схемам.

При неструктурированной форме работы можно использовать любые приемы и техники во имя того, чтобы пациент как можно быстрее признал, что он обладает достаточной силой и возможностями, как бы ни был удручен больной, важно добиться от него хотя бы мимолетной улыбки, юмористической оценки событий. Пусть он отметит хоть какую-то положительную сторону, имеющуюся в болезненном признаке. Это как бы метатеоретический подход к психотерапии пациента. Он ориентирован на краткосрочное оказание помощи, причем работа концентрируется вокруг того приема, который оказался эффективным хотя бы в одном аспекте. Больного ориентируют на то, что его работа над собой по выздоровлению происходит уже сейчас, и он должен поблагодарить себя после сеанса, сделать лично себе что-то приятное, получить какой-либо приз. Тактически целесообразно сформировать для пациента конечную цель выздоровления, прояснить, что это даст ему в ближайшем и в отдаленном будущем. Отыскивается и утверждается позитивный аспект в любом переживании и в действии пациента для укрепления его веры в свои возможности, желания действовать и реализовывать поведенческие и личностные изменения для смягчения или устранения болезненной симптоматики.

При структурированной позитивной психотерапии структура личности понимается как состоящая из двух компонентов: способности к любви (первичные способности) и способности к познанию (вторичные способности). На формирование личности влияют соматические факторы, исходящие от организма, действуют микросоциальные факторы среды проживания и культурные воздействия, свойственные эпохе.

На различные психотравмирующие обстоятельства человек реагирует изменением телесных функций, деятельности интеллекта, сферы общения, интуиции и воображения (четыре сферы переработки конфликта).

Проблема у человека возникает тогда, когда воздействие среды на субъективную систему ценностей превышает возможности личности.

Структурированная позитивная психотерапия реализуется последовательно в виде пяти ступеней.

Первая ступень ; стадия наблюдения (дистанцирования). Важно, чтобы пациент смог увидеть свою проблему как бы со стороны, через анализ актуальных способностей и четыре сферы переработки конфликта. С этой целью используется специальный вопросник, дающий возможность ориентировки в четырех сферах переработки информации пациентом.

1 Вопросы относительно первой сферы переработки конфликта (тело)

  • Какие у вас жалобы на здоровье, ощущаете ли вы дискомфорт?
  • Вы ощущаете свое тело как друга или врага?
  • Какое из пяти чувств наиболее значимо для Вас?
  • Какой частью тела вы особенно реагируете, когда злитесь? И т.д.

2 Вопросы, адресованные к сфере деятельности (разум)

  • Каким видам деятельности вы отдаете предпочтение? Удовлетворены ли своей профессией?
  • Какие виды деятельности трудны для вас?
  • Чем вы больше всего интересуетесь?

3 Вопросы, адресованные к сфере контактов (традиции)

  • Кто в вашей семье более открыт для контактов?
  • Кто в вашей семье больше любит приглашать в дом гостей? И т.д.

4 Вопросы, относящиеся к сфере воображения

  • Можете ли вы вспомнить свои детские фантазии?
  • Как вы представляете себе жизнь после смерти?

Таким образом, на этой ступени психотерапии пациент определяет свою текущую проблематику болезненного характера и обозначает сильные стороны своей личности, на которые он может опереться в борьбе с заболеванием.

Пациент переходит от проработки сюжета актуальной проблематики к анализу перспектив своей дальнейшей жизни, после выздоровления, уже без патологии. По сути, это экзистенциально ориентированный этап психотерапии, который проводится на оптимистической ноте, и начало этому движению закладывается в настоящем по принципу "здесь и теперь".

При проведении позитивной психотерапии специалист должен учитывать возможности, реальную выносливость больного, что во многом связано с тем, каковы особенности личности и заболевания (невротического, психосоматического или психотического круга).

Длительность позитивной психотерапии может быть разной, но чем она меньше, тем больший акцент работы ставится на организацию помощи пациентом самому себе.

Причины бронхиальной астмы (различные причины возникновения бронхиальной астмы помимо психосоматических аспектов).

Строго говоря, речь пойдет не об истинной причине бронхиальной астмы. Эта болезнь имеет аллергическую природу, а стало быть, возникает по тем же причинам, что и любое другое аллергическое заболевание.

Пищевые продукты, пыль, цветочная пыльца и противодифтерийная сыворотка ; это не причины аллергии, а факторы ее вызывающие. Причина же кроется в ;сбое; иммунной системы, в результате которого она, вместо того чтобы распознавать чужеродные белки, могущие принести вред организму, сражается с ; ветряными мельницами; и использует свое оружие ; антитела ; против совершенно безобидным веществ. Таким веществом ; аллергеном ; может быть все что угодно: определенные продукты, пыльца растений, шерсть животных, бытовая пыль, моющие средства, практически любое лекарство, пищевые аллергены (пищевые добавки), и т.д. Трудно предсказать, какое именно вещество будет воспринято иммунной системой как потенциальный враг.

Заключение

У каждого человека своя уникальная и неповторимая жизнь, свои радости, свое горе и свои заболевания. С болезненными симптомами пациент приходит к психотерапевту, надеясь, что тот его поймет, вылечит и поможет полноценно жить дальше.

Психотерапевт искренне хочет помочь пациенту. Современная психотерапия располагает несколькими сотнями методов и техник, которые могут быть использованы для оказания профессиональной помощи. В психотерапии каждый метод имеет для применения свои показания, противопоказания, стратегию и тактические приемы. Специалист должен выбрать наиболее подходящий метод психотерапевтической работы с пациентом, учитывая его личностные особенности, психопатологические проявления, возможности пациента ;принять; этот метод.

Больному нет дела до научных теорий. Он хочет быть здоровым и счастливым. В процессе психотерапевтической работы меняется значимость той или иной проблемы, возникают новые сюжеты, которые могут оказаться еще более существенными для пациента, чем первоначальные, раскрываются такие стороны личности, которые не были ранее известны даже самому больному. Это нередко побуждает психотерапевта менять не только технические приемы работы, но и метод психотерапии. Свободное манипулирование в процессе лечения больного различными методами психотерапии вне какой-либо исходной теоретической концепции при оказании помощи конкретному пациенту называется эклектической психотерапией, а синтез разных методов работы, но объединенных единым теоретическим обоснованием, определяется как интегративная психотерапия.

Естественно, нет универсального метода, который помогал бы всем пациентам; с другой стороны, практически нет пациента, которому только с помощью одного метода психотерапии удалось бы решить все свои значимые проблемы. Поэтому в последнее время интегративная и эклектическая психотерапии находят себе все больше сторонников. Как считает Дж.Хейли, психотерапия возникает тогда, когда удается синтезировать процедуры различных методов, добиваясь максимальной эффективности в отношении выздоровления пациента. Конечно, критерием результативности работы психотерапевта является состояние пациента. Недаром К.Роджерс, как основатель клиент-центрированного направления в психотерапии, утверждает, что нет единственно правильного метода коррекции для каждого пациента, как не существует и единственной техники для оказания ему помощи. Проблема лечения во многом сводится к тому, настолько психотерапевт умеет овладевать все новыми методами работы и искусством их оптимального выбора и применения по отношению к каждому человеку, обратившемуся к нему за помощью.

Использованная литература:

  1. Психосоматическая медицина. ; М.: Геррус, 2000, Франц Александер
  2. Психотерапевтическая энциклопедия ; СПб, ЗАО ;Издательство Питер;, 1999, (Серия ;Мастера Психологии;), под редакцией Карвасарского Б.Д.
  3. Основы психопрофилактики и психотерапии ; СПб, ;Паритет;, 1999, под редакцией Демьянова Ю.Г.
  4. Бронхиальная астма ; как победить аллергическую реакцию ; издательство А.В.К., 2001, под редакцией Степанчиковой И.