Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 02.05.24

Время: 20:03

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Рефераты Психология Программа для факультативов по развитию профессионального самоопределения

Программа для факультативов по развитию профессионального самоопределения

  1. Тема: профориентация старшеклассников
  2. Задачи:
    • дать представление о способностях и мотивации в работе, необходимости учета склонностей при выборе профессии, научиться оценивать уровень своих знаний и навыков;
    • осознание учащимися своих профессиональных предпочтений,  определиться с областью своих профессиональных интересов, самостоятельно выстраивать планы реализации своих профессиональных интересов;
    • создание условий для формирования психологической готовности личности к выбору профессии, выявить профессиональную направленность учащихся, помочь многим окончательно определиться, узнать, в каких областях деятельности они могут наиболее успешно работать, реально оценивать свои шансы в освоении той или иной профессии.
  3. Возраст: программа рассчитана на старшеклассников
  4. Количество встреч: 3
  5. Методы: интервью, тестирование

Первый этап – предполагает проведение беседы о способностях. Затем дается тест Айзенка,тест интеллекта Амтхауера. В конце обсуждаются полученные результаты. С помощью методов психологической диагностики происходит развитие познавательного компонента своих способностей.

Способности — это то, что помогает быстрому приобретению, закреплению и эффективному использованию на практике знаний, умений и навыков. Известный психолог Борис Михайлович Теплов, долгое время, изучая эту проблему, дал такое определение способностям: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности бывают общие, т.е. такие, с помощью которых человек может достичь успеха в самых различных видах деятельности (например, умственные способности, развитая память, совершенная речь и др.).

В отличие от общих бывают способности специальные, которые определяют успехи человека в. отдельных видах деятельности (например, музыкальные, математические, спортивные и др.).

Каждый человек имеет потенциальные (скрытые) возможности для развития способностей. Они становятся реальными, когда под влиянием требований профессионального труда складывается система качеств, благодаря которой достигается успех в деятельности. Отсюда ясно, что способности очень динамичны, подвижны.

В истории известно множество примеров проявления способностей к различным видам деятельности в раннем возрасте.

Так, замечательный французский математик, создатель теории групп Эварист Галуа, выдающиеся заслуги которого признаны сейчас учеными всего мира, прожил всего 20 лет. Он не был вундеркиндом и при жизни не добился никакой .известности. Первым учителем Галуа стала его мать, умная, хорошо образованная женщина. В возрасте 12 лет он поступил в Королевский коллеж Луи-ле-Гран, в котором учились дети из семей, принадлежавших к высшим кругам буржуазии. Преподаватели отмечали «незаурядные способности» своего воспитанника. В 15 лет Эварист отдает предпочтение математике. Быстрота, с которой он продвигался вперед в этой науке, казалась необычной. По выражению одного из преподавателей «он был одержим бесом математики» Накануне роковой дуэли Галуа* правил свои математические работы. Этот исключительно одаренный молодой человек оставил всего шестьдесят написанных от руки страниц, которые открыли миру имя ученого-математика Эвариста Галуа. Какие еще примеры раннего проявления способностей вы знаете? (М.Ю. Лермонтов, Вольфганг Моцарт и др.)

Способности не зависят от возраста. Вы узнали о примерах проявления способностей в раннем возрасте. Эти случаи доказывают, что способности не являются результатом только обученности, что их развитие предполагает соответствующие задатки. Известны примеры яркого проявления способностей и «в пожилом возрасте. Первая выставка картин Любови Михайловны Майковой состоялась, когда ей было 87 лет, рисовать она начала в 79, а до этого работала в колхозе и никуда из села не выезжала. За одну только зиму бабушка Люба нарисовала 200. картин. Болгарским телевидением сделан двухчасовой фильм о ее творчестве. «Почему Вы начали рисовать только в 79 лет, почему не раньше?» — Любовь Михайловна не могла ответить на этот вопрос. Автор статьи ответил за нее так: «Художник рождается и в чреве матери, и на склоне лет своих. И ничто не может этому помешать. Нигде. И ни в какие времена».

Значит, неспособных людей нет. Нужно только отыскать в себе эту «изюминку» и развивать ее. Если по тесту структуры интеллекта у вас невысокие результаты, если вы не обнаружили в себе развитых словесных, счетных или пространственных способностей, не отчаивайтесь! Скорее всего, у вас есть другие способности — музыкальные, художественные, педагогические. Или, возможно, вы — общительный, коммуникабельный человек, у вас хорошие организаторские способности? Или вы умеете что-то хорошо делать своими руками? Ищите, пробуйте, используйте любую возможность, чтобы раскрыть новые грани, своего внутреннего мира, своих способностей.

Способность (я могу) мотивация (я хочу) – труженик, лентяй, бездарь.

На втором этапе происходит самопознание индивидуальных предпочтений. Интервью используют в контексте программы, как информацию для размышления о себе и своей жизни субъекта самоопределения. Предлагается тест по выявлению интересов учащихся. Учащимся предлагается разделиться на пары и провести парное интервью.

Парное интервью состоит из взаимного опроса участников, по вышеуказанной анкете. Все участники делятся на пары и проводят друг у друга опрос. Рядом с биографическими данными необходимо разместить 4-6 примерных вопросов, которые так же можно задать собеседнику во время интервью.

Целью интервью с партнером является, наряду с биографическими данными узнать качества, интересы и умения каждого участника, которые характеризуют его как особенную личность. Этим поясняется уважение к каждому участнику и способствует развитию интереса в группе для дальнейшего занятия с другими.

Твое хобби:

Что ты делаешь охотно?

А что неохотно?

Представления о будущей профессии:

Как ты видишь свое будущее?

Девиз твоей жизни:

Что меня интересует?

Чему я научился раньше?

Чем я действительно могу заниматься?

Каким вы представляете свое будущее через пять лет?

На третьем этапе – учащиеся в процессе беседы знакомятся с научными подходами к выбору профессии. Этап направлен, главным образом, на изменение познавательного компонента и определение профессиональной направленности личности.

Профконсультант называет шесть профессиональных типов личности.

Учащиеся записывают их. Дается описание тех видов деятельности, которые наиболее подходят каждому типу. Психолог характеризует каждый тип, рассказывает о его сформированности/несформированности. Профессиональный тип личности считается сформированным, если количество набранных баллов по одному из типов превышает все остальные на две и более единиц. Если наиболее выражены два значения, допустимо считать профессиональный тип частично сформированным: В случае же, когда график получается как бы «размытым», то есть, на нем нет четко выраженных вершин, «пиков», профессиональный тип считается несформированным. Это означает, что у подростка еще нет определенных профессиональных предпочтений. Можно говорить, что человек еще не определил, какая профессиональная сфера его привлекает, что ему больше нравится (как правило, такие ученики недостаточно осознают и свои интересы, желания, профессиональные намерения, что можно дополнительно проверить, обратившись к анкете оптанта).

Шесть профессиональных типов личности (по Дж. Голланду):

  • Первый тип личности — реалистический (практический). Любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии связиста, пиротехника, радиомонтажника, водителя, лесника, пчеловода. Коммуникативные навыки требуются в минимальной мере.
  • Второй тип личности — интеллектуальный. Сообразителен, наблюдателен, независим, оригинален, обладает нестандартным мышлением, творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Предпочитает научные профессии: эколога, философа, футуролога и т.п. Межличностные отношения играют в деятельности незначительную роль.
  • Третий тип личности — социальный. Активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Главное содержание труда — взаимодействие с людьми.
  • Четвертый тип личности — стандартный (конвенциальный).Усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус и т.п.).
  • Пятый тип личности — предприимчивый. Находчивый, практичный, подвижный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству. Любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми — многочисленны (следователь, журналист, политик, предприниматель и т.п.).
  • Шестой тип личности — артистический. Высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения, словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью (дизайнер, переводчик, художник, музыкант, актер и т.п.).