Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.12.24

Время: 09:30

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Рефераты Психология Социология образования

Социология образования

Лихоманова Е.Е.

Москва 2002

План:

  1. Образование как социокультурный феномен.
  2. Предмет и объект социологии образования.
  3. Важнейшие концепции социологии образования.
  4. Социологические методы изучения сферы образования.

1. Образование как социокультурный феномен.

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

2. Предмет и объект социологии образования.

Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:

  • общесоциологический (общетеоретический) уровень;
  • специальные (частные) социологические теории;
  • эмпирические социологические исследования.

На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.

Философская энциклопедия, определяет предмет социологии образования, как социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования, где происходит функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий, где в ходе таких занятий складываются определенные системы взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.

3. Важнейшие концепции социологии образования.

Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.

Исследования затрагивают такие вопросы, как:

  • соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;
  • пропорциональность морфологического строения структуры образования;
  • влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие.

Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.

Все исследования в социологии образования объединены по двум направлениям:

  • внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования,
  • внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, Социология образования может быть представлена в виде двух структур

1) теоретико-концептуальное содержание:

  • основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;
  • социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;

2) технологическая последовательность познавательной деятельности:

  • теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
  • методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
  • фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
  • проекты и модели социокультурной деятельности.

4. Социологические методы изучения сферы образования.

Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:

  • официальных: указы и постановления правительства, планы работы, материалы печати, личностные документы;
  • неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
  • специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.

Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:

  • традиционный
  • качественно-количественный (контент-анализ).

Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.

Часто применяется метод наблюдения, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий. Наблюдения бывают:

  • систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;
  • простое, носящее эпизодический, случайный характер;
  • включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;
  • не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми;
  • кратковременное, в течение 1-2 часов;
  • длительное, в течение ряда лет.

Метод наблюдения дает хороший результат в сочетании его с методом опроса.

Опрос - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

Анкетирование в исследованиях процесса образования применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно. К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод интервью, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с респондентом по специально составленному вопроснику.

Одним из современных видов метода интервью являются фокусированные интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования.

Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям проведения.

Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.

Используемая литература:

  1. Нечаев В.Я. Социология образования. – М., МГУ, 1992.
  2. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., Политиздат, 1992.