Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 03.05.24

Время: 06:21

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Рефераты Психология Психологическое консультирование

Психологическое консультирование

Введение

Психологическое консультирование – это система принципов и техник для помощи людям в том, чтобы изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни, и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.

В основном консультирование проводится в виде разговора между психологом и клиентом. Психолог-консультант обучен определенным принципам и техникам. Клиенту не обязательно ничего знать заранее. Просто нужно, чтобы он хотел каких-то изменений.

Работа происходит во время сеанса. Это период времени, обычно около часа, на протяжении которого консультант работает с конкретным клиентом. Обычно есть какая-то тема сеанса, основанная на том, чего просит клиент, или что психолог выбирает для проработки. Обычно в каждом сеансе достигается какой-то результат или улучшение. Консультант и клиент сидят друг напротив друга и разговаривают. Это не просто разговор. У психолога-консультанта есть четкие цели, и он очень хорошо осознает, над чем сейчас идет работа. Сначала он обычно собирает информацию, выясняя, что происходит с клиентом.

Когда психолог получил некоторое представление о ситуации клиента, он выбирает более точную технику для работы с данной проблемой. Эта техника тоже проводится как диалог между двумя людьми, но в ней есть определенная система, и определенные критерии начала и завершения.

Весь описанный выше процесс в основе своей базируется на одном из основополагающих методов психологического консультирования – беседе.

Отсюда тема нашей работы звучит следующим образом: «Сопоставительный анализ использование приемов ведения беседы».

Целю данной работы, является выявление теоретических основ беседы как метода психологического консультирования и анализ применения приемов проведения беседы на практике.

Для достижения поставленной цели в представленной работе решались следующие задачи:

  1. рассмотрение основных проблем, с которыми люди обращаются к психологу-консультанту;
  2. выявление теоретических особенностей беседы как метода психологического консультирования;
  3. анализ основных приемов проведения беседы и рассмотрение основной линии поведения консультанта во время проведения беседы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. Проблемы, решаемые психконсультантами

Кто из нас, просыпаясь утром, не вспоминает то, что принято называть проблемами: муж (жена) опять не в настроении...; начальник вчера предупредил меня последний раз...; сын нагрубил учительнице...; давно надо вернуть долг... и т.д. и т.п. Имя этим проблемам — легион, и они всегда с нами.

Если нам не везет и таких проблем становится все больше и больше, то настроение портится, из жизни исчезает радость, перспективы рисуются в мрачных тонах. Груз проблем, так называемых мелочей жизни, может стать настолько тяжелым, что ухудшатся не только настроение и самочувствие, но и пострадают даже характер и здоровье. Психические и психосоматические заболевания (от неврозоподобных состояний до психозов, от мигрени до инфаркта) — неизбежная плата за своевременно нерешенные проблемы.

От чего же зависит судьба людских проблем? Любой специалист в области душевной жизни (от батюшки-священника до наисовременнейшего психотерапевта) ответит на этот вопрос однозначно: первое условие решения любой проблемы - возможность ее выразить и обсудить с другим человеком.

Однако жизненный опыт свидетельствует, что этим другим человеком может быть далеко не каждый. Конечно, можно обсудить свою проблему с кем угодно: с женой или мужем, с приятелем или подругой, с родителями или сослуживцами. Более того, реально большинство именно так и поступает: не осознавая этого, в самых разных формах обсуждают свои проблемы с другими людьми. Но, как правило, польза от этих обсуждений невелика.

Кто же он, настоящий слушатель, который, вдобавок, может действительно помочь, облегчить вашу озабоченность, снять душевную боль?

В развитых странах мира ответ на этот вопрос знают все: консультации по личным вопросам дают профессионалы - психотерапевты, психологи, социальные работники.

Наша общая беда в том, что настоящая психологическая культура россиян еще только зарождается, и главное препятствие состоит здесь в наивной иллюзии, доставшейся нам в наследство от материалистической идеологии: бытие определяет сознание, и, следовательно, материальное благополучие определяет благополучие душевное.

В действительности все далеко не так просто. Весь цивилизованный мир уже давно понял, что счет в банке не обеспечивает автоматического решения всех личных проблем. Россиянам, это еще только предстоит понять. Правда, мы уже знаем, что наши богатые тоже плачут, знаем также дорогу к экстрасенсам и народным целителям, но большинство из нас еще ничего не знает о настоящих профессиональных практиках психологического консультирования и психотерапии, реально помогающих миллионам людей в других странах.

Если проанализировать проблемы, с которыми люди приходят к психологам и психотерапевтам на консультации по личным вопросам, то окажется, что почти всегда речь идет либо о межличностных отношениях: супружеских, детско-родительских, сексуальных, деловых, либо об отношениях внутриличностных, т.е. об отношениях человека к самому себе. Именно отношения (В.Н.Мясищев) составляют ту сферу в душевной жизни человека, которая постоянно порождает напряжения, коллизии, конфликты, а подчас и настоящие драмы.

Многообразие отношений, как и многообразие вступающих в эти отношения людей, поистине бесконечно. Но будь каждая проблема, возникающая в сфере межличностных и внутриличностных отношений, абсолютно уникальной и неповторимой, была бы невозможна специализация в этой области, следовательно, нельзя было бы накапливать обобщенные знания и вырабатывать специальные методы работы с людьми.

На самом деле за видимым разнообразием конкретных обстоятельств и проблем действуют общие психологические механизмы. Ниже речь пойдет об одном из них - о принятии.

Судьба наших отношений с любым конкретным человеком (кем бы он ни был: ребенком, родственником, начальником, подчиненным, просто знакомым) в решающей степени зависит от того, как и в какой мере мы принимаем этого человека.

Конечно, мы можем скрывать (как от других, так и от себя) свое непринятие других, можем демонстрировать видимость принятия. Однако эта игра рано или поздно кончается, обнаруживая себя неожиданным и зачастую немотивированным межличностным конфликтом.

Психологический секрет принятия других людей парадоксален, но прост: мы не можем принять в других только то, что не принимаем в самих себе. Например, если я не могу спокойно относиться к непунктуальности других людей, то это значит, что я не позволяю самому себе быть непунктуальным; если меня раздражает уверенность голоса моего собеседника, то, значит, я не могу позволить самому себе быть уверенным.

Иначе говоря, непринятие другого - это оборотная сторона непринятия себя. Если я не принимаю самого себя, если я все время как бы играю чужую роль, то это означает лишь одно: я не живу своей собственной жизнью.

Вырисовывается следующая довольно простая цепь причин и следствий: проблемы в общении - непринятие мною другого человека - непринятие самого себя - непринятие меня другими людьми - проблемы в общении со мной у других людей. Эту "цепь непринятия", буквально опутывающую всю нашу жизнь и все наши отношения с другими людьми, каждый из нас может разорвать лишь в одном звене, а именно, - в звене "непринятие самого себя". Только тогда, когда мы наберемся смелости всегда быть самими собой, ни в чем не изменять себе, когда мы отважимся довериться себе и перестанем оценивать и контролировать самих себя, мы сможем по-другому, с гораздо большим принятием посмотреть на окружающих.

Почему у человека возникает потребность в профессиональной психологической помощи? Можно назвать три основные причины: невозможность самому решить ту или иную проблему, преодолеть ту или иную трудность; невозможность пережить или изжить свою проблему, необходимость вновь и вновь возвращаться к ней, что вызывает ощущения ее неотвязности, собственного бессилия и отчаяния; невозможность получить реальную помощь (а не просто те или иные советы) от окружающих - родных и знакомых.

В ситуации, когда человек начинает испытывать безысходность от преследующей его не решаемой проблемы, естественным образом возникает потребность искать помощь у специалиста. Обычно этого специалиста представляют себе как эксперта, обладающего четким знанием того, что именно тревожит клиента и как ему можно помочь. Психолог уподобляется врачу, ставящему диагноз, выписывающему лекарства и назначающему процедуры. В действительности дело обстоит по-другому.

Конечно, психолог-профессионал обладает многочисленными специальными знаниями, однако в ситуации индивидуального консультирования он использует их не прямо, а косвенно. Его главная цель состоит не в том, чтобы соотнести свои знания с проблемой клиента и, таким образом, поняв его жизненную ситуацию, подсказать выход из нее. Напротив, цель психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту полнее, свободнее, откровеннее высказать затруднения, полнее осознать их, довести до его сознания ранее неявные, скрытые от него аспекты его собственного внутреннего мира, найти решение как переформулирование и переосмысление исходной проблемы.

Другими словами, психолог не решает проблему за своего клиента, он лишь создает определенные условия для обнаружения ее решения, которое в неявном, скрытом виде уже есть у клиента, хотя он даже не подозревает об этом. Иначе говоря, клиент на приеме у психолога вручает ему не только свою проблему, но и ее решение, при этом проблема с самого начала так или иначе, осознается клиентом, тогда как ее решение видится как скрытое где-то там: в учебниках и справочниках по психологии.

Так какие же условия создает психолог-консультант? И почему эти условия не возникают в обычном общении?

Мы уже говорили, что человек, обратившийся за психологической помощью, доверяет психологу не только свою проблему, но и ее решение. Задача консультанта-профессионала заключается в том, чтобы помочь клиенту найти и осознать это решение.

Чем и как помогает психолог? Раскроем несколько чисто профессиональных секретов.

Секрет первый. Важное средство эффективной психологической помощи - безусловное положительное отношение к клиенту. Это означает, что любые предварительные условия: предубеждения, симпатии и антипатии, предположения, ожидания, которые могут быть привнесены в психотерапевтическое общение психологом, крайне затрудняют это общение. Здесь помогает очень простое средство – отношение к клиенту как к человеку, испытывающему в данный момент определенные затруднения, но обладающему потенциальной способностью решить свои проблемы. Вспомнив роман "Мастер и Маргарита" М.Булгакова, проведем следующую аналогию: для психолога, как для Иешуа, любой человек по самой своей сути - добрый человек. Он такой не потому, что, например, чем-то напоминает Е. Леонова, или же ловит каждое слово и старательно выполняет рекомендации, но просто потому, что он человек. Для психолога - это достаточное и единственное условие положительного отношения к клиенту. Чувствуя такое безусловное позитивное отношение, клиент внутренне успокаивается и постепенно обретает уверенность в себе.

Секрет второй. Психолог помогает в том случае, если он не просто понимает своего клиента, но особым образом сопереживает ему. Психолог чутко реагирует не столько на слова, сколько на чувства и переживания, скрытые за этими словами. Говоря метафорически, он умеет общаться не только умом, но и сердцем. Такой способ общения позволяет клиенту осознать свои зачастую противоречивые, спутанные и вытесненные переживания, лучше и полнее понять себя и свою непростую жизненную ситуацию.

Секрет третий. Психолог может помочь своему клиенту только тогда, когда он сам свободен от проблем, открыт для общения, а все его собственные мысли и чувства, возникающие в ситуации "здесь и теперь", не спрятаны от клиента за вежливой улыбкой или/маской всеведущего эксперта. Открытость психолога стимулирует встречную открытость клиента, повышает степень его доверия к собеседнику, к ситуации консультирования в целом и в конечном счете - к самому себе.

Образно говоря, психолог тогда помогает клиенту, когда становится для него своего рода волшебным, живым зеркалом. Это зеркало должно быть полностью развернуто к клиенту, оно должно отражать различные стороны внутренней жизни клиента в ситуации консультирования и, наконец, оно должно быть чистым, незамутненным, прямым, чтобы давать клиенту четкое и неискаженное отражение его внутреннего мира.

Такое живое зеркало - основное условие, инициирующее процесс самоисследования клиента и, следовательно, поиск решения его исходной проблемы. Этот поиск является совместным: в нем участвуют и психолог, и клиент. При этом психолог, будучи уверен с самого начала, что решение проблемы у клиента уже есть, не знает, какое это решение, что оно собой представляет. Клиент не знает ни того, ни другого, но только он может найти решение, сам того не осознавая, он уже имеет его.

И одним из основных методов, при помощи которого психолог и клиент пытаются найти выход из психологической проблемы является беседа, и, следовательно, одним из основных умений консультанта является умение слушать и правильно задавать вопросы.

1.2. Особенности беседы как метода консультирования

Беседа – это группа методов, которые проводятся в разговорном стиле. Клиент может и не знать, что психолог следует какой-то конкретной системе. Внешне кажется, что вы просто разговариваете между собой о чем-то. Вы действительно разговариваете, но у консультанта есть четкое намерение решить конкретную обсуждаемую проблему. Психолог и клиент работают вместе, выясняя, что это за проблема, и исследуя ее с разных сторон.

Беседа - это неформальный метод оценки или прояснения области. Консультант задает вопросы о данной области, а клиент отвечает. Это продолжается до тех пор, пока не будет собрано достаточно информации, или область прояснится.

Беседу можно применять в консультирование для нескольких целей:

  1. Чтобы выявить заряженные области для последующей работы.
  2. Чтобы сузить область и затем применить к ней более конкретную технику.
  3. Как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента.

Первое применение беседы – обычно в начале сеанса, когда вроде бы клиента ничего не тревожит. Цель психолога сначала не в том, чтобы прояснить что-то, а просто найти то, что нужно прояснить.

Второе применение беседы – вступление в другую технику. Существует общая заряженная область, но нужно точно выяснить, что именно происходит, чтобы знать, что с этим делать. Как только консультант получает достаточно информации, он переключаемся на более мощную технику.

Третье использование беседы – как самостоятельный процесс. Мы начинаем с заряженной области. Мы доводим ее до завершения с помощью одной только беседы.

Цель процесса беседы в том, чтобы и консультант, и клиент настолько поняли суть темы, что она или прояснится для клиента, или он узнает, что с ней делать. Цель в том, чтобы достичь взаимного понимания о том, что это, и чтобы клиент взял за это ответственность. В процессе достижения этого тема может раствориться, и это будет завершением процесса.

Проводя беседу, как и любой другой процесс, психолог-консультант не старается выяснить, в чем именно проблема клиента. Нет чего-то одного, что бы он искал. Совместными усилиями психолог и клиент стараются вынести на свет новый материал, предоставить больше точек зрения, раскрепостить вещи, и так далее. Что именно это значит, зависит от клиента.

Суть проведения беседы не просто в том, чтобы поощрить клиента говорить. Идет двухсторонний диалог. Консультант помогает клиенту прояснить тему, задавая подходящие вопросы. Он поощряет клиента продолжать рассматривать и описывать то, что здесь есть, пока не достигает результата.

Чтобы помогать клиенту, консультант может задавать разнообразные вопросы по теме: возможные причины, идеи, мысли, мнения, информация, решения проблемы, попытки решения, неудавшиеся решения, ощущения, чувства, средства исправить ситуацию, улучшение, попытки избавиться, помощь, время, место, состояние и событие, кто, что, где, когда и как, что можно с этим сделать, возможно ли взять за это ответственность, как обстояли бы дела без этого.

И любые другие вопросы, которые помогают прояснить то, о чем мы говорим. И консультант, и клиент должны быть заинтересованы в том, чтобы выяснить все по данной теме. Консультант не просто выбирает, что еще сказать, чтобы клиент продолжал говорить, он старается поощрить клиента обнаружить что-то новое.

Главное, чего не нужно делать в беседе – это не быть нерешительным в том, над чем мы работаем. Консультант старается прояснить первоначальную тему, что бы еще ни высказывал клиент по ходу дела. Психолог всегда возвращается к основной теме.

Любой вопрос предназначен для того, чтобы помочь клиенту рассмотреть тему, а не для навязывания идей консультанта. Консультант может выяснить, что клиент сказал, помочь ему подытожить это, но он не добавляет к этому собственных оценок.

  1. Если оказывается, что обсуждаемый вопрос не подходит для одного только беседы, консультант переключается на подходящую технику:
  2. фиксированным идеям соответствуют шаги расфиксирования;
  3. травматическим происшествиям соответствует процедура повторного переживания; разделенности на противоположности соответствует объединение противоположностей и так далее.

Но это только если основная тема беседы оказалась не такой, как ожидалось. Любая всплывающая информация о других заряженных областях просто замечается для использования в дальнейшем.

Еще, если беседа ни к чему не приводит, можно переключиться на что-то более сильное иди более точное. Или можно использовать ключи разгрузки или разблокирования, чтобы более систематично охватить данную область.

Беседа - это основной процессинг. Это одна из самых важных техник, которыми нужно овладеть. Но для консультанта, привыкшего к механическим процедурам, беседа может оказаться сложной. В ней нет механических процедур.

Но с пониманием определения процессинга, с упражнениями и практикой он становится очень простым.

ГЛАВА 2. БЕСЕДА КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

2.1. Анализ психологических приемов, используемых во время проведения беседы

Часто проблема держится на определенных моментах, которые можно называть "ключами". Например, человек расстраивается не просто потому, что с ним плохо обращаются. Наверняка есть конкретные вещи, которые вызывают его огорчение. И у каждого человека они свои. Можно сделать списки возможных ключей, но нельзя знать заранее, какие из них подойдут.

Например, человек может расстроиться из-за того, что воспринял "предательство", или из-за "внезапности" какого-то действия, или из-за того, что его "остановили". В каждом из этих слов нет никакого точного смысла, это очень субъективно. Но для определенных людей важны определенные ключи.

Некоторые ключи вообще важны для человека, а другие - ключевые в его конкретных проблемах. Например, "мой отец никогда не УВАЖАЛ меня". Психолог на самом деле не знает точно, что это значит (по крайней мере, если он не спрашивает о подробностях, восприятиях и так далее), но иногда может быть достаточно подтвердить понимание того, что этот конкретный ключ важен для человека. Во время проведения беседы клиент может вдруг понять: "А, теперь я понял, меня никогда не УВАЖАЛИ". Так может решиться вся проблема.

Не так просто определить, что такое ключи. Ключами могут быть всевозможные вещи. Это какие-то качества или действия, которые важны как символы. Это бывают символы хороших или плохих вещей. Ключи часто раскрывают и решают проблему, просто когда их берут и рассматривают. Можно считать, что это просто разные стороны проблемы.

Если клиент сам натолкнулся на ключ, психолог просто подтверждает понимание этого, и дает ему возможность полностью извлечь все, что связано с этим ключом. Если ключ раскрыл что-то, то обычно нет особого смысла уточнять, что он на самом деле значит.

При консультировании можно использовать списки ключей в проведении беседы. Тогда вам не надо будет напрягаться, чтобы придумывать хорошие вопросы. Можно просто взять следующий ключ из списка и спросить клиента, подходит ли он. Психологу нужно построить вопрос с этим ключом, но это совсем просто, если есть список ключей. Так что психолог может спросить: "В отношении твоей работы, может быть что-то не уважалось?". Если клиент не особенно реагирует на это, следует взять другой ключ из списка и задать вопрос с ним. Если ключ включает какую-то реакцию у клиента, следует работать с ним, пока ключ как-то действует.

Консультант должен выслушать то, что клиент говорит об этом, обсудить это, спросить о других примерах, или сделать что-то еще.

Списки ключей довольно произвольны. Но если психолог-консультант составляет собственный список, он должен понимать, что ключи должны придавать силы человеку, а не подтверждать идеи, слишком далекие от того, что необходимо делать. Во всех вопросах должны быть подразумеваемые предположения, так что делать их надо полезными.

Лучше, когда они ведут к увеличению единства, ответственности и способностей. Решить, что кто-то "придурок" – не особенно хороший ключ. Понять, что сделал "ошибку" – гораздо полезнее. Потому что это приводит к обучению и объединению.

Разблокирование - это использование в беседе списка ключей для высвобождения какого-то положительного направления. Эти ключи дают консультанту возможность составить список содержательных вопросов, которые по своей природе разблокируют область.

Психолог начинает с какого-то положительного намерения, способности, или области жизни, в которой человек не достигает успеха. Положительное направление должно быть хотя бы расплывчато определено или названо. Тема должна быть положительной и причиняющей, а не отрицательной или следствием.

"Счастливое замужество", или, по крайней мере "Замужество", но не "Неудачное замужество". "Финансовая надежность", а не "Банкротство". "Игра ни пианино", а не "Неумение играть". Ключи в списке – это в основном те факторы, которые могут мешать положительному результату.

Порядок ключей не особенно важен.

По каждому ключу составляется вопрос. Конкретная формулировка зависит от подхода к теме. Когда один ключ завершен, психолог переходит к следующему. Ключи, которые оказываются неинтересными, просто быстро проходит.

В любой момент по ходу разгрузки тема может проясниться и психолог можете закончить спрашивать. Еще он может обнаружить более конкретное явление, требующее другой техники. Может оказаться, что это на самом деле нежелательное ощущение, и лучше подойдет повторное переживание. Или это разделенность на противоположности, и лучше подойдет объединение противоположностей. В таком случае переключайтесь на соответствующую технику. Если тема не прояснилась, вернитесь обратно и продолжайте идти по списку.

Разгрузка – это использование списка ключей для прояснения какой-то запутанной или затуманенной общей области. Например, "Работа", "Моя жизнь", или "Женщины". Список разгрузки - это полезный ориентир в проведении беседы на какую-то тему. Он может сам по себе прояснить тему, или выявить какие-то более конкретные явления, которые можно затем проработать с помощью более сложных техник.

Психолог составляет вопросы на основе каждого ключа. Есть много способов делать это.

Например:

"Что известно о ...?"

или

"Что ты знаешь о ...?"

Он стремится узнать все, что клиент может сказать об этом. Консультант повторяет вопрос или задает его по-другому, чтобы проверить, есть ли что-то еще. Когда ключ завершен или уже не интересен, переходит к следующему.

Это продолжается до тех пор, пока не прояснится тема, или психолог не обнаружит что-то более осязаемое и сможет проработать это специальной техникой.

Когда люди говорят, они пропускают большое количество материала. По самой природе языка говорится не все. В словах и предложениях подчеркиваются определенные застывшие символы, связанные с тем, о чем идет речь. Это дает возможность понять, что имеет в виду другой человек, но далеко не все.

То, что говорится явно – это поверхностная структура. Это то, что человек лучше всего осознает. Есть более глубокая структура, которая точнее представляет происходящее. Глубокая структура – это вряд ли набор слов. Это скорее набор восприятий, ощущений, идей, и так далее.

Когда человек говорит, он пропускает определенные части глубокой структуры. То, как он пропускает информацию, говорит многое о том, что происходит в его уме. Восстановление пропущенного материала может дать важные ключи к улучшению его ситуации.

В полное и хорошо сформированное описание входит то, что именно происходит, кто именно это делает, когда и как. В нем правильно определено, кто является причиной и какие именно обстоятельства. Часто очень плодотворно выяснить и исследовать те части высказываний человека, которые отклоняются от полного описания.

Вот основные категории пробелов и искажений, встречающихся в человеческом общении. Для каждого пробела или искажения есть способ, которым консультант может ответить, чтобы восстановить пропущенную информацию.

  1. Простой пробел: Упущены подробности. Не включена движущая сила или предмет деятельности.
  2. Обобщенные ссылки: Обобщены люди, вещи и события. Не говорится, что это конкретно.
  3. Пробелы в сравнении: Делается сравнение, но не указывается, с чем.
  4. Потеря исполнителя: Пропущен авторитет, источник или исполнитель. Оценки и суждения без источника.
  5. Указание на необходимость: Что человек должен/не должен, обязан/не обязан делать, что необходимо, что нужно делать. Пропущены последствия, точные причины и следствия.
  6. Указание на возможность: То, что человек может/не может, мог бы/не мог бы, сможет/не сможет сделать. Это возможно или невозможно. Не включены причины.
  7. Причина и следствие. Говорится, что будто бы один человек является причиной состояния другого человека, без подробностей того, как он это делает, и как будто сам человек не может ничего с этим поделать. Не включено собственное причинение.
  8. Указание на всеобщность: Что-то обобщается как происходящее все время, или как никогда не происходящее. Такие слова, как все, все, всегда, все время, никогда, никто, каждый, ни один, только. Подробности и исключения пропущены. Нет контр-примеров.
  9. Неуточненный глагол: Общий глагол, который не описывает, что на самом деле происходит. Доверять, любить, нравиться, поддерживать, помогать. Пропущены конкретные происходящие или желательные действия.
  10. Чтение мыслей: Человек заявляет, что знает внутреннее состояния сознания кого-то другого, или ожидает от кого-то другого знания собственного состояния. Это, скорее всего, искаженная догадка, или по крайней мере пропущены подробности, каким образом это известно.
  11. Превращение глаголов в существительные (номинализация): Слова, описывающие процессы (глаголы), превращены в вещи (существительные). Человек думает о чем-то, как о застывшей вещи, тогда как на самом деле это происходящее сейчас действие.

Ответ консультанта – это обычно оспаривание неполного сообщения клиента. Ни в коем случае не враждебное, консультант сохраняет полное взаимопонимание и лучшие намерения. Но ему нужно быть настороже, когда что-то пропускается или искажается. Он должен знать, что чего-то не хватает, и настаивать на восстановлении пропущенных частей, если это полезно для клиента.

Нет смысла оспаривать все пробелы и искажения. Они используются все время и это не обязательно важно. Консультанту нужно осознавать ту цель, которую он достигает в данном процессе или сеансе. Если какой-то материал необходим для успешного завершения процесса, его нужно восстановить. Если он не нужен, нет смысла оспаривать пробел.

Восстановление пропущенного материала особенно полезно в начале сеанса. Психологу необходимо выяснить, о чем клиент говорит, и что на самом деле происходит. Таким образом, он может раскрыть что-то еще, которое скажет, какую технику применить дальше. Еще восстановление пропущенного материала может быть самостоятельным завершенным процессом, который решит проблему.

Отрицание.

Отрицательного не существует.

В реальном мире нет таких вещей, как "Нет ...(Чего-то) ...". Это чисто умственная конструкция. Такие идеи, как "Нет уважения", "Нет доверия", "Нет счастья", можно найти только в чьем-то уме. Невозможно действительно наблюдать отсутствие какой-то роли, действия или материи в окружающем мире.

Есть всевозможные вещи, которые можно наблюдать. Среди них нет отрицательных. Мир полон вещами, которые есть. Идеи о том, что должно быть, но чего нет, связаны с умственными и эмоциональными реакциями людей на то, что ЕСТЬ.

Отрицание – это тоже только умственное построение. И причем оно обычно имеет смысл только для сознательной части личности. Подсознание игнорирует отрицание.

Если вы усиленно сосредоточиваетесь на том, чего вы не хотите, вы снабжаете его энергией. Неважно, желаете вы этого или боитесь его, вы все равно начинаете привлекать его. Если вы сильно эмоционально сосредоточиваетесь на чем-то, вы притягиваете его к себе.

Клиентам бывает сложно это понять. Очень часто клиент приходит и просит избавить его от чего-то. Он хочет, чтобы "Не было злости", "Не было неудач", или что-то в таком роде. Но так не бывает. Противостояние существующему поведению может только сделать его хуже. Клиенту нужно принять то, что у него уже есть, и только тогда он сможет это изменить. Попытки отрицать то, что есть, могут только подпитывать это энергией.

Психолог не должен противодействовать тому, какой клиент есть и что он делает. Дальнейшее разделение его на противоположности вряд ли ему поможет. Грамотный психолог старается помочь клиенту преодолеть разделенность на противоположности.

Страх – это пример подпитки нежелательного. Бояться Н. дает почти что тот же результат, что говорить "Я очень хочу Н.". Различие только в умственной гимнастике, подсознанию все равно.

Когда это возможно, психолог превращает отрицательное в положительное. Если клиент чего-то не хочет, чего он хочет вместо этого? Если он думает, что у него есть отсутствие чего-то, психолог обязан выяснить, что он на самом деле воспринимает, называя это отсутствием.

Аналогично, в реальном мире не бывает отсутствия чего-то. Любое восприятие отсутствия создается в уме человека. Что есть, то есть. "Отсутствия" здесь быть не может. Поэтому вопрос отсутствия требует особого внимания. Трудно работать с тем, чего нет.

Люди часто попадают в неприятности с тем, чего нет. Когда люди действуют на основе символов в своих умах, и когда они считают, что эти символы реальны, то могут получиться всевозможные осложнения. Человек прикрепляет ярлык к встреченному явлению, а потом забывает о самом явлении и думает, что произошел именно ярлык.

Психологическое консультирование предназначено для того, чтобы прояснять такие недоразумения. Психологи разбираются в связях между тем, что действительно есть, и тем, что человек себе представляет в своем уме. Они проясняют семантические реакции.

Отрицание – это одна из основных вещей, которые консультанту нужно преобразовать.

2.2. Практические формы применения метода беседы

Исповедь и толкование

Когда контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи – исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность "выговориться". Это главный момент в консультировании и психотерапии. Значение его столь велико, что консультантам следует взять пример с психотерапевтов и не менее двух третей всей встречи отдавать клиенту для его исповеди.

Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и "выложил все карты на стол", наступает стадия толкования. Клиент и консультант вместе анализируют обнаружившиеся факты и пытаются с их помощью раскрыть личностную модель клиента, где гнездится причина душевного разлада. Толкование требует совместной работы двоих. Во время исповеди на авансцену выступает клиент и ведет свой монолог, но в толковании инициатива постепенно переходит к консультанту, который сначала задает наводящие вопросы, затем дает подсказки клиенту, с тем чтобы ему было легче разобраться в самом себе, и, наконец, эмпатически воздействует на клиента.

Аспекты исповеди

Из общего обсуждения стадии исповеди консультант может сделать для себя некоторые серьезные выводы. Во-первых, на этой стадии слово предоставляется клиенту. Хотя это очевидно, стоит еще раз об этом напомнить, потому что, если клиент не "выговорится" до конца, консультант не доберется до сути дела. По меньшей мере, две трети всего ушедшего на беседу времени должен говорить клиент. Если это не так, то консультирование ведется неверно. На стадии исповеди консультант должен быть скуп на слова и тщательно взвешивать каждое свое слово.

Во-вторых, следует осознавать, что сама по себе исповедь содержит элемент катарсиса. Уже сама возможность выговориться перед объективным и понимающим консультантом оказывает оздоровляющий эффект на психику клиента. Он избавляется от некоторых "тормозов", исповедь высвобождает мыслительный поток из подсознания в сознание и словно промывает соединяющий их канал; она помогает клиенту увидеть свои проблемы в ясном свете объективной реальности. Нельзя ожидать таких же результатов, излив душу первому встречному. Катарсис в исповеди во многом зависит от консультанта, который устанавливает с клиентом эмпатическую связь.

Опытный консультант умеет во время исповеди подвести клиента к главной проблеме. Большинство клиентов тянут время, останавливаясь на малозначительных деталях, стараясь оттянуть момент, когда надо, наконец, изложить свою проблему. Поэтому от консультанта требуется умение распознать эту проблему сквозь не относящееся к делу многословие.

Во время исповеди консультант ни в коем случае не должен проявлять никакого изумления или возмущения. В приведенном нами случае не было повода для возмущения, однако в большинстве случаев выявляются такие факты, что могут потрясти кого угодно. Но если консультант позволит себе выразить такие эмоции, ему следует тут же отказаться от консультирования, ибо его резкая реакция свидетельствует о том, что в процесс консультирования вторглось его ego. Чувство возмущения указывает на желание самоустраниться и защититься. А если консультанта шокируют какие-то слова или описание действий, относящихся к сексуальной сфере, он не вправе заниматься консультированием в этой области. Помнить об этом особенно важно, потому что многие клиенты, сознательно или неосознанно, пытаются шокировать консультанта. Это одна из форм, в которой проявляется невроз клиента. Если слушатель выдаст свою эмоциональную реакцию, невроз клиента усугубится и беседа не принесет пользы. Невозмутимая объективность, основанная на понимании того, что ничто человеческое не является чуждым или недостойным понимания – такой должна быть позиция консультанта.

Исповедь может вызвать эмоциональное расстройство клиента, что иногда служит для него облегчением, а иногда, наоборот, усиливает его сопротивление. Если клиент рыдает у вас на плече, это говорит не столько о том, что вам удалось завоевать его доверие, сколько о том, что вы неудачно ведете беседу. Рассказывая о своих тайных страхах и переживаниях, которые он до этого никогда и никому не открывал, клиент может расстроиться и расплакаться. Вот здесь и нужен весь опыт консультанта. Сохраняя спокойствие, он передает его посредством эмпатии клиенту. Иногда следует дать клиенту время немного поплакать, но как только напряжение разрядилось, следует вернуть клиента в состояние эмоционального равновесия. Вот почему консультант должен быть осторожен со словами утешения во время беседы. Сострадание, как чувство личное и субъективное, может еще больше расстроить клиента. В подобной ситуации гораздо лучший помощник – эмпатия. Она объективна и включает все то ценное, что есть в чувстве сострадания. Невозможно переоценить значение эмпатии, ибо она держит под контролем атмосферу беседы, в этом ее секрет.

Что касается стадии толкования, то и здесь консультант может извлечь для себя ряд рекомендаций. Во-первых, толкование – это совместная работа консультанта и клиента. Эта стадия не должна сводится к тому, что консультант определяет модель и преподносит ее на блюдечке клиенту.

Здесь мы подходим к важному моменту: консультанту не следует безапелляционно формулировать свое толкование, он лишь предлагает возможный вариант. Не стоит заявлять: "Дело обстоит так-то и так-то", больше подойдет фраза: "Мне кажется, что дело в том-то", или "Здесь прослеживается связь с тем-то", при этом следует наблюдать за реакцией клиента. Как мы уже говорили выше, все выводы, касающиеся характера личности, являются лишь гипотезой, а истинность гипотезы проверяется тем, как она воздействует на данную личность.

Отсюда следует третье заключение: консультант должен обладать способностью читать значение реакции клиента на его предположение. Если тот соглашается с его толкованием, и произносит: "Да, я думаю, это верно", значит, этот вариант как бы принимается за основу обоими участниками процесса консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится отказаться от этого варианта. Видимо, он еще не затронул ничего серьезного в душе собеседника. Но если клиент бурно протестует против предложенного толкования, считая его абсолютно неверным, можно предположить, что это, возможно, и есть верное толкование, и консультант близок к сути проблемы. Если ему удается попасть в самую точку, клиент обычно сдается и признает правоту собеседника, невзирая на бурное сопротивление вначале.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И в заключении хотелось бы сделать несколько основополагающих выводов, которые наиболее ярко характеризуют использование беседы, как метода психологического консультирования.

От чего зависит судьба людских проблем? Любой специалист в области душевной жизни (от батюшки-священника до наисовременнейшего психотерапевта) ответит на этот вопрос однозначно: первое условие решения любой проблемы - возможность ее выразить и обсудить с другим человеком.

Если проанализировать проблемы, с которыми люди приходят к психологам и психотерапевтам на консультации по личным вопросам, то окажется, что почти всегда речь идет либо о межличностных отношениях: супружеских, детско-родительских, сексуальных, деловых, либо об отношениях внутриличностных, т.е. об отношениях человека к самому себе. Именно отношения (В.Н.Мясищев) составляют ту сферу в душевной жизни человека, которая постоянно порождает напряжения, коллизии, конфликты, а подчас и настоящие драмы.

Одним из основных методов, при помощи которого психолог и клиент пытаются найти выход из психологической проблемы является беседа, и, следовательно, одним из основных умений консультанта является умение слушать и правильно задавать вопросы.

Беседа - это неформальный метод оценки или прояснения области. Консультант задает вопросы о данной области, а клиент отвечает. Это продолжается до тех пор, пока не будет собрано достаточно информации, или область прояснится.

Существует несколько приемов проведения беседы. Которые были достаточно подробно рассмотрены в данной работе, однако, основным представляется не то каким приемом беседы пользуется консультант в тот или иной момент консультации, а тот факт, что психолог обязан принести этим приемом максимальную помощь клиенту, за счет не столько умелого использования той или иной техники, сколько умелого ведения беседы и уважению к проблемам клиента.

Список использованной литературы

  1. Абрамова П.С. Введение в практическую психологию. М., “Академия”, 1996.
  2. Атватер И. Я вас слушаю. 1985.
  3. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., Наука, 1993.
  4. Бибрих P.P. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1978. № 2.
  5. Бибрих P.P., Орлов А.Б. Преодоление в зарубежной психологии традиционных факторных подходов к детерминации поведения //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977. № 2.
  6. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности//Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
  7. Варга А.Я., Кадыров И.М., Холмогорова А.Н. Предисловие // Основные направления современной психотерапии. М., 2000, с.3 – 12.
  8. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории//Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1.
  9. Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга основанная на практическом опыте. СПб, 1998
  10. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии, 1990, N 3.
  11. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
  12. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
  13. Орлов А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к транс-персональному общению//Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 2.
  14. Психология. Словарь/Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат. 1990.
  15. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика. 1974.