Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 03.05.24

Время: 06:21

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Рефераты Психология Принципы связей особенностей телесного опыта с различными личностными характеристиками и их влияние на послеродовой период женщин

Принципы связей особенностей телесного опыта с различными личностными характеристиками и их влияние на послеродовой период женщин

Дзыза Е. Е.

Содержание.

  1. Часть №1. гипотеза, цель, задачи, методический материал, предмет исследования, объект исследования.
  2. Часть №2. Предисловие.
  3. Часть №3. Практическая.
  4. Часть №4. Теоретическая.
  5. Литература.
  6. Практический материал.

ЧАСТЬ №1.

Гипотеза.

  1. Существование телесного опыта и личностных характеристик.
  2. Формирование низкого уровня субъективного контроля.
  3. Их влияние на послеродовой период.
  4. Психологическая неготовность к родам влияет на формирование высокого уровня тревожности и депрессивного состояния женщин в послеродовом периоде.

Цель.

Проследить взаимосвязь и влияние особенностей личностного и телесного опытов на послеродовой период женщин. Выявить психологические особенности послеродового периода.

Задачи.

Рассмотреть личностные структуры испытуемых. Изучить связь личностного и телесного опытов, а также влияние телесных ощущений послеродового периода на формирование материнской сферы (отношение мать – ребенок – мать). Попытаться доказать, что выше сказанные индивидуально-личностные особенности женщин, до, во время и после беременности, прямым образом, влияют на формирование послеродовой депрессии, беспокойства и тревожных ощущений.

Определить методики. Получить результаты. Сделать выводы.

Методический материал.

  1. Тест «Уровень субъективного контроля».
  2. Характерологический опросник К. Леонгарда.
  3. Опросник уровня личностной тревожности Ж. Тейлор.
  4. Методика «10 чувств», «10 ощущений».
  5. Рисуночный тест «Мой послеродовой период».

Предмет исследования.

Психологическая особенность женщин.

Объект исследования.

Группы испытуемых, женского пола.

ЧАСТЬ №2.

Предисловие.

Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Есть немало научных и научно-популярных изданий, посвященных этой проблеме. Разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т.д. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

Психология материнства — одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине.

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство, как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины.

Основным выводом, сделанным авторами этих и других исследований, является, во-первых, констатация необходимости продолжения психологических исследований материнства как целостного явления и, во-вторых, отсутствие адекватного подхода и теоретической концепции для осуществления такого исследования. Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства подкрепляется тем, что, несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышения научного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются.

Много говорят, что главное – это психологическая готовность к материнству, которая способствует формированию таких качеств у будущих матерей, прямым и косвенным образом, непосредственно, воспитываются в нас социумом и являются неотъемлемой частью нашего, женского, предназначения в жизни.

Многие женщины, с самого детства, юности, мечтают о рождении ребенка, видят себя в роли матери. В таких случаях, их психологическая личностная структура, структура внутреннего Я полностью отвечает в заложенную в него программу продолжения жизни. Такая женщина не боится беременности, родов, а главное полностью готова к роли матери, что подразумевает за собой осознанную психологическую готовность к материнству, не вникая в глубь проблем, и связанную роль в отношении мать – ребенок. Но было бы ошибочно думать, что полностью сформированная материнская константа в социально-личностной сфере женщины всегда есть. На мой взгляд, это не всегда возможный, а главное правильный подход в психологии, в перинатальной психологии.

Огромное и актуальное значение для правильного понимания, а в последствии не боязни изменения глобальных личностных отношений, семейных и связи между личностной и телесной сферами женщины идет от ее возможности самой понять, в чем состоит психологическая готовность к материнству, что сможет ей после родов помощь принять многие изменения, которые обязательно коснуться ее эмоциональных, личностных и телесных направлений, индивидуальности и Я. Что, в свою очередь, поможет ей избежать проблем с тревожностью и возможной послеродовой депрессией.

Моя гипотеза основывается на том, что при правильной психологической готовности женщины к материнству, при изучении ее личностных и телесных особенностей, ее дородовой и послеродовой опыт, поможет избежать тревожного психологического процесса, связанного с родами, послеродовым временем в сфере материнства, предотвратить дезадаптацию, дисгармонию личностного направления, а также послеродовую депрессию.

Иначе говоря, при рассмотрении в группах 1 и2 психологическую готовность женщин к материнству и послеродовой период, с помощью таких психологических аспектов как:

  • личностная готовность (ответственность за жизнь ребенка),
  • мотивационная готовность (планирование беременности),
  • сформированность материнской компетенции (психологический подход к ребенку),
  • сформированность материнской сферы (материнские чувства, чувства к ребенку, значимость ребенка),
  • телесные ощущения (субъективное определение границ беременности и послеродового периода)

Можно предположить, что эти психологические параметры прямым образом влияют на формирование психологического аспекта тревожности и некоторого депрессивного состояния женщин, в послеродовом периоде, что в свою очередь, накладывает отпечаток на отношение к ребенку и окружающему миру, на изменения восприятия своей личности, своего Я.

ЧАСТЬ №3.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ТЕСТ «Уровень субъективного контроля».

Характерологический опросник К. Леонгарда.

Опросник уровня личностной тревожности Ж. Тейлор.

Несомненно личностная особенность испытуемых повлияло на их уровень эмоционального развития, душевного покоя, вызывая тем самым некую психологическую неустойчивость и тревожность. Это можно проследить по тестам УСК, методики чувств и ощущений, характерологическому опроснику К. Леонгарда.

При обработке тестов, в заключительном итоге, прослеживается некая закономерность.

Группа №1.

По всем показателям стены высокие. Интерпретируя УСК делаем вывод:

1. Испытуемые отдают отчет в своих поступках и действиях. Умеют контролировать свои эмоции, ставят перед собой далеко идущие цели и для их достижения приложит все свои силы.

2. Хорошо развито чувство субъективного контроля своих ошибок и неудач, что не было у первой группы испытуемых. В данном случае, они не списываются на ситуацию и судьбу, а вся ответственность берется на себя. Не видят себе вне семьи, что подтверждает рисуночный метод.

3. Прослеживается склонность к самокритике, что помогает найти правильное решение и выйти победителем из неприятной ситуации. Такие люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно в поиске новых побед. Это предполагает большую ответственность за свои поступки и действия, т. к. от принятого решения зависит жизнь др. людей. Можно сказать, что инициатива всегда в руках такого человека, и удачу считает своей заслугой.

4. На лицо способность настоящего руководителя, наставника. Постоянная жажда деятельности. Проявляются лидерские наклонности, которые , в свою очередь, говорят о коммуникабельности, умении вступать, быстро и легко, в новые контакты. Но прослеживаются консервативные жизненные принципы: на мой взгляд – это постоянство круга друзей, и некоторая избирательность в общении.

При высоком уровне личностного развития, имотивности – высокие эмоциональный уровень и уровень субъективного контроля, мы видим в тесте К. Леонгарда; чуть выше среднего уровень гипертимичности, низкий тревожности и экзальтированности. Это дает нам предположить, что данная группа испытуемых обладает высокой оценкой своих действий, их настроение, жажда деятельности полностью под контролем, они обладают высокой активность проявлений своих психологических качеств. Им не присуще чувство страха за свои действия, за ребенка.

Следовательно, осуществляется полный контроль за действительностью происходящего, чувствами и поступками. Такой психологический портрет не склонен к тревожности и депрессивности. Что, в свою очередь, подтверждается опросником Ж. Тейлор низкими показателями по шкале «тревожность».

Характерным подтверждением всего сказанного может быть рисуночная методика «Мой послеродовой период», где мы четко видим всю семью, в ярких красках, папа, мама и ребенок – все улыбаются, а главное ребенок в центре внимания родителей, как бы в центре их вселенной, и все держатся за руки.

Вывод: у данной группы испытуемых поровну распределены интернальный и экстернальный уровни субъективного контроля, что говорит о полноценной личности, которая склонна трезво оценивать свои возможности, а так же принимать помощь других людей, когда это необходимо. При таком распределении возможно полная, целостная и правильная гармония с мором, с людьми и с самим собой, что делает личность здоровой во всех отношениях.

Группа №2.

С точностью наоборот, можно проследить тенденцию эмоциональной нестабильности и личностного кризиса, психологической неустойчивости, низкого уровня субъективного контроля у группы с низкими показателями УСК, с преобладающими отрицательными ощущениями и чувствами по методикам. По опроснику К. Леонгарда – гепертимичность, тревожность, экзальтированность имеют высокие показатели по всем шкалам, от 50% до 75%, что говорит о чрезмерной активности, постоянно меняющемся настроении, склонности к непонятным и необоснованным чувствам страха, некоторой пугливости в действиях, нездоровому воображению, возможно заторможенность эмоциональной сферы и фиксации на мрачные стороны жизни. Мои выводы подтверждаются данными по опроснику Ж. Тейлор – у группы очень высокий показатель уровня тревожности. Причиной тому может быть достаточно заниженная индивидуально-личностная самооценка испытуемых данной группы.

Показатели по стенам в большинстве своем низкие. Выводы говорят о низком уровне субъективного контроля, испытуемый плохо видит связи между своими действиями и событиями жизни. Плохо контролирует связь человек – социум, не верит в свои силы и считает, что все события в ее жизни – это результат случая или действия др. людей. Испытуемый не доволен своими успехами и стремления к постоянному действию тоже нет, а все достижения – везения судьбы. В разногласиях, раздорах в семейной жизни, такие люди, чаще принимают всю ответственность на себя, проявляя склонность к самопорицанию и самокритики. Обычно высоко самокритичные люди лучше работают под чутким руководством начальства, склоны приписывать себе производственные проблемы, так сказать, брать вину на себя. Проявляется низкий уровень самосимпатии, плохо находит общий язык с др. людьми. Проявление коммуникабельности очень низкое, след. Плохо и тяжело вступает в контакт, что может говорить о недостатке вербального уровня общения. Такой человек плохо идет на установления новых межличностных отношений, в кругу друзей может быть необщительным, чувствовать себя лишним; из него никогда не получится лидера группы. Физическое благосостояние, так же считается делом случая.

Рисуночная методика «Мой послеродовой период».

Можно наблюдать эмоциональную атмосферу депрессивного характера. Женщина, кроме, домашнего быта ничего не видит. Это подтверждается изображением пеленок, главная центральная часть рисунка. Себя изображает схематично, некрасочно, рядом с собой рисует коляску, но ребенка в ней нет. Это говорит о том, что она не видит ребенка, он не является для нее объектом радости, гордости. Можно предположить, что она считает ребенка причиной всех ее неудач, проблемой. Вообще, все это можно проследить по чувствам и ощущениям, а так же по анкете: незапланированный ребенок, желанный только для нее, но присутствует много неуверенности в своих действиях, чувствуется нет понимания между сознанием и душой.

Заключение: испытуемым свойственен экстернальный тип уровня субъективного контроля, с низкой самооценкой, но сильно завышенными требованиями относительно к себе, во многом не способность к адаптации в быстро меняющемся социуме, что все же приводит к изменению гомеостаза, а в последствии, к стрессовым, депрессивным настроениям.

Отчетливо прослеживаются отношения к себе, окружающему миру и ребенку по рисуночной методике «Мой послеродовой период».

Рисунки первой группы, наполнены любовью к окружающему миру, ребенку, который непосредственно изображен на них. Наблюдается эмоциональный, живой и оптимистический подход в них, что свидетельствует о психологическом, внутриличностном спокойствии и комфорте испытуемых данной группы.

Рисунки второй группы прямопротивоположны. В них прослеживается к окружающему социальному миру самой женщины, что может говорить нам о несостоянии, несформированности материнских качеств. Отсутствие ребенка на рисунке говорит о непринятии его. Есть предположение думать о послеродовой тревожности женщины – она полностью не понимает изменившегося положения в ее жизни, что сказывается на ее мировозрении. Можно также предположить, что это причина нежелания изменения самой себя, побороть возможные страхи перед новой жизнью, некоторое депрессивное состояние.

Методика «10 чувств», «10 ощущений».

В опроснике «10 чувств», «10 ощущений» наиболее часто встречающиеся положительные качества:

  • - радость – само материнство;
  • - новая жизнь – ребенок растет и радуется жизни;
  • - спокойствие – наконец мы все вместе;
  • - восторг – первая улыбка, первые шаги;
  • - удовольствие – при контакте с малышом, кормление;
  • - влечение, жажда жизни – ради ребенка;
  • - нужность – ты кому-то нужна, чувство необходимости, теперь ты в ответе за кого-то;
  • - прикосновение, умиротворение – любовь, теплота и забота;.

 

Отрицательные «10 чувств», «10 ощущений» наиболее часто встречающихся:

  • - тревога – роды, тревога за ребенка, первые месяцы жизни и ты ничего не умеешь;
  • - растерянность – первые дни после выписки из родильного дома;
  • - усталость – ничего не хочется;
  • - пустота – в тебе никого уже нет;
  • - беспокойство – вдруг, что-то случится с ребенком;
  • - болезненные ощущения – в организме женщины;
  • - неопытность;
  • - сонливость, слабость – эмоциональные ощущения;
  • - нервозность, раздражительность – все надоело, ничего не хочу, хочу чтобы все оставили меня в покое;.

Интерпретация №1.

Можно интерпретировать в такой форме. Группа 1, где результаты по УСК высокие, соответствуют по методике ощущений и чувств картине полного растворения в своем новом предназначении, главное для них материнство, ребенок и их соединение вместе.

В ощущениях и чувствах преобладают положительные критерии. На первом месте идут критерии, связанные с ребенком, т. е. все мысли и желания мамы направлены на свое дитя. Наблюдается дифференциация эмоциональной и телесной сфер, что подтверждается наличием одинаковых критериев. Телесные ощущения коррелируют с личностными, следовательно, можно говорить об осознании новых происходящих процессов в личности.

На мой взгляд, по сравнению с первым испытуемым, можно увидеть уникальные качества: влечение, ответственность (у первого такого качества не было), слезы радости, а главное, чувство бить нужным кому-то. Это говорит о том, что человек созрел как личность и гармонирует с социумом; понимает и принимает позиции других людей – перед нами состоявшаяся, самоактуализированная личность.

Все чувства и ощущения прослеживаются по анкете. Желание ребенка обоими супругами не вносит разногласия в их прежнюю жизнь, что в свою очередь , благоприятно сказывается на психическом здоровье и психологическом состоянии всей семьи. Из данных опроса делается вывод, что огромное внимание уделяется ребенку, его здоровью, воспитанию, но при этом не забываются и супружеские отношения.

Интерпретация №2.

Группа 2, по УСК показатели очень низкие, испытуемые склонны к отрицательным ощущениям и чувствам. Прослеживается личностная и эмоциональная усталость, неуверенность в себе, эмоциональное сгорание, беспокойство по поводу ребенка, себя. На первое место ставятся категории чувств и ощущений, затрагивающие личностные характеристики, что наводит на мысль – ребенок отодвигается на второй план.

Испытуемые написали ровно по десять признаков. На первом месте идут телесные ощущения: слабость и пустота. Слабость, имеется ввиду послеродовую, и с самими родами.

Пустоту ассоциируют с тем, что не чувствуют ребенка внутри себя. Здесь можно предположить, что женщины не дифференцировали эмоциональную и телесную сферы. В «10 чувствах» слабость объясняется тем, что они не уверенны в себе. Можно предположить, что ход их мыслей таков – появился ребенок, а я ничего не умею делать и не знаю. Они боится, что ни кто им не поможет, и просто, они не справится с новыми обязанностями мамы. Вопрос о неуверенности в себе мучил их и до родов, что сказалась на послеродовом периоде, особенно, и тем самым, прибавило еще больше неуверенности.

Дальше мы можем наблюдать такую картину, что из 10 ощущений только два положительные: облегчение – объясняется одним словом родила; радость – удачно прошли роды. Но эти ощущения они не связывает с ребенком. Они чувствуют себя только на телесном уровне, думают о своем теле. Но в чувствах «мелькает тусклый огонек», связанный с появлением ребенка в их жизни. Это говорит о том, что женщин посещали противоположные чувства, на тот момент, возможно, не понимали всю важность происходящего, присутствовало чувство растерянности.

Но в большинстве преобладаю отрицательные чувства и ощущения над положительными: слабость, пустота, неуверенность – многое было не понятно, что будет дальше?, как жить?, нужно все менять!; усталость – она устала физически от беременности; одиночество – просто одна. Я попросила пояснить подробно: не было поддержки во время беременности, всегда что-то или кто-то давило на меня, после родов снова одна – пеленки, готовка, ребенок, уборка – и все я одна.

Последние ощущения неуверенности повторены 3 раза. Их заботит фигура, а не ребенок; заботят отношения с мужем, она постоянно грозит ему, что уйдет к родителям и заберет с собой ребенка, ребенок, как средство. Играет ребенком. У них нет никакого желания разобраться в себе, в муже, найти компромисс в их отношениях. И последнее, неуверенность в себе самой – объяснения очень красноречивые: а правильно ли я сделала, что вышла замуж, родила ребенка, может я не способна воспитывать ребенка. Эта неуверенность прослеживается на протяжении всего перинатального периода и это чувство никуда не исчезает, а наоборот становится сильнее, и бороться с ним практически одной уже не возможно.

Все положительные чувства и ощущения, связанные с ребенком, стоят не на первом месте в классификации, это еще раз доказывает, что женщины не осознали всей перемены в ее жизни.

В «10 чувствах» появляется маленькая надежда на перемену своего мироощущения. Они говорят, что появилась уверенность и заключается она в том, что понемногу чему-то учится. Но из выше сказанного можно предположить, что такое противоречие может быть причиной низкой самооценки личности, своего Я. Прослеживается тенденция в том, что их самовыражение зависит не от них самих, а от окружающих их близких людей и социума, и в меньшей степени они имеет влияние на себя. Следовательно, такой человек очень чувствителен к разным встряскам в жизни, даже если это будет пустяк, то все воспринимается близко к сердцу, что сказывается на их самочувствии, желаниях, чувствах и ощущениях – и все это приводит к стрессам, депрессии.

ЧАСТЬ №4.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Актуальность исследования проблем материнства в последнее время обусловлена рядом причин, среди которых можно выделить следующие:

1) проявление в науках, изучающих проблемы материнства (психология, медицина, физиология, биология поведения, история, культурология, социология и т.д.) общих тенденций гуманитаризации научного познания, смены идеалов рациональности.

2) социальная обусловленность: демографические тенденции (смертность превышает рождаемость, происходит естественная убыль населения, ухудшается здоровье людей репродуктивного возраста); отсутствие у большинства людей социально-экономических оснований, гарантирующих приемлемый уровень материального благополучия семьи и воспитания ребенка; изменения семейных стереотипов и ценностей, трансформации традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменения паттернов семейных отношений. Психология, сочетающая в себе тенденции как естественно-научных, так и гуманитарных подходов, оказывается в эпицентре проблем материнства...

Одна из более распространенных - это психологическая неготовность к материнству, которая предполагает формирование тревожности и депрессии в послеродовом периоде.

Проблемы материнства: индивидуальная диагностика материнской сферы, проблемы готовности к материнству, беременность, психологическая готовность к родам, проблемы послеродового периода: организация семейных отношений, взаимодействия с ребенком, налаживание режима, грудного кормления, общение с ребенком, послеродовые депрессии, материнское чувство.

Вскоре после рождения ребенка, когда все тревоги вроде бы уже позади, на вас вдруг накатывает волна необъяснимой тревоги и чувства острого одиночества. Вы стали слезливой, раздражительной и агрессивной. Все, что вы делаете, кажется навязанным и однообразным. Вас преследует мысль, что теперь всю оставшуюся жизнь вы будете кормить, умывать, укачивать, успокаивать, и снова кормить, качать, кормить, качать.

Конечно, спустя некоторое время эти ощущения пройдут, но, к сожалению, слишком часто они оставляют след в отношениях с близкими. Ваши обиды на непонимание, тревога за малыша, чувство связанности - все это ложится темным пятном на отношения с ребенком и мужем.

Весь период беременности мать и младенец составляют единое целое. Природа позаботилась о том, чтобы максимально уменьшить воздействие внешних неприятностей на ребенка, наделив женщину умением защищать и оберегать маленького человека. За девять месяцев будущая мама свыкается с ролью защитницы, принимает на себя огромную ответственность за сохранение жизни, здоровья и счастья малыша. Теперь она будет воспринимать состояние ребенка как свое собственное, чувствовать его голод, испуг, боль, радость, блаженство. И хотя такое понимание гарантирует малышу безопасность и выживание в первые недели жизни, для матери тяжесть ответственности может проявиться в виде послеродовой депрессии.

Обычно она появляется в первые дни после родов на фоне физической ослабленности и гормональной перестройки организма женщины. Состояние плаксивости, повышенной чувствительности, сильной тревоги или раздражительности продолжается от нескольких часов до нескольких дней и постепенно уходит, уступая место другим переживаниям. Однако иногда угнетенное состояние продолжается достаточно долго (от одного года до полутора лет) и сказывается на отношениях матери с внешним миром.

Тревога присутствует во всем. Через некоторое время после рождения ребенка у вас может возникнуть ощущение, что все ваше время принадлежит только ему, что у вас нет никаких прав на свою жизнь, а его нужды и беспомощность заполняют весь ваш день и все ваши мысли. Робкое желание посмотреть телевизор, поболтать по телефону, выйти погулять или развлечься с возмущением отвергается или замещается тревогой и страхом: вдруг что-нибудь случится?

Находясь в таком подавленном, раздраженном состоянии, вы становитесь неприятны самой себе и начинаете замечать, что это плохо отражается на ребенке, ради которого отказываете себе во всем. Когда к малышу прикасается несчастная мама с тревожным выражением лица, разговаривает с ним огорченным голосом, в котором слышатся слезы, малыш тоже становится тревожным и огорченным.

Депрессия становится преградой между вами и малышом, нарушает контакт и взаимопонимание. Это состояние усугубляется еще и тем, что ребенок в первое время кажется беспомощным, с ним не о чем разговаривать, его взгляд лишен осмысленности, а бесконечные крики однообразны и нечленораздельны. Но пройдет всего несколько недель, и он станет узнавать вас, улыбаться.

Состояние послеродовой депрессии особенно неприятно еще и тем, что женщина не может сама изменить плохое настроение на хорошее, тревогу и обидчивость - на спокойствие и деловитость. Находясь внутри депрессии, переживая отчуждение от близких, она не способна даже адекватно оценивать свое состояние. И то, что эти переживания не похожи на ожидаемые радость и облегчение, которые должны были бы наступить после родов, усугубляет тяжесть положения матери. У нее возникает ощущение одиночества, изолированности, кажется, что никто не обращает внимания и совершенно не придает значения тому, что происходит с ней, не понимает всей важности ее беспокойства по поводу ребенка. Женщине кажется, что ее состояние совершенно не интересно мужу, что он не поддерживает и не понимает ее.

В первый месяц после родов у многих женщин наблюдается сверхчувствительность. Не столько депрессия, сколько полное ослабление нервной системы. Могут без причины течь слезы (при этом, если вы склонны к самоанализу, то с удивлением обнаружите, что слезы не сопровождаются ни обидой, ни грустью - ни чем). Ночной плач ребенка может довести до такой стадии озлобления, что будете потрясены своими способностями. Что же до ощущения, что все родственники теперь всю жизнь будут следить за каждым Вашим шагом, учить жизни и напоминать что вы лишь средство существования своего отпрыска, то лишь редкая счастливица избежала этого чувства.

Со временем (месяцев с 3-х до 1-1,5 лет) могут проявиться и другие симптомы, такие как отвращение к сексу, чувство покинутости, бессмысленности существования, др., как вместе, так и по отдельности.

Признаки депрессии:

  • Сильная нервозность, чувство беспокойства и страха.
  • Боязнь наступающего дня. Апатия, сонливость.
  • Отказ от пищи.
  • Возникновение запоров или поносов.
  • Острое чувство собственной неполноценности, усугубляемое чувством вины перед ребенком.
  • Капризность и слезливость.
  • Страх одиночества, ожидание помощи и поддержки.
  • Стремление к уединению.
  • Самоотречение.

В вашей жизни появился малыш - источник радости. Но слезы почему-то так и текут из глаз, и Вы, при всем желании, не можете взять себя в руки. Вывод один - послеродовая депрессия, состояние, характеризующееся плохим настроением, отказом от еды и снижением физической активности.

Вполне возможно, что причина - в неготовности организма к родам - суровому стрессу, изматывающему женщину физически и психологически.

Порой роды проходят не так, как планировалось. Например, женщина хотела рожать вертикально и в воде, а пришлось горизонтально и на суше. Возможно, ребенка не положили ей на грудь или сделали кесарево сечение, к которому роженица была психологически не готова.

Почему развивается послеродовая депрессия?

Во-первых, после родов происходят значительные гормональные изменения. Если во время беременности возрастающий уровень гормонов обеспечивает оптимальный кровоток в сосудах плаценты, а в момент родов - способность матки к сокращениям, то после родов он значительно снижается, что вызывает определенный эмоциональный спад.

Еще одна причина - переутомление и недосыпание, связанные с кормлением и уходом за новорожденным.

Наконец, необходимо учитывать изначальную предрасположенность некоторых женщин к депрессивным расстройствам. Они еще до беременности испытывают значительные эмоциональные колебания: «приступы» раздражительности, вялости, утомляемости, повышенной плаксивости. Нередко им сопутствуют склонность к тревогам и страхам, вегетативные нарушения (головокружение, головная боль, тошнота, озноб, учащенное сердцебиение и мочеиспускание, нарушение сна и аппетита).

Не менее важны и психологические причины депрессии. Они довольно разнообразны. Прежде всего причиной длительных переживаний во время беременности и после родов может послужить то, что родившийся ребенок является нежеланным и его появление может существенно повлиять на характер отношений с отцом ребенка, карьеру и т.д.

Характер семейных отношений вообще может быть одним из источников депрессии в послеродовом периоде, когда особенно необходима поддержка и внимание любимого человека. Любые сложности во взаимоотношениях с мужем и родителями могут стать провоцирующим фактором послеродовой депрессии.

Значительную роль в формировании эмоциональных переживаний, в том числе отрицательных, играет психологическое восприятие себя как матери и представление самой женщины о «нормальной» семейной жизни. Зачастую это определяется опытом семейной жизни, полученным в детстве и юности, наблюдениями за взаимоотношениями ее собственных родителей и, кроме того, ее собственными отношениями с- каждым из родителей в отдельности. Доверие, поддержка и любовь родителей способствуют формированию у будущей мамы уверенности в себе, что помогает впоследствии адаптироваться к новой для себя роли матери. А если у женщины нет положительного опыта семейной жизни, который помогает строить взаимоотношения в собственной семье, она оказывается неподготовленной к восприятию себя в роли жены, а затем и матери. Ей труднее понять причины неизбежных трудностей семейной жизни. Она хуже адаптируется к любому стрессу, в том числе к беременности и родам.

Послеродовые психические расстройства могут быть также связаны с инфекцией, попавшей в организм во время родов через половые органы.

Депрессия матери, несомненно, оказывает негативное влияние на ребенка. Такие женщины в течение трех-четырех (а иногда и более) месяцев после родов испытывают подавленность, тоску и апатию. Им бывает крайне трудно ухаживать за младенцем. Они растеряны, так как не могут понять, что с ними происходит, почему они воспринимают собственного ребенка как что-то чужое, «не могут его полюбить», и нередко бывают раздражены тем, что ему необходимо уделять столько времени, внимания и сил. Часто это сочетается с постоянной и беспочвенной тревогой за здоровье малыша. Подобное состояние матери может нарушать ее эмоциональное общение с ребенком.

Развитие в послеродовой период затяжного депрессивного состояния значительно изменяет восприятие женщиной ее собственного ребенка. Любые его действия могут вызвать негативную реакцию и даже враждебность. Такие матери менее эмоциональны в контакте с ребенком, они реже подходят к малышу, редко берут его на руки, улыбаются и разговаривают с ним, недостаточно живо реагируют на его дискомфорт. Одновременно с этим женщина часто испытывает неуверенность в том, что она правильно ухаживает за своим ребенком, чувствует себя несостоятельной в роли матери, что нередко приводит к формированию чувства вины.

Психологическая готовность женщины к родам как фактор благополучного послеродового периода.

В 2000 году мною проводились исследования, которые подтвердили наличие повышенной эмоциональной лабильности и восприимчивости, внушаемости женщин в период беременности и их сильная связь с плодом (когда состояние и эмоции женщины, изменяющие ее гормональный фон и проникающие через плацентарный барьер к ребенку, влияют на диаду мать-дитя практически мгновенно).

Оказалось, что у нас в России почти все женщины ходят под впечатлением рассказов родственников и подруг о тяжелых, патологичных родах. Беременные женщины склонны волноваться, говорить о своем страхе перед родами. Основные страхи, возникающие у женщин в этот период, это боязнь за жизнь и здоровье ребенка, страх боли, страх патологий в родах, опасение родить ребенка с физиологическими дефектами (особенно распространен этот страх среди женщин, первая беременность которых закончилась выкидышем).

Исследование показало, что на реальное протекание родов и на удовлетворенность женщиной родами влияет такой фактор, как психологическая готовность к родам, которая в норме невысока, но ее можно развить через специальные занятия по подготовке к родам, и тем самым реально повлиять на будущее своих предстоящих родов.

Что же такое эта психологическая готовность и как ее увеличить?

Давайте рассмотрим это понятие, точнее этот феномен, регулирующий благополучность протекания как родов, так и беременности, поскольку это две ипостаси единого процесса - появления на свет нового существа.

На основе проведенных исследований выделено понятие психологической готовности к родам. Оказалось, что женщины, проходящие занятия и получившие основные знания о родах, довольно быстро осознали, что этого недостаточно, что нужно нечто большее, а именно собственная непоколебимая уверенность в успешных родах и индивидуальное осмысление полученной информации, другими словами, формирование психологической готовности к родам.

Понятие "психологическая готовность к родам" обобщает в себе весь спектр отношений к родам, осмысление родов, личную включенность, настрой и эмоциональное состояние женщины, а также все ее представления о родах и готовность к соответствующему поведению в родах.

Структура психологической готовности к родам состоит из телесной, когнитивной, эмоциональной, мотивационной и семейной составляющих, сознательной и бессознательной сфер.

Психологическая готовность к родам может формироваться как спонтанно, так и целенаправленно с использованием метода психотерапевтических занятий по подготовке к родам для семейных пар в период беременности. Степень сформированности готовности к родам может быть описана через 4 уровня ее интенсивности. Отсутствие психологической готовности принимается за нулевой уровень. Психологическая готовность к родам при спонтанном формировании остается неразвитой (не поднимаясь выше 2 уровня), а при целенаправленном формировании развивается, как и все ВПФ. Наличие определенного уровня готовности к родам связано с последующей степенью благоприятного протекания родового процесса (как в плане состояния роженицы, так и в плане физиологических параметров родовой деятельности). Уровень психологической готовности к родам поддается диагностике и служит критерием прогноза протекания родовой деятельности.

Опишем составляющие психологической готовности к родам.

Телесная составляющая - это готовность тела как организма к родовой деятельности. Кроме наличия/отсутствия нарушений в здоровье, конституционального типа (например, узкое/широкое расположение тазовых костей), сюда включена готовность мышц к предстоящей нагрузке. У женщины могут быть сильные либо слабые мышцы, участвующие в родах, что повлияет в последующем на протекание родового процесса. Например, слабые мышцы брюшины не позволят эффективно тужиться.

Когнитивная составляющая - это комплекс представлений, стереотипов и знаний о самом процессе родов, о необходимых действиях роженицы во время родов, о том, каков может быть результат родов, и как поведение женщины в родах на него влияет. А также всевозможные негативные последствия, например, женщина может смутно представлять себе предстоящие роды, знать только то, что у нее должен родиться ребенок определенного пола, и что врачи сделают все необходимое, чтобы ее ребенок был здоров. Также женщина может знать, что обычно роды болезненны, что многие женщины в родах кричат, что очень часто врачи делают надрезы промежности, чтобы ребенок вышел, и потом накладывают швы. Также женщина может иметь информацию, что ее знакомая (знакомая ее знакомой) родила с патологией, что роды прошли неудачно либо для нее, либо для ее ребенка. Что касается собственных действий, то женщина может знать, что ей надо тужиться, но как это делать, женщина может не представлять и не уметь. Как ее поведение влияет на благополучное протекание родов, может ли женщина сама что-то сделать, чтобы повлиять на будущие роды и снять риск патологии, она не знает и не знает, где ей об этом узнать. Так выглядит типичная когнитивная составляющая для контрольной группы женщин.

Эмоциональная составляющая - это комплекс отношений, чувств, переживаемых эмоций, а также возможные страхи и опасения женщины по поводу предстоящих родов. Также сюда относятся уверенность/неуверенность женщины в благополучном протекании собственных родов. Например, из-за недостатка знаний (недостаточно сформированная когнитивная составляющая) женщина может испытывать волнение, роды могут представляться ей, как некий хирургический процесс, в котором она будет испытывать боль. Женщина может бояться этого и бессознательно стремиться избежать этой участи. Она может одновременно хотеть, чтобы роды произошли, т.к. они дадут ей ребенка, и не хотеть, чтобы роды были, т.к. лично для нее роды - это уколы шприцем, капельница с лекарством, боль, разрезы скальпелем, зашивание швов иголкой, возможно потеря крови и полная неизвестность - чем все это реально закончится. Роды для женщины могут складываться в чувственный образ аварии, катастрофы, опасности для нее лично и возможно для ребенка тоже. Описанный образ - достаточно типичен для женщин всех групп до начала занятий.

Следует отметить негативное влияние эмоциональной составляющей при спонтанном формировании психологической готовности к родам, при нулевом уровне ее сформированности. Это проявляется в виде большого количества волнений и страхов по поводу предстоящих родов, распространенной высокой личностной тревожности женщин в период беременности, так называемый невротический синдром беременности. Невротический синдром беременности оказывает патогенное влияние на последующее протекание родовой деятельности. Эмоциональная напряженность, тревожность и страхи вызывают боли в родах и могут спровоцировать патологическое протекание родов. Именно целенаправленное формирование готовности к родам позволяет нейтрализовать негативное влияние эмоциональной составляющей, перевести его в позитивное влияние.

Мотивационная составляющая - это принятие женщиной решения родить, разрешение себе испытать этот неизвестный опыт (даже для повторно родящих предстоящие роды неизвестный до конца опыт, т.к. их исход предсказуем лишь вероятностно), либо сильные колебания между хочу-должна-не хочу, выражающееся в волевом параличе, когда решение не принято, а возможности отменить роды, отказаться от них нет. Тогда женщина входит в роды, потому что она вынуждена это сделать, т.к. это физиологический процесс, который запущен и уже не может быть остановлен волевым решением, но против которого идет сильный протест. Паралич воли парализует активность женщины в родах, и вынуждает ее быть объектом происходящего процесса, где активность берут на себя врачи. В их арсенале есть команды ("тужься!", "не кричи", "дыши глубоко!", "дыши поверхностно!"), медикаменты, медицинские инструменты и приборы.

Семейная составляющая - это восприятие женщиной комплекса взаимоотношений с мужем, его включенности, отстраненности в процесс беременности, ожидания ребенка, родов. При неразвитой семейной составляющей женщина чувствует свое одиночество, отделенность от мужа. Воспринимает беременность и роды как часть своей личной жизни и изменений, происходящих только с ней. При этом женщина может чувствовать острую неудовлетворенную потребность разделить свои переживания с мужем, получить поддержку с его стороны. А муж при этом может воспринимать свою роль в период беременности и родов (а затем и в воспитании ребенка) как добытчика и кормильца семьи. При этом вся его жизнь строится вовне, и нет включенности в специфическую жизнь женщины в этот особый период. Тогда семья не выступает как единое целое. При полной сформированности семейной составляющей женщина воспринимает включенность мужа в ее проблемы, чувствует поддержку с его стороны, тепло взаимоотношений. У женщины появляется возможность разделить свои переживания с мужем. Это наполняет ее жизнь и жизнь мужа особым чувством взаимной причастности к важному семейному событию. При этом супружеские отношения активно развиваются в сторону более полной близости и доверия при принятии совместного решения супругами о способе родов, взятии мужем на себя особой роли в родах, проявляющейся в моральной поддержке женщины и в поддержании ее уверенности в самой себе и в родах. Следует отметить, что семейная составляющая является наиболее сложной и слабо изученной, поскольку отношения между супругами развиваются через свои этапы кризисов. Роды для семейной составляющей будут являться скорее катализатором, чем гармонизацией всех аспектов отношений между супругами.

В исследовании было выделено 5 уровней психологической готовности к родам:

- Нулевой уровень - полное отсутствие психологической готовности к родам. Характеризуется паникой в родах, сильными волнениями и наличием большого количества страхов, длительным труднопереносимым болевым периодом, негативным восприятием родов, получением послеродового стресса и возможными медицинскими осложнениями.

- 1 и 2 уровни - наличие моральной готовности к родам. Характеризуются уверенным вхождением в роды, спокойствием и отсутствием страхов на протяжении родового процесса. 1й уровень - частичная моральная готовность. В отличие от 2-го уровня, вышеописанное состояние присутствует в одни периоды родов и отсутствует в другие (всего 3 периода у родов), в то время как на 2-м уровне готовности к родам вышеописанное состояние присутствует на протяжении всего родового процесса.

- 3 и 4 уровни - собственно психологическая готовность к родам. Характеризуется наряду с наличием полной моральной готовности еще и полным принятием родового процесса, включая и возможные негативные моменты, и нахождением роженицы в состоянии "здесь и теперь", что обеспечивает ей вхождение в родовой энергетический поток и относительно (либо полностью) безболезненные роды. Женщина получает от родов радостные позитивные впечатления, роды благотворно воздействуют на ее глубинное психоэмоциональное состояние. Отношение к родам позитивное. На 3-м уровне, в отличие от 4-го, вышеописанное состояние присутствует не во все периоды родов.

Характерным критерием отсутствия полной собственно психологической готовности к родам является тот факт, что женщина торопит роды, хочет поскорее родить, желает, чтобы все побыстрее кончилось, несмотря на свое спокойное и уверенное состояние.

Вышеописанные уровни готовности к родам определены на основании анализа характеристик родового процесса, полученных при анкетировании и опросе 90 родивших женщин.

Уровни психологической готовности к родам показывают степень зрелости четырех вышеописанных составляющих. При нулевом уровне готовности, т.е. незрелых когнитивной (ничего не знаю, имею смутные представления о родах), эмоциональной (боюсь ужасно, роды имеют чувственный образ опасности, от которой надо спрятаться) и волевой (не готова принять роды, состояние паники, паралич воли) составляющих женщина оказывается неспособной быть активным субъектом в родовой деятельности, роды теряют статус деятельности и становятся простым физиологическим процессом. Женщина теряет возможность быть создателем своих родов, характера их протекания, сознательно не может повлиять на результат родов. Бессознательные влияния женщины на процесс родов и результат остаются, при чем скорее негативные: ведь т.к. женщина бессознательно стремится избавиться от родов, то включается сопротивление, мышцы зажимаются, роды протекают дольше, болезненнее, возможны осложнения (например, застревание ребенка в родовом канале, т.к. канал узок и недостаточен для спокойного прохождения ребенка, поскольку мышцы зажаты). Такие роды для женщины являются сильной стрессовой ситуацией, и рождение ребенка совпадает с постстрессовой депрессией и общей угнетенностью. Мы видим, что отсутствие психологической готовности к родам нецелесообразно для родов и вредно для самой женщины.

По результатам исследований было выявлено, что психологическая готовность может формироваться как стихийно, спонтанно, сама по себе, так и целенаправленно с помощью специальных психотерапевтических занятий изменений поможет нам.

Заключение

В заключении хочется сказать, что как показывает теория и практика, телесный опыт прямо отражает личностные особенности человека, которые, непосредственно оставляют отпечаток на уровне субъективного контроля личности. Здесь также важно кем ты являешься интровертом, или экстравертом, в какое русло направлены твои взгляды, осознаешь ли ты свои ошибки, а главное стремишься ли исправить их, найти нужную дорогу, которая приведет тебя к совершенству, от которой жизнь твоя станет красивой, полноценной и, главное, не бесполезной.

Относительно испытуемых. Женщины, находясь в депрессии, чувствуя неуверенность в своих силах, не ощущая поддержки от окружающих, так или иначе будут винить себя во всех своих неудачах, что скажется на их отношении к самим себе, окружающим и, несомненно, ребенку.

Все это говорит о том, что главную роль и ответственность за индивидуально-личностные качества женщин в послеродовом периоде, играет формирование психологической готовности к родам и материнству. Низкие пороги чувствительности прямым образом сказываются на ее телесном опыте, что приводит к дисбалансу личностной сферы. В этой ситуации необходима помощь, психолога, близких. По моему, здесь необходим рост личностных качеств: уверенности в себе, самопознании, стремлении достичь поставленной цели. Тогда поменяется взгляд на жизнь и вместе с ним сам человек.

А если женщина подошла к беременности и родам уже состоявшейся личностью, уверенной в завтрашнем дне, то значит так будит всегда. Трудности и невзгоды будут восприниматься только оптимистично, как еще один вариант проверки своих сил.

Литература.

  1. Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М.,1999.
  2. Филиппова Г. Г. Психология материнства: концептуальная модель. М., 1997.
  3. Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» под редакцией Добрякова И. В., Захарова Е. И. М. 2003.
  4. Материалы 5-и Конференций по Перинатальной психологии в родовспоможении. СПб 1997-2001.
  5. Материалы Конференции по Перинатальной Психологии и Медицине, Иваново, 2001.
  6. Перинатальная психология и акушерство, Волгоград, 2001.

 

УСК. Тестовый материал. 1 группа.

  1. Шкала общей интернальности - 38. 6 стен.
  2. Шкала интернальности в области достижений – 14. 7 стен.
  3. Шкала интернальности в области неудач – 7. 5 стен.
  4. Шкала интернальности в семейных отношениях – 13. 8 стен.
  5. Шкала интернальности в области производственных отношений – 20. 8 стен.
  6. Шкала интернальности в области межличностных отношениях – 1. 5 стен.
  7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни – -1. 2-3 стен.

УСК. Тестовый материал. 1 группа.

  1. Шкала общей интернальности - 43. 6 стен.
  2. Шкала интернальности в области достижений – 16. 8 стен.
  3. Шкала интернальности в области неудач – -3. 3 стен.
  4. Шкала интернальности в семейных отношениях – 3. 5 стен.
  5. Шкала интернальности в области производственных отношений – 19. 7 стен.
  6. Шкала интернальности в области межличностных отношениях – 10. 9 стен.
  7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни – 1. 4 стен.

УСК. Тестовый материал. 1 группа.

  1. Шкала общей интернальности - 38. 6 стен.
  2. Шкала интернальности в области достижений – 16. 8 стен.
  3. Шкала интернальности в области неудач – 12. 6 стен.
  4. Шкала интернальности в семейных отношениях – 5. 6 стен.
  5. Шкала интернальности в области производственных отношений – 12. 6 стен.
  6. Шкала интернальности в области межличностных отношениях – 10. 9 стен.
  7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни – -1. 3 стен.

УСК. Тестовый материал. 2 группа.

  1. Шкала общей интернальности - -71. 1 стен.
  2. Шкала интернальности в области достижений – -26. 1стен.
  3. Шкала интернальности в области неудач – -6. 2 стен.
  4. Шкала интернальности в семейных отношениях – -9. 1стен.
  5. Шкала интернальности в области производственных отношений – -17. 1 стен.
  6. Шкала интернальности в области межличностных отношениях – -5. 2 стен.
  7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни – -6. 1 стен.

УСК. Тестовый материал. 2 группа.

  1. Шкала общей интернальности - 13. 4стен
  2. Шкала интернальности в области достижений – -3. 3 стен.
  3. Шкала интернальности в области неудач – 11. 5 стен.
  4. Шкала интернальности в семейных отношениях – 6. 6 стен.
  5. Шкала интернальности в области производственных отношений – -2. 2 стен.
  6. Шкала интернальности в области межличностных отношениях – -6. 1-2 стены.
  7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни – 2. 4 стен.

УСК. Тестовый материал. 2 группа.

  1. Шкала общей интернальности - -63. 1стен
  2. Шкала интернальности в области достижений – -28. 1 стен.
  3. Шкала интернальности в области неудач – 2. 4 стен.
  4. Шкала интернальности в семейных отношениях – -11. 2 стен.
  5. Шкала интернальности в области производственных отношений – -13. 1 стен.
  6. Шкала интернальности в области межличностных отношениях – -6. 2 стены.
  7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни – -6. 1стен.