Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 03.05.24

Время: 03:09

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Рефераты Психология Профессиональное консультирование

Профессиональное консультирование

Содержание

  1. Работы профконсультанта
  2. Схема профконсультирования
  3. Профконсультирование в школе
  4. Индивидуальное профконсультирование
  5. Групповое профконсультирование
  6. Использованная литература

Работы профконсультанта.

Для начало, в своей работе каждый уважающий профконсультант должен четко знать профессионального консультирования и соблюдать их.

о принципах.

Профконсультирование специальной деятельностью по помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей. Эти связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального .

Профконсультант может помочь прежде всего в решении выбора профессии и в определении профиля профессионального . Немало важное для профконсультанта имеет психологического климата и социальной адаптации клиента. Профконсультант должен понимать, что общение с консультируемым имеет большую личностную значимость для клиента.

Каким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

  1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических , обоснованность , выводов, рекомендаций.
  2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, методы адекватно конкретной консультирования.
  3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.
  4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в работы с , не разглашению (сознательному или случайному), а её другим лицам лишь с консультируемого и если это соответствует его интересам.
  5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по , с которой обратился к профконсультанту. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и активность и самостоятельность консультируемого в им решения. и оценки профконсультанта в работы с не должны ограничивать свободу последнего в им решения.
  6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее и возможностей компенсации. Он акцентирует на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.
  7. Лояльность. Профконсультант уважает клиента и его право на свободу в профессиональном самоопределении. консультируемого приоритетными. В общении с любым профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

Схема профконсультирования.

С основными принципами консультирования мы разобрались, теперь важное для дальнейшей работы – это составление для консультанта , непосредственно, схемы профконсультирования. Эта схема с играет в будущем консультировании важную роль, т. к. она будет играть роль отправного механизма для психолога, который в свою очередь, будет вносить в нее изменения, непосредственно, при консультировании, полученной информацией от клиента.

Схема профконсультирования может быть следующей:

Подготовительный этап. задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный , необходимые диагностические , продумывает стратегию.

Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную , то есть увидеть эту глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления с зависит от уровня коммуникативной профконсультанта, которая предполагает за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным , а также вербальную .

По данным, собранным, увиденным консультантом за время первого этапа, он себе план работы:

  • Клиент: в чем заключается его , как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту.
  • Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность. Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной , функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.

Бывает так, что контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные , ДДО (Дифференциально-диагностический ), "Карту интересов", конструктивный рисунок из геометрических фигур. Если консультант чувствует, что клиент не уверен, то можно использовать следующие :

  • задания на сообразительность и
  • профессиональной готовности
  • «Основы структуры темперамента»

Здесь нахождение общего языка в консультировании, заинтересованность и открытость клиента, формировании образа «Я», представлении о себе как и профессиональной деятельности.

Консультант увидит личностного и когнитивного , склонности, , а главное понять мотив выбора профессии.

Второй этап. задача – выдвижение профконсультационной , то есть рассмотрение клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной , определение пути совместного решения , разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом он может время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами или необходимую информацию.

Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации, т. к. консультант объясняет какой может носить процесс консультирования (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая).

Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). стремиться клиенту, что тот сам немало знает. Здесь профконсультант может применять не только психодиагностические , о которых говорилось выше, но и такие методы, как наблюдение за , за его высказыванием о себе, самооценка. С их помощью консультант сможет незаметно клиента к выше сказанному.

Достигнуть цели с помощью:

  • совместного обсуждения различных
  • профориентационных игр

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана.

Здесь консультант должен на существование связи с . Если ее нет, или она неожиданная, значит он где-то ошибку. В этом случае исправить очень сложно и поэтому, консультант должен при выходе из :

  • положительные стороны клиента
  • его интересные мысли
  • надежду на удачное профессиональное будущее клиента

В конце необходимо итоги. Профконсультант может завершить консультацию следующим образом, на основании полученных :

  • данные;
  • общие выводы по предварительным данным;
  • первоначальное понимание своей ;
  • профконсультанта;
  • совместно осознанная цель и шаги, предпринятые для её достижения;
  • итоги консультации, сформулированные и консультантом;

И в конце, консультант вправе сделать примечание для себя.

эта схема носит общий , и поэтому каждый консультант строит схему под себя.

Профконсультирование в школе.

1. Первое, что необходимо знать о профконсультировании это то, что её целью формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая должна быть в учебно-воспитательный процесс.

На мой взгляд, развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися разного . Главный момент в ней заключается в том, что консультант может помочь в формировании необходимых качеств, свойств , которые необходимы клиенту в выборе будущий профессии.

2. Правильность выбора психодиагностических методик.

3. Так же консультант может при профконсультировании школьников использовать гуманистический подход – от него зависит налаживание отношений и успех консультации.

Наконец, профконсультант обязан помнить о неприемлемости на консультируемого, вербальных принципах – невозможен директивный тон, а главное навязывание собственного мнения.

Профконсультант должен делать акцент на объяснении того, что выбор профессии будет правильным тогда и только тогда, когда он осознан, самостоятелен.

4. Консультант должен разбираться в особенностях и тенденциях мира современных профессий.

Из выше упомянутого можно сформировать и попытаться профконсультацию по следующей схеме:

  1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.
  2. Формирование образа “идеальной” профессии.
  3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.
  4. Анализ психологических портретов профессий.
  5. индивидуально-психологических особенностей клиента.
  6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.
  7. Уточнение профессии, разработка программы и овладения профессией.
  8. У старших классов есть выраженная потребность посоветоваться с психологом о своём профессиональном выборе.

Здесь нужно знать, что для одних достаточно две-три беседы и краткое диагностическое обследование, чтобы принять решение о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для других требуется углубленное обследование и многократные консультации, чтобы подойти к этому решению.

Поэтому, я считаю, что необходимо проводить групповые профконсультации уже с 7-го класса; а начиная с 8-го класса - индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-го класса продолжить в техникуме или . В этом случае, психологу необходимо проводить консультирование по профессиональным намерениям, а главное способностям школьников.

9. консультация , имеющих выраженные профессиональные и достаточно устойчивый профессиональный план, которые в свою очередь, могут обращения к психологу за получением подтверждения правильности уже совершённого выбора. Профконсультант должен распознать эту устойчивою позицию и не навредить.

10. Работа с менее успешными в этом плане учащимися не ограничивается несколькими консультациями. Прежде всего психологу следует: выявить их и склонности, круг интересующих их профессий, сформулировать рекомендации по ознакомлению с ними

В данном случае, профконсультант может посоветовать, в школе предметов, непосредственно, необходимых в дальнейшем, а также для устойчивого самоопределения в профпригодности; ознакомление с профессиографической литературой. В результате этой работы, профконсультант может обнаружить - у одних произойдёт укрепление профессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений.

Произойдет переосмысление и правильное профессиональное самоопределение.

11. Диагностическая и коррекционная работа.

При подборе методов диагностики профконсультант должен опираться на адекватное понимание профессиональной деятельности: понимание содержания профессии как совокупности требуемых знаний, умений и навыков, целей деятельности и т.д., плюс определённых требований к психике (т.е. , темпу и интенсивности протекания психофизиологических процессов).

Если консультант в ходе общения с не обнаружил серьёзных проблем в важных качеств, намечается план самоподготовки и формирования требуемых способностей, предлагается система психотренировок ( нужного вида , памяти, пространственного и т.п.), а затем производятся обстоятельное обсуждение с учащимися их достижений, возникающих сложностей и путей их преодоления.

12. Консультант должен стремиться к тому, чтобы его диагностическое консультирование превратилось в диагностико-коррекционную работу. Главное помнить, что на последнем этапе работы консультации это – активизация учащегося, сформирование у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их .

13. Завершать профконсультацию может беседа с обсуждением проведённой работы, формулированием рекомендаций, принятием решения о продолжении выполнения намеченного плана или же о пересмотре первоначально выбранных сфер деятельности, корректировкой профессиональных намерений и т.д. Конечно, при разных профконсультация может быть проведена либо целиком и полностью, либо без некоторых этапов, , коррекционной части.

Индивидуальное профконсультирование

Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и целями. По количественному консультации могут быть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целей консультаций и организационных возможностей, но не должен превышать 30 человек).

Индивидуальная профессиональная консультация как процесс активного взаимодействия профконсультанта с с целью помощи в решении проблем профессионального самоопределения видом деятельности консультанта. Главная задача профконсультанта – помочь клиенту сориентироваться и найти выход из проблемной , связанной с выбором профессии. Сложность выполнения этой задачи обусловлена тем, что в ней много "неизвестных" слагаемых, ограничений объективного характера, вариантов решений и проверить их правильность можно лишь по истечении некоторого времени. К тому же сама профессия, как объект выбора, имеет множество различных признаков. При этом выбирается не столько сама профессия, сколько способ достижения жизненного успеха.

Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие. Справочно-информационная профконсультация направлена на информирование клиента по следующим :

  • интересующие профессии и , необходимые для работы по ним;
  • предприятия и организации, где есть по конкретной профессии;
  • возможности и переобучения по различным специальностям;
  • конъюнктура рынка труда;
  • возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

Для достижения информационной цели консультант не только клиента достаточно полной и достоверной информацией, но и его со способами получения нужных : какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы специалистам и т.п.

Предполагается использование профконсультантом различных справочников, информационных карт, профессий в виде отдельных профессиограмм. А в работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии "Мир профессий". Это значимо при профконсультировании – именно эта категория имеет меньше возможностей и опыта в получении необходимой информации. Помимо традиционно используемых видов информации в консультирования можно использовать различные информационные материалы развивающего характера. , это могут быть различные классификации, упорядочивающие мир профессий, структурирующие и расширяющие информационное поле выбора.

В рамках функционального подхода ( важно не где , а что делать – творить, описывать, ремонтировать и т.п.) основой классификации профессий функция. , функция "обслуживающий" объединяет профессии , официанта, , психолога, проводника, стюардессы.

В информационных материалов на разных этапах консультации могут использоваться различные факты, результаты научных исследований.

Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любой профконсультации. диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера. психодиагностические методы, консультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности для получения такой психологической информации, которая может реально помочь консультируемому в решении его проблем.

В профконсультировании предметом диагностики в той или иной степени профессиональная пригодность. Но, строго говоря, ее нельзя определить до того, как человек стал соответствующей профессиональной деятельностью. Поэтому консультант только такие индивидуальные особенности, которые облегчают профессиональных , способствуют профессиональной деятельности. Сравнив достаточно устойчивые особенности консультируемого с требованиями, предъявляемыми некоторыми видами профессий, консультант может помочь ему перестроить или достроить желательные .

В итоге ценный эффект в психодиагностической консультации состоит в том, что клиент более задумываться о своих личных качествах, о сложностях профессионального выбора.

Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с ее результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностики врожденных индивидуально-типических свойств психики (психофизиологических, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни, консультант может дать рекомендации следующего плана:

  • как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;
  • от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям;
  • как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путем проб и ошибок.

Профконсультанту необходимо быть осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности. Если консультант сомневается в наличии достаточного уровня некоторых способностей, необходимых для успешного овладения профессией, он может предложить консультируемому способы психотренировки, направленные на нужного вида , памяти, пространственного и т.п. В данном случае психодиагностические могут быть использованы в критериального инструмента: с их помощью определяются результаты до начала тренировок и после. Такие тренировки дают возможность консультируемым освоить способы необходимых способностей. Консультант должен стремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающий .

В индивидуального консультирования консультанту необходимо учитывать представления клиента об уровне у него некоторых индивидуальных особенностей, необходимых для различных профессий. При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверность во многом зависит от способности консультируемого к адекватной самооценке и его уверенности в себе.

Прогнозируемая степень удовлетворенности его деятельностью во многом зависит от того, насколько его соответствуют особенностям профессии. Одни и те же обстоятельства для разных людей могут иметь совершенно различный личностный смысл. Обмануться в своих ожиданиях легче всего в молодом .

Коррекционная работа профконсультанта проводится на уровне профессиональных предпочтений, , представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок, она включается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма.

Одно из направлений в профконсультировании службы занятости ( ) – содействие формированию жизненной перспективы, осознанию образа . Это требует от консультанта более взгляда на клиента, анализа выбора профессии как первого звена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижение материальным благосостоянием и развитием.

Задача консультанта – помочь клиенту оценить ближайшие жизненные планы с точки зрения долговременных целей и , касающихся не только профессиональной, но и других сфер жизни. Ядром жизненной перспективы ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы. Консультируемому необходимо понять между этими понятиями и их взаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы.

Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необходимо на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию. Если клиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открывает данная профессия в других для него сферах жизни. , , подвержена воздействию стереотипов и часто планирует свое будущее, не индивидуальные , по “то, что хорошо для всех, хорошо и для меня”.

В ходе консультирования необходимо не только на противоречивость, но и на сформированность ценностных ориентаций. Если равные по значимости конкурируют, клиенту трудно определить очередность и направленность своих .

Следующий шаг в построении жизненной перспективы – постановка жизненных целей: что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто. Консультируемому нужно представлять не только направление своей деятельности, но и идеальный результат в виде определенного события. Цели оцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям и возможностям. Жизненные планы – ответ на вопрос: какими средствами и в какие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели. Консультант может оценить перспективу клиента по следующим критериям: продолжительность, реалистичность, оптимистичность, согласованность, дифференцированность. Продолжительность определяется по тому, насколько далеко с собой человек заглядывать в будущее. Увеличение продолжительности тесно связано с повышением общей удовлетворенности жизнью. Реалистичность выражается в способности разделять реальность и в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности. Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего , а также уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность зависит от уже имеющихся жизненных достижений. Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны с и настоящими. Несогласованность характерна для тех, кто переживает время как чрезмерно растянутое. Дифференцированность подразумевает выделение в будущем ближайшей и отдаленной перспективы, отдельных последовательных этапов.

В ходе профконсультации такое развернутое построение жизненной перспективы очень трудно реализовать. оптимальной перспективы, консультант может помочь клиенту собственное будущее, оценить имеющиеся планы и, при необходимости, скорректировать их.

Профконсультанту не следует “переделывать” клиента на нужный лад в консультирования. Его задача – выявить данные с помощью диагностических методов и помочь консультируемому свои и найти оптимальное решение с учетом своих возможностей. При всем разнообразии форм, методов, приемов, а главное личностных особенностей самого профконсультанта можно типы стратегий и этапы консультации.

Групповое профконсультирование

Групповой профконсультацией любая форма по профориентационной помощи в взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школьников, но они не типичными для деятельности служб занятости. Однако вследствие увеличения количества , обращающейся в центры занятости, а также профориентационной работы с учащимися, проводимой профориентации совместно со школами, групповая консультация может стать перспективным направлением работы с молодежью.

Групповая консультация имеет свои преимущества. Она позволяет экономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики). Групповая профконсультация эффективна как профессионального просвещения и информирования, для повышения уровня психологической компетентности в выбора профессии и поиска работы.

Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к профконсультанту: он должен иметь навыки с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

Группы могут : учебный класс, если инициатора ведения консультации школа или другое учебное заведение; службы занятости с одинаковым уровнем информированности в сфере профессиональной деятельности; , с проводится первичная профконсультация для подготовки к индивидуальной консультации, или тренинг.

По консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, корректирующими, развивающими, формирующими. Поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет .

Справочно-информационная консультация выполняет прежде всего функцию просвещения клиента по выбора профессии, профессионального и трудоустройства.

Традиционно в профориентации в ходе групповых консультаций клиенты информацию по следующим темам: “Мир профессий” (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и уровням труда), “Человек и профессия” (понятия профессия, специальность, должность; требования профессии к ; характеристика слагаемых успешного выбора; ошибки выбора профессии), “ и выбор профессий” и др.

При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается продуктивно первые 10 – 15 минут (оптимальная продолжительность консультации – 45 минут). Поэтому важные, понятия, установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, схемами, карточками-заданиями); решение проблемных ; элементов диагностики. На информационную групповых консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию “из первых рук”.

На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы. При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература.

Диагностическая групповая консультация для выполнения следующих задач: определения сформированности профессиональных планов клиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере; потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии психологического профиля).

Однако возможности диагностики в групповой консультации ограничены. Специфика групповой диагностики в большинстве случаев исключает интерпретацию индивидуальных результатов и рекомендации каждому конкретному клиенту. При проведении групповой диагностики важно использовать только те методы, которые требованию надежности и рекомендованы для работы. Вопросы и задания должны быть понятными для консультируемых, инструкции – четкими, не допускающими разночтений. При подборе методов следует предпочтение тем, которые допускают самостоятельную обработку и первоначальную интерпретацию результатов. Желательно, чтобы продолжительность собственно диагностики не превышала 20 минут, иначе на результатах может сказаться утомление, .

При организации групповой диагностической консультации следует обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия (предварительно проветренное помещение, достаточную освещенность, места, удобные для письменной работы и т.п.). Численность группы зависит от сложности диагностической процедуры. Оптимальное количество консультируемых 12 – 15 человек.

Групповая диагностическая консультация три этапа. На первом профконсультант объясняет цель консультации,. Второй этап – проведение собственно диагностической процедуры. Консультируемым объясняют правила заполнения анкет относительно выполнения психодиагностических методик и инструктируют их. После завершения работы консультант клиенту подсчитать результаты. На заключительном этапе полученные результаты интерпретируются с позиции успешности учебной и профессионально деятельности. По мере возможности даются рекомендации общего плана.

Чтобы определить сформированность профессиональных планов, обычно используется метод анкетирования. Для планирования дальнейшей работы с клиентами, обращающимися в службу занятости, необходимо следующие : выбрана ли профессия, что на выбор, обоснован ли он профессии, соответствует ли она интересам и способностям, состоянию консультируемого, поддерживает ли его окружение этот выбор.

В групповой консультации диагностика может быть элементом психологического просвещения, направленного на формирование образа "Я", представления о себе как и профессиональной деятельности. Такая консультация может затрагивать различные психологические , связанные с профессиональной деятельностью. Для интересов, склонностей, мотивов выбора профессии в ходе групповой консультации используются известные : "Карта интересов", "Дифференциально-диагностический " (ДДО), профессиональной готовности (ОПГ).

Диагностика отдельных профессионально важных качеств проводится в группах консультируемых, имеющих однородную профессиональную направленность. Профконсультант аудиторию с профессиограммой интересующей профессии, дает характеристику важных для нее качеств (психограмму) и предлагает консультируемым проверить у себя уровень некоторых важных из них. , группе консультируемых, ориентированных на операторские профессии, можно предложить проверить объем кратковременной памяти, устойчивость и распределение . Если у кого-то получились низкие результаты, профконсультанту следует , предостеречь от поспешных выводов о профессиональной непригодности, пригласить на индивидуальную консультацию.

Развивающая групповая консультация предусматривает применение методов работы в группе. К ним относятся имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов социально-психологического , психотехнические игры и упражнения.

Имитационные игры моделируют профессиональную деятельность, давая тем самым возможность проиграть социальные и профессиональные отношения, что важно в юношеском , когда опыт еще невелик. Такая форма работы создает условия для самоанализа и осознания своего отношения к профессии. для проведения игры, моделирующие профессии типа "человек – человек". От профконсультанта как требуется артистичность, готовность к импровизации, тактичность по отношению к участникам, хорошее распределен для активности или пассивности отдельных консультируемых. Игра обязательно завершается обсуждением, в ходе устанавливается связь участников с ведущим и группой, консультируемые анализируют, в каких ситуациях возникали затруднения, какие психологические способствовали, а какие мешали выполнению задачи.

Использование в групповой консультации элементов социально-психологического , ролевых игр и упражнений стимулирует интерес участников к профессионального выбора, позволяет им лучше узнать самих себя, свои возможности, способности, мотивы поведения, психологическую , новыми способами общения. эффективным методом решения этих задач тренинг профессионального самоопределения, но он требует специальной профессиональной подготовки психологов, ведущих тренинг.

Вместе с играми и упражнениями консультант может использовать развивающий потенциал диагностических методик, направленных на исследование познавательных свойств. Выбор конкретных развивающих зависит от личностных возможностей и склонностей профконсультанта. Однако любую процедуру желательно завершать обсуждением, чтобы участники могли свои эмоциональные переживания и поведение с и поведением других участников, что способствует адекватной самооценки.

Использованная литература:

  1. Е. Климов. Психолого-педагогические профессиональной консультации. Е. Климов. Памятка профконсультанту.
  2. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение.
  3. Сборник психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации.
  4. Основы психодиагностики.
  5. Профессиональная консультация школьников.
  6. Тигер, Бэррон-Тигер. Делай то, для чего ты рождён.