О некоторых неврозоподобных состояниях.
Наиболее часто у детей встречаются расстройства, которые, не являясь неврозами по существу, близко к ним примыкают. Это заикание, недержание мочи, ночные страхи, снохождение, нарушение аппетита.
Вопрос о сущности заикания еще не совсем ясен. И, может быть, поэтому еще нет радикально действующего во всех случаях способа его излечения. Заикание называют логоневрозом: т.е. речевым неврозом, так как большинство исследователей считают его одним из проявлений невроза, вызванного чаще всего каким-либо потрясением, испугом, огорчением. Мы стоим на другой точке зрения и полагаем, что в подавляющем большинстве случаев заикание - не невроз и провоцирующие его испуг или потрясение являются лишь случайным толчком к его возникновению.
По нашим наблюдениям и данным ряда других авторов, большинство заикающихся детей не являются более нервными, чем их сверстники. Лишь в дальнейшем само заикание, если оно проносит ребенку неприятные переживания, может вызвать невроз. Но такие же неврозы являются следствием и других физических дефектов, например горбатости или косолапости, которые, вызывая порой насмешки сверстников, мешая ребенку участвовать в играх, естественно, невротизируют его. Однако никто не пытается объяснить возникновение горба или косолапости неврозом.
Крайне убедительным доказательством того, что заикание вызвано в первую очередь не столько психическими потрясениями, сколько особой наследственно обусловленной структурой нервной системы, являются данные, приведенные чешским ученым Милославом Зееманом. Он показал, что из 31 пары заикающихся однояйцевых близнецов (развивающихся из одного и того же оплодотворенного яйца и тем самым имеющих совершенно одинаковые наследственные задатки) в 30 случаях (т.е. практически во всех) заикались оба близнеца. Попытка объяснить этот факт одинаковыми влияниями условий жизни на обоих близнецов полностью отвергается тем, что по приведенным им же данным, из 38 пар двуяйцевых близнецов (родившихся одновременно из двух разных оплодотворенных яйцеклеток, т.е. с разными наследственными задатками) в 36 случаях (т.е. почти во всех) один близнец заикался, а второй нет.
Скорее всего сущность заикания в большинстве случаев заключается в том, что в результате микродефектов врожденного или приобретенного характера нарушается как бы обратная связь в нервных волокнах аппарата, воспринимающего свою речь, из-за чего слушание звука собственной речи и восприятие движения голосового аппарата оказываются несогласованными - слегка не совпадающими во времени. За это говорит то, что заикание пропадает, если заглушить речь поднесенной к уху трещоткой или речью другого человека, говорящего одновременно с заикающимся те же слова, что и он, и, наоборот, любой человек начинает заикаться, если путем специальной системы микрофонов слышит свою речь с задержкой, например, на 1/4с.
Хотя заикание, по нашему мнению, и не является неврозом, - при волнении, неуверенности в себе, передразнивании оно резко усиливается, как и при речевой перегрузке.
Иногда заикание возникает в порядке подражания другим заикающимся (взрослым или детям). Нередко закрепляется оно по описанному выше механизму выгоды, если вызывает особое внимание, прощение того, что не простили бы не заикающемуся. Заикание - не проступок, поэтому недопустимо ругать или стыдить ребенка за то что он заикается, но оно не доблесть, дающее отпущение всех грехов.
Лечение заикания в виде сложных индивидуально подобранных специальных упражнений осуществляется в первую очередь специалистами-логопедами или родителями и воспитателями по их указанию. Приведем несколько простейших приемов.
Если у ребенка заикание только что появилось, надо, чтобы он несколько дней не разговаривал и тем самым как бы отвык от заикания. При этом мы рекомендует для вида осмотреть горло ребенка и, заявив, что у него болит горлышко, повязать ему на шею какой-нибудь платок и несколько дней запретить ему разговаривать, оставляя одного или под присмотром молчаливого, пресекающего все попытки к разговору взрослого. Летом хорошо выехать с таким ребенком за город в уединенное место и уходить с ним на целый день, например, в лес, где ребенок один играет с игрушками, а мама читает или вяжет, но по возможности не втягивает его в разговор.
Если заикание уже закрепилось, этого режима молчания оказывается недостаточно. Тогда надо приучать ребенка говорить медленно, так как при спешке заикание усиливается, говорить только вы выдохе (предварительно набрав воздух в легкие), слитно, иногда слега нараспев. Хорошо действуют речевые упражнения, при которых мама или воспитатель по несколько раз в день говорят одновременно с заикающимся ребенком стихотворение или какой-либо другой, хорошо известный обоим текст. В этом случае заикание исчезает и ребенок постепенно привыкает говорить, уже не заикаясь.
Заикающемуся ребенку, прежде чем произнести вслух затрудняющую его фразу, полезно проговорить ее медленно про себя.
Полезно психотерапевтическое воздействие в виде "малой психотерапии", путем создания спокойного, доброжелательного, психологического климата. Родители и окружающие ребенка лица внушают ему, что его дефект временный и постепенно исчезнет. Выслушивая заикающегося, нельзя проявлять нетерпение, подгонять его. Надо оградить его от возможного передразнивания или насмешек других детей. Постепенно приучать его смело вступать в речевой контакт сначала с близкими, затем с более посторонними людьми, наконец, посылать его (только без всякого к этому принуждения), например купить что-либо в магазине. Всякий успех в речевом общении поддерживать одобрением и похвалой.
К "большой психотерапии", проводимой уже врачом, относятся специальные лечебные внушения в бодрствующем, а иногда и в гипнотическом состоянии; аутогенная тренировка, при которой ребенка учат расслаблять тонически напряженную мускулатуру вообще и речевого аппарата в частности; "игровая терапия", где ребенок заучивает определенные роли и постепенно приучается говорить при слушателях свободно и смело, и др.
Лекарственных препаратов, специфически действующих на заикание, нет, но часто положительное влияние оказывают витамины, общеуспокаивающие и противосудорожные средства, физиотерапевтические и водные процедуры, прогулки, занятия физкультурой и спортом.
Дети часто страдают ночным недержанием мочи, так называемым энурезом. Такие дети мочатся во время сна под себя не просыпаясь. И хотя это заболевание не опасно и с возрастом обычно само проходит, тем не менее оно крайне тягостно как для самого ребенка, так и для окружающих.
От чего зависит ночное недержание мочи у детей? Существует громадное количество теорий, объясняющих причину этого страдания. Большинство ученых считают, что оно обусловлено двумя основными причинами: во-первых, глубоким сном, во время которого сигналы от мочевого пузыря не доходят до коры головного мозга и потому не вызывают пробуждения при переполненном мочевом пузыре, и, во-вторых, неправильным воспитанием, заключающимся в том, что ребенка в раннем возрасте оставляли спать мокрым, не привили ему навыков опрятности.
Однако эти причины вызовут возникновение энуреза лишь при предрасполагающих к нему момента, а именно незрелости центров регуляции произвольного мочеиспускания, иногда вследствие врожденного расщепления позвонков в пояснично-крестцовом отделе, где располагаются спинальные нервные центры мочевого пузыря.
Также, следует подчеркнуть, что, вопреки распространенному мнению, ночной энурез, по нашим наблюдениям, почти никогда не возникает вследствие психических переживаний или конфликтов, за исключением редких случаев, когда он является сознательным протестом, как бы местью ребенка за несправедливое, по его мнению, с ним обращение.
Бороться с энурезом у ребенка с помощью физических или моральных наказаний, даже таких, как выговоры и пристыживание, абсолютно недопустимо. В подавляющем большинстве случаев эти меры не дают никакой пользы, зато вред приносят всегда, ибо дети, которых наказывают или ругают за поступки, совершенные в сонном состоянии и, естественно, никоим образом не зависящие от их воли, воспринимают это как незаслуженную обиду, часто становятся пугливыми или озлобленными. Другое дело в тех случаях, когда ребенок, заигравшись или ленясь, мочится в штанишки днем, в бодрствующем состоянии. Тут ему необходимо спокойно, но строго объяснить, что так поступать нельзя.
Укрывать на ночь ребенка со склонностью к ночному энурезу надо достаточно тепло; можно подложить что-либо под ту часть кровати, где находятся ноги ребенка, чтобы жидкость, находящаяся в пузыре, не давила на его выходное отверстие. Но все это уже вспомогательные приемы.
Указанным способом, за редким исключением, удается быстро избавить ребенка от ночного энуреза.
Некоторых родителей очень пугают так называемые ночные страхи, когда ребенок ночью, во сне, начинает кричать, дрожать. Конечно, ночные страхи - показатель повышенной возбудимости, но, как правило, они ничем не грозят и сами постепенно проходят. По существу это яркие сновидения, которые могут быть и устрашающего характера. Надо перед сном избавить таких детей от резких, особенно страшных, впечатлений, бурных игр; хорошо перед отходом ко сну совершить с ребенком получасовую спокойную прогулку, конечно, не в темноте или иной пугающей обстановке. Во время приступа ночного страха надо спокойно и твердо сказать ребенку, что ничего страшного нет, и что и ему и вам надо спать. Ваши излишняя взволнованность и эмоциональное успокоение ребенка во время сна могут лишь обострить его страх, так как могут быть восприняты им как подтверждение "страшности" того, что ему снится.
Наблюдаются у детей и снохождения (неправильно называемые "лунатизмом", так как с луной они не связаны), когда ребенок во время сна встает, ходит, совершает какие-то действия, а утром ничего о них не помнит. Как и ночные страхи, они бывают обычно у возбудимых детей и подростков и с возрастом проходят. Можно положить у кровати мокрую простыню и тогда, наступив на мокрую простыню - ребенок или проснется, или уберет ногу назад в кровать. Если ребенок в состоянии снохождения куда-нибудь пошел, возьмите его спокойно за плечи и, даже не будя, отведите в кровать.
Некоторые родители очень боятся, не является ли снохождение признаком эпилепсии. Эти опасения, как правило, совершенно не обоснованны. Эпилептические снохождения не превышают 3% случаев, и чтобы быть окончательно спокойным, что это не эпилепсия, можно один раз во время снохождения (постоянно делать это нет смысла) резким толчком, холодом и т.п. разбудить ребенка; если это возможно, значит, эпилепсии нет.
Нередко родителей волнует, что ребенок, по их мнению, плохо ест, и они пытаются просьбами, уговорами, обещаниями подарка, отвлечением внимания, угрозами заставить его есть. Это ошибка. Еда, съеденная насильно, без аппетита, не только не пойдет на пользу, но и вызовет стойкую потерю аппетита и отвращение к еде, а иногда и рвоту при последующих кормлениях.
Кстати, сейчас уже твердо установлено, что перекорм ребенка более вреден, чем недокорм, что избыточное питание в детстве создает такой тип обмена веществ в организме, который в пожилом возрасте приводит к избыточной полноте, атеросклерозу и всему с этим связанному. Кролики и другие животные, получавшие в ранний период после рождения обильную пищу, жили в среднем меньше, чем питаемые скудно. Не надо "морить" ребенка голодом, но и не надо стимулировать его к лишней еде. Еда должна быть для него удовольствием, а не мучительной обязанностью.