Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 22.11.24

Время: 19:35

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Для всех Предупреждение неврозов у детей. Часть 8.

Предупреждение неврозов у детей. Часть 8.

В этой части речь идет о трудных детях. Эти дети очень трудны в семье , непереносимы в школе, они чаще всего являются "героями" разбора дела в комиссиях по правонарушениям несовершеннолетних.

Трудные дети.

Проблема трудных детей и подростков (невропатов) очень сложна. О ней говорят в семье, на педагогических советах, пишут в газетах, медицинских, психологических журналах, в художественной литературе.

Действительно, эти дети очень трудны в семье , непереносимы в школе, они чаще всего являются "героями" разбора дела в комиссиях по правонарушениям несовершеннолетних. Это дети непослушные, шумные, драчливые; они не выполняют правил детского сада или школы, мешают окружающим, срывают занятия и другие мероприятия, часто и легко поддаются дурному (и очень трудно хорошему) влиянию. Никакие просьбы, увещевания, выговоры, нотации на них не действуют, а чаще всего, в порядке протеста, только ухудшают их поведение.

К сожалению, до сих пор многие полагают, что "нет трудных детей, а есть трудные родители и воспитатели". Как бы ни воспитывали такого ребенка, если он окажется трудным, всю вину возложат на родителей, воспитателей, учителей. Если такого ребенка воспитывали мягко, - ясно, что его распустили, если твердо - озлобили, если мало обращали внимания на его ведение - значит, запустили, если много - задергали. пусть даже (а так всегда и бывает) у тех же родителей в семье или воспитателя в классе остальные дети все хорошего поведения, все равно, если появился хотя бы один трудный ребенок, - их вина.

Однако это не невротики, ставшие такими от каких-то переживаний, ошибок в воспитании, а так называемые невропаты. В основе невропатии лежит патологическая заостренность каких-то черт темперамента.

Невропаты (и психопаты, что по существу почти одно и то же) бывают разных типов: с ненормальной слабостью и чрезмерной чувствительностью нервной системы, необычной инертностью высшей нервной деятельности и др., но чаще всего встречаются безудержные дети, и именно они трудны для окружающих, представляют наибольшую угрозу в дальнейшем для общества.

Эти трудные безудержные дети характеризуются недоразвитием у них тормозного процесса. Именно этим и обусловливаются все особенности их поведения. Они делают то, что хотел бы делать и нормальный ребенок, но если нормальный ребенок, зная, что этого делать нельзя, - нехорошо, что за это он может быть наказан, относительно легко обуздывает свои желания, вводя их в рамки приемлемого социального поведения, то для таких детей затормозить возникшее влечение очень трудно.

Причина задержки развития "тормозов" у такого ребенка или во врожденной генетической особенности (иногда это можно определить даже при исследовании их хромосомного набора), или, значительно чаще, во вредности возникшей во внутриутробный, родовой или ранний послеродовой периоды в виде какой-либо интоксикации матери во время беременности, употреблении ею алкоголя или вредных для плода лекарств, часто асфиксии (недостаточном снабжении кислородом крови, омывающей мозг плода, например при обвитии пуповины и других причинах) при родах.

Если вредность (интоксикация, инфекция, асфиксия) очень сильно действует на созревающий мозг ребенка, то нарушаются оба процесса - и возбуждение, и торможение - и тогда ребенок вырастает умственно неполноценным; при меньшей вредности, что бывает чаще, процесс возбуждения как более прочный и раньше созревающий оказывается не задетым, а страдает лишь тормозной процесс - ребенок растет трудный, безудержный.

Ребенку, у которого процесс возбуждения не уравновешивается процессом торможения, угрожает не медицинская, а социальная опасность. Если не принять своевременно соответствующих мер, у такого ребенка, когда он вырастает, возникнет не какое-либо тяжелое душевное или нервное расстройство, а конфликт с обществом. Из такого ребенка уже в подростковом или в последующих возрастах может сформироваться человек, крайне трудный и для себя, и для окружающих (в семье, в быту, на производстве), а порой и правонарушитель.

Обычно мы читаем и слышим о "трудных подростках", поэтому будет представление, что трудность их поведения обусловлена особенностями подросткового периода. Конечно, физиологические и психологические особенности периода полового созревания играют известную роль. Включение половых гормонов и перестройка всей гормональной сферы делает нервную систему более возбудимой. Подросток уже хочет быть взрослым и требует самостоятельности и свободы, до которых еще порой не созрел. Волнуют его и изменения в собственном теле, будоражат неясные еще влечения к лицам другого пола. Известную и немалую роль играет и то, что власть родителей над подростком значительно слабеет, а власть общества на него, за исключением криминальных случаев, еще не распространяется.

Все это делает возбудимым, труднее управляемым, а тем более и до того уже неуравновешенного и трудного подростка. Но если мы внимательно проанализируем его прошлое, то увидим, что необычайно возбудимым и трудным он был уже с раннего возраста. Только это осталось незамеченным для окружающих, так как маленький ребенок при асоциальном поведении не несет столь существенной угрозы обществу, чтобы стать предметом разбора соответствующих органов или статей в газетах.

При внимательном осмотре и неврологическом обследовании трудного ребенка обычно устанавливают симптомы возбудимости нервной системы: преобладание возбуждения над торможением. Казалось бы, если причина безудержности ребенка зависит в первую очередь от особенностей его высшей нервной деятельности, а не от воспитания, то нам остается лишь констатировать этот печальный факт. На такой платформе стоят многие зарубежные ученые, говорящие, что невропата или психопата, как "горбатого, лишь могила исправит".

Однако это не так. Продуманным целенаправленным воспитанием можно постепенно тренировать процессы торможения. Начинать это надо с раннего возраста. Для этого требуется много времени, сил, твердости и последовательности; но если все это будет, окупится сторицей.

К чему сводится воспитание трудного ребенка. В целом оно базируется на тех общих положениях, которые являются принципами воспитания спокойного ребенка, но требуют еще большей последовательности и выдержки.

П.К.Анохин пишет: "Есть несколько мыслимых форм подавления ненужных и нежелательных для педагога поступков. Можно угрожать наказанием, можно обещать награду и можно создать разветвленную систему широких мотивов морального и социального характера. Нетрудно видеть, что во всех случаях мы непременно имеем дело со встречей двух самостоятельного значения возбуждение.

Воспитывать торможение - это значит создать такую разветвленную систему возбуждающих и побуждающих мотивов, которые бы по своей силе значительно превосходили силу возбуждений нежелательных.

Следовательно, внимание педагогов должно быть направлено не на воспитание торможения вообще, а на воспитание сильных побуждающих жизненных мотивов, которые, раз возникнув, с неизбежностью оказывают побочное тормозящее действие на ненужную деятельность".

Поскольку, как указывалось выше, одна из основных причин трудности поведения в подростковом возрасте заключалась в том, что в этот период дети уже меньше зависят от родителей, очень важно еще до этого периода постепенно заменять "угрозу наказания" и "обещание награды" на "создание разветвленной системы широких мотивов морального и социального характера", т.е. чтобы подросток уже имел собственные твердые моральные установки, соответствующие требованиям нашей среды, чтобы привитые ему в детстве жизненные правила стали его собственным внутренним убеждением.

Из приведенной цитаты акад. П.К.Анохина понятно, что возбудимым детям надо давать как можно больше новых ярких впечатлений, которые своей активностью будут затормаживать нежелательные асоциальные проявления. Заинтересовав малыша новой игрой или ответственным поручением, вы увидите, что он перестает озорничать и начинает вести себя дисциплинированно.

Поэтому так важно втянуть трудного подростка в спорт, организованную военную игру, туризм и другие мероприятия, где он сможет применить свою энергию. Если есть возможность, хорошо таких детей и подростков назначать ответственными за порядок в классе. Эти ребята часто являются лидерами в детской среде и лидерство это надо направить в нужное русло.

Конечно, тут необходимо быть осторожным, следя за тем, чтобы такой неуравновешенный ребенок или подросток со стремлением к лидерству не сформировался в маленького диктатора, подавляющего индивидуальность других детей, чтобы он не ущемлял их интересов, не провоцировал бы возникновения нервных реакций у своих сверстников.

Как уже было подчеркнуто, говоря о воспитании детей вообще, нужно как можно реже запрещать ребенку, меньше ограничивать его активность и тенденцию к самостоятельности, но если вы сказали "нельзя" или "надо", ребенок должен без единого исключения, выполнить порученное ему дело.

Эти положения особенно твердо и последовательно надо проводить с трудными - безудержными детьми так как именно эти мероприятия постепенно тренируют тормозной процесс.

Для понимания, почему при воспитании ребенка нужно как можно реже применять ограничения и запрещения, и если использовать их, то абсолютно категорично, - познакомимся с очень важным рефлексом - "рефлексом свободы". Он был описан еще И.П.Павловым, но в отличие от других рефлексов (пищевого, полового, самосохранения, исследовательского), почему-то мало интересовал (за исключением В.П.Симонова) физиологов, психологов и педагогов. Посмотрим, в чем его сущность и биологический смысл и каково его значение в воспитании.

Животное, встречая какое-то ограничение своей свободы, какое-либо препятствие, начинает с повышенной активностью его преодолевать. Собака, как только ее помещают в лямки станка, прежде не собиравшаяся никуда бежать, начинает рваться и делать все возможное, чтобы освободиться, хотя эти лямки не причиняют ей никакого беспокойства; взятая в руки курица судорожно бьется, чтобы вырваться.

Попытка ограничить свободу движения вызывает двигательную бурю; помехи к достижению чего-либо создают повышенную активность в борьбе за осуществление своего желания.

Смысл такой реакции понятен. Только активизация поведения, нарастание упорства и агрессивности при встрече с препятствием, мешающим выполнению какой-то потребности, позволяют животному его преодолеть. Только предельное напряжение сил может избавить животное от гибели в лапах врага, капкане, паутине, болотной трясине и т.п.

Также стоит обратить внимание на еще одной особенности рефлекса свободы. Если собака, поставленная в станок, убеждается, что освободиться невозможно, она успокаивается и в дальнейшем не делает уже никаких попыток к тому, чтобы сбросить лямки. Если курицу плотно прижать к столу и некоторое время удерживать ее в этом положении, не давая ей возможности двигаться, она замирает и долго сохраняет приданное ей положение даже после того, как вы уберете удерживавшие ее ранее руки (кстати, на этом в первую очередь и основан феномен, известный под названием гипноза животных). Если при драке двух волков один убеждается, что противник несравненно сильнее, он падает на спину и подставляет победителю самое уязвимое место - горло, и победитель уже не трогает поверженного.

Таким образом, во всех случаях, когда животное убеждается, что преодолеть препятствие невозможно или что вырваться из плена выше его сил, активность и агрессия заменяются полным подчинением. В этом тоже свой биологический смысл: в тех условиях, когда нельзя преодолеть препятствие или победить противника, бессмысленно расходовать энергия и, наоборот, надежду на спасение может принести отступление от своих намерений, покорность, а порой и полная неподвижность, так называемая мнимая смерть.

Конечно, всегда надо помнить, что человек, в том числе ребенок, - не животное, что у него имеются сознание и вторая сигнальная система, что он существо не только биологическое, но и социальное. Все условные рефлексы у человека сложнее и качественно отличны от животных, но без изучения условных рефлексов, например, на собаках мы не смогли бы понять и некоторых особенностей высшей нервной деятельности человека; поэтому мы здесь и описали рефлекс свободы у животных.

Уточним, что же дает понимание сущности рефлекса свободы и его особенностей для экологического и психологического обоснования подхода к детям, как понимание этой закономерности помогает нам выработать целесообразные методы воспитания, особенно в отношении к детям неуравновешенного типа, у которых рефлекс свободы выражен обычно сильно.

Родителей и педагогов раздражает излишняя активность таких детей, и, желая ввести их поведение в обычные рамки, они постоянно делают им замечания, что-то запрещая. Когда и это не действует - наказывают: в первую очередь ограничивают свободу ребенка, препятствуют выполнению его желаний ("встань в угол!", "не пойдешь гулять!", "не получишь обещанного подарка!", "останешься без сладкого!", "не пойдешь в кино!", "останешься без компьютера!" и т.п.). Естественно, что все эти ограничения свободы и препятствия к достижению желаемого повышают активность ребенка в их преодолении. Чем больше ребенка ограничивают в его действиях, тем агрессивнее и настойчивее он пытается противостоять запретам, а это непослушание вызывает новую волну запретов и стеснений, в свою очередь приводящих к новому усилению упрямства и непослушания. Получается замкнутый круг: действие ребенка вызывает запреты, а они побуждают его совершать недозволенное. Страсти все более накаляются, ребенок становится все безудержнее в преодолении недозволенного.

Наоборот, предоставьте такому ребенку больше свободы, без крайности не прибегайте к запрещениям, не препятствуйте выполнению его желаний, не применяйте наказаний, ограничивающих свободу и активность, и вы убедитесь, что со временем ребенок станет спокойнее, мягче, послушнее.

Ну, а если ребенок совершает нетерпимые поступки - крадет что-то, ударяет по лицу близкого, издевается над животными - или поступки, грозящие ему самому, окружающим, - влезает на подоконник открытого окна, перебегает дорогу перед близко идущим транспортом, бросает из окна посуду или тяжелые предметы и т.п.? Что же, тоже нужно позволять ему это? Конечно, нет!

Вспомните об особенности рефлекса свободы: попытка к тем действиям, осуществить которые оказалось невозможно, затормаживается и прекращается навсегда. В этих относительно редких случаях надо с первого же раза категорично, без всяких колебаний, оборвать попытки ребенка совершить недопустимое. Здесь невозможны компромиссы, скидки на возраст, на характер, болезненное состояние ребенка, его нервность и т.п. Убедившись в бесполезности сопротивления, ребенок теряет желание совершать подобные поступки.

Рефлекс свободы - ценное качество человеческой личности. Подавлять его без крайней необходимости не нежно. Свойство повышать активную деятельность при преодолении препятствий понадобится будущему гражданину, взрослому человеку.

В связи с тем, что импульсивность и взрывчатость трудных детей возникают на фоне определенных врожденных конституциональных особенностей, наследственного предрасположения, патологии при родах, инфекций, ослабляющих организм и нервную систему, и ряда других вредностей, наряду с воспитательными мероприятиями необходимо и активное медикаментозное лечение, в частности транквилизаторами (успокаивающими средствами), которое проводит врач.