Неврастения.
Когда о человеке говорят, что он нервный, то обычно речь идет о неврастении - самом частом из неврозов.
Различают две формы неврастении: гиперстеническую, для которой характерны в первую очередь повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство, плохой сон и другие симптомы раздражения нервной системы, и астеническую, для которой характерны плаксивость, боязливость, утомляемость и другие симптомы слабости нервной системы. Нередко обе формы сочетаются между собой, почему многие авторы характеризуют неврастению как "раздражительную слабость".
Неврастеник испытывает обычно целый ряд тревожащих его ощущений (головные боли, сердцебиение, ощущение стягивания, дрожания, жара в разных местах тела и др.) и плохо переносит всякие внешние раздражения (шум, пугающие или обидные реплики и т.п.).
В основе заболевания лежит снижение порога возбудимости нервной системы, и поэтому ощущения (идущие от органов собственного тела или из внешней среды), которые не замечает здоровый человек или если и замечает, то они мало его беспокоят, для неврастеника оказываются настолько сильными (выше его порога возбудимости), что выводят его из равновесия, т.е. неврастеник не качественно, а как бы лишь количественно отличается от человека с крепкими нервами, так как для любого человека раздражитель может превысить выносливость его нервной системы.
Неврастения - это невроз, т.е., как и все неврозы зависит в первую очередь от психологических причин. Слабость нервной системы, вызванная другими причинами, это псевдоневрастения, т.е. ложная неврастения, и ее предупреждение и лечение зависят от основного заболевания (инфекции, малокровие, эндокринные нарушения, упадок питания и др.).
Какие же психологические воздействия приводят чаще всего к снижению порога возбудимости, т.е. вызывают неврастению? Наблюдения показывают, что это обычно возникает тогда, когда человек часто и длительно вынужден находиться в обстановке тревоги, повышенного напряжения, готовности к возможно опасности, неуверенности в своем благополучии.
Очень интересно понять, почему длительное пребывание в тревожной обстановке вызывает снижение порога возбудимости? Эта особенность характерна для всего животного мира, так как является одной из основных защитных реакций, предохраняющих от истребления. Например, зебра, пасущаяся в саванне, все время подвергается опасности нападения хищника. Поэтому ей нужно тонко улавливать даже слабые запахи, звуки, мелькания - для этого у нее и снижен порог возбудимости. Зебры, у которых порог возбудимости не снижался в тревожной обстановке, менее чутки к опасности и погибают в когтях хищника.
Мы унаследовали от наших предков свойство снижать порог возбудимости, становиться чувствительнее в тревожной обстановке, но это и приводит к тому, что такая обстановка (в условиях нашей жизни - обычно социальная или микросоциальная) делает нас неврастениками.
Отсюда становится понятным, какие условия жизни в детстве и какие ошибки в воспитании приводят к неврастении у ребенка.
Неврастения развивается, если ребенок живет в постоянном страхе, неуверенности, тревоге, напряжении. Это бывает, когда он постоянно чего-либо опасается: один боится, что не справится с заданными уроками или растеряется завтра у доски, другой - что ему попадет за случайную оплошность, третий - бурной ссоры между родителями или прихода пьяного, скандального отца, четверного (пытаясь привить правильные гигиенические навыки) запугивают опасностью микробов или глистов и т.п. Если истерия чаще возникает на фоне излишней мягкости в воспитании и боязни строго оборвать капризы, то неврастения чаще бывает у детей в семьях с излишне строгим и требовательным воспитанием.
Ребенок должен чувствовать, что он любим, что если он не совершит недопустимых действий, ему никогда не попадет, независимо от настроения старших, что его всегда поймут, придут ему на помощь, помогут, если ему трудно.
Всякое словесное описание болезненных проявлений закрепляет их. Поэтому без крайней необходимости не говорите о болезнях, не описывайте своих неприятных ощущений, не домогайтесь у ребенка ответа - не болит ли что-либо у него.
Не надо пытаться добиться послушания ребенка вызывая у него чувство жалости к родителям или тревоги за них. "Слушайся маму, не огорчай ее, иначе у нее опять будет болеть сердце!". На ребенка жизнерадостного, с сильным типом нервной деятельности , это скоро перестанет действовать, оставляя лишь презрительное отношение к беспомощности взрослого, а у ребенка со слабым типом нервной деятельности при этом может развиться упорный страх за жизнь и здоровье матери, способствующий, как всякая длительная тревога, возникновению неврастении.
Если родители сами часто нервничают, плачут или злятся, то и дети в порядке неосознанного подражания перенимают это поведение. А плач, крик, проявления раздражения или страха сами вызывают соответствующим им настроения. Наоборот, научитесь сами и приучайте детей, даже при неприятностях, конфликтах, страхе, плохом настроении, искусственно разыграть спокойного, мужественного, веселого человека.
Каждая эмоция имеет двустороннюю связь с отображающим ее поведением; поэтому мы не только плачем, когда нам грустно, но нам становится грустно, когда мы плачем. Поза, жесты, мимика, тембр голоса, радости, сами вызывают соответствующие им переживания.
Научите детей спокойно, а порой и иронически, разрешать создавшиеся конфликты, не травмируйте нервную систему ни себе, ни окружающим.
Мне как-то пришлось наблюдать такую сцену. В переполненный трамвай с большим рюкзаком за спиной вошла девушка лет пятнадцати. Из-за тесноты в вагоне она невольно облокотила рюкзак к плечо сидящего паренька ее же возраста. Парень возмутился и закричал: "Смотреть надо, куда мешок свой суешь! На голову готова его взгромоздить!" А как прореагировала девушка? "Простите! - сказала она мягким голосом. - Вы мне показались таким сильным, что я не подумала, что вам трудно его поддержать. Я сейчас попробую к соседу вашему передвинуть, он покрепче ". Растерянный парень покраснел и забормотал: "Да нет, я не о том". И вдруг вскочил и радостно крикнул: "Да я два таких легко удержу! Давай его мне и садись на мое место". Конфликт был ликвидирован.
Нужно научить ребенка и прежде всего показать на собственном примере, как можно спокойно и вежливо разрешать любой конфликт и дома, и в школе; на примере убедить его, что спокойный и корректный ответ даже на грубый выпад предотвращает конфликт к общему удовольствию.
Нередко причиной повышенной нервозности оказывается страх перед экзаменами и зачетами, а этот страх - также результат неправильного воспитания. Ученица 10-го класса семнадцатилетняя девушка направлена школой на освидетельствование для решения вопроса об освобождении ее от экзаменов на аттестат зрелости. И хотя до экзаменов оставалось еще свыше 2 мес, даже мысль о них внушала девушке такой неодолимый ужас, что она просила выпустить ее без аттестата. Учится она на четверки и пятерки, трудолюбива, с довольно хорошими способностями. Все школьные годы панически боялась ответов у доски, контрольных работ и особенно экзаменов, хотя, как правило, сдавала их успешно. За все школьные годы лишь один раз получила двойку на экзамене в 5-м классе по английскому языку. За эту двойку была сурово наказана. С тех пор ужас перед экзаменами усилился во сто крат. Она всегда готовилась к ним более чем добросовестно, но уверенней от этого она не становилась. Возможность провала висела над девочкой как Дамоклов меч. И когда подходила пора испытаний, девочка нервничала, волновалась так, словно речь шла о жизни и смерти.
С ней был проведен ряд бесед, разъяснено, что целью экзаменов является не только проверка знаний, потому что педагоги и так уже достаточно знают ее по тому, как она занималась в течение учебного года, сколько проверка умения учащегося показать свои знания, сосредоточиться, на растеряться перед аудиторией. Это умение потребуется ей в дальнейшем, например при публичных выступлениях. До нее донесли мысль о том, что если она захочет, ей будет дана справка об освобождении от экзаменов, но разве ей не интересно самой проверить и свои знания, и свои внутренние силы, и возможности, суметь преодолеть нелепый страх. Ведь впереди экзамены в вуз, а экзамены на аттестат зрелости - самая лучшая тренировка перед ними.
Девушка согласилась с доводами. После разъяснительных бесед с ней несколько раз были прорепетированы ее экзаменационные ответы, которые она произносила подчеркнуто уверенным тоном, сначала в состоянии гипноза, а потом и наяву.
После проведенного разъяснения и тренировки страх перед экзаменами у девушки почти полностью исчез, и она успешно выдержала экзамены на аттестат зрелости, а вслед за ними и вступительные экзамены в вуз.
Привитый с детства страх перед экзаменами у некоторых людей сохраняется на всю жизнь в виде панической боязни всякой проверки их работы.
Женщина 34 лет, преподаватель литературы в средней школе с пятилетним педагогическим стажем. Она всегда хорошо справлялась со своей работой, но, узнав, что на ее уроке завтра должен быть инспектор-методист, настолько разволновалась, что не спала всю ночь и утром не смогла выйти на работу. У нее обнаружены все признаки резко выраженного невроза: сердцебиение до 120 ударов в минуту, дрожание рук и век, потливость. Артериальное давление с обычного - 125/75 поднялось до 160/90 мм ртутного столба.
Причиной нервного срыва у этой больной явилось опять-таки неправильное представление, непонимание того, что проверка и критика служат средством улучшения качества работы и что сама она в первую очередь должна быть заинтересована в обнаружении дефектов в ее работе, чтобы иметь возможность исправлять их. С учительницей была проведена подробная разъяснительная беседа, повторенная в легком гипнотическом состоянии.
После выписки ее на работу, она сама добилась присутствия на своем уроке методиста. Урок прошел хорошо, учитель получила высокую оценку, несмотря на ряд методических указаний. После этого случая полностью и навсегда избавилась от всех своих опасений и связанных с ними нервных проявлений.
Таких примеров можно было бы привести очень много. Отсюда понятно, как неразрывно связаны, казалось бы, столь разные вещи, как нервно-психическое здоровье человека и его мировоззрение.