В этой статье речь идет об интересе у нас и у наших детей к чтению. Часто можно услышать от родителей жалобы на то, что современные дети не читают или читают всякую чушь. И это не самые запущенные дети. Что же говорить о детях, если мы все стали меньше читать!
Давай, почитаем книгу?
Трудно представить, что наш народ когда-то считался самой читающей нацией в мире. Сегодня же и нам и нашим детям гораздо интереснее проводить время у компьютера или перед телевизором, нежели читать книги. Но не будем так пессимистичны.
Часто можно услышать от родителей жалобы на то, что современные дети не читают или читают всякую чушь. И это не самые запущенные дети. Что же говорить о детях, если мы все стали меньше читать! В общем то все объяснимо: уже позади те времени, когда книга была единственным источником знаний и развлечением. Сегодня информационные потоки льются на нас отовсюду: из телепередач, по радио, и конечно же - интернет. Хорошо это или плохо - нет смысла даже начинать разговор на эту тему. Это реалии нашей жизни. Но с изобретением авто - человек не отказался от велосипеда и не перестал ходить пешком. Можно даже провести такую аналогию: поездка в транспорте не заменит вам пешей прогулки, и так же телепередача не заменит вам хорошей книги.
Давайте составим список для чтения вместе! Все-таки помимо школьной программы ваш ребенок должен читать и другие классические произведения. Особенно это касается зарубежной классической литературы: т.к. отечественная классика довольно объемно представлена в школьной программе. И помните, что на данном этапе читательские предпочтения вашего ребенка зависят от вас. Поэтому можно посоветоваться с учителем по литературе и подумать над перечнем книг именно для вашего ребенка, тот список книг, который бы соответствовал интеллектуальному уровню читающего. Каждый ребенок воспринимает содержимое книг согласно своему физиологическому развитию.
Как и в любом деле - здесь нужно проявить активность! Ребенок никогда не возьмет читать Дюма или Конан-Дойля, если вы сами не расскажете ему об этих авторах.
Начинаем с раннего возраста.
Если ребенок еще не читает сам - читайте ему вслух. Обязательно. Перечитайте ему всю детскую классику: Чуковского, Маршака, Барто, Михалкова, Андерсена... Читайте каждый день понемногу. Можно читать перед сном минут по пятнадцать. Когда ребенок научится читать сам, не нужно заставлять его читать насильно. Лучше заинтересовать его хорошей книгой, которая подходит ему по возрасту ("Винни Пух", "Карлсон, который живет на крыше", "Робинзон Крузо", "Три мушкетера" и т.п.).
Еще один способ заинтересовать ребенка книгой - посмотреть с ним экранизацию известного литературного произведения. Но все равно личный пример ничем не заменишь. Если ребенок видит вас с книжкой, значит сам будет вести себя так же. Дети же все копируют! Если же вы большую часть свободного времени проводите у телевизора или компьютера, то откуда он возьмет положительный пример?
Аудиокниги.
Технический прогресс не стоит на месте и у нас появилась возможность прослушивать аудиокниги. Спектр, выпускаемых аудиокниг очень широк. Можно найти и классические романы в звуковом виде. Многие из нас помнят времена, когда нечто похожее можно было послушать по радио, называлось это по моему - радиоспектакль. Сегодня можно иметь в машине диски с классической литературой - отправился в на дачу - поставил аудиокнигу и приобщаешься. Аудиоклассика - неплохой вариант и для подростков. Но и этот вариант - палка о двух концах. Ознакомиться с содержанием произведения - хорошо, но прослушивая - ребенок не видит текста. Ведь при прочтении помимо восприятия литературы происходит подсознательное изучение языка, и это очень важно. Учителям словесности знакома эта закономерность: чем человек больше читает - тем грамотнее он пишет. Поэтому уже младших школьников нужно приучать к самостоятельному чтению. Выбор литературы настолько широк, что и на вашего ребенка найдется интересная книга.