Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.11.24

Время: 04:17

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Для всех Предупреждение неврозов у детей. Часть 4.

Предупреждение неврозов у детей. Часть 4.

Для понимания сущности неврозов у детей и методов их предупреждения необходимо разъяснить, что понимается под неврозами вообще, отчего они происходят и на какие виды делятся.

Неврозы и их связь с темпераментом ребенка.

Невроз- это длительное стойкое функциональное расстройство нервной системы, возникающие вследствие отрицательных эмоций (служебные или семейные неприятности, конфликты, испуг, волнения, неумение или нежелание применяться к существующим обстоятельствам и др.). При неврозе никакого анатомического повреждения в нервной системе ( или других органах) нет. Если жалобы и симптомы, похожие на таковые при неврозе, возникают не от психологических причин, а от ослабления организма, перенесенной инфекции, неправильной работы эндокринных желез, упадка питания и т.п., то это не свидетельствует о возникновении невроза и, в отличие от него, называется псевдо неврозом (ложным неврозом).

В отличие от душевнобольных невротики ясно ориентируются в окружающем, ответственны  за свои поступки; у них нет никаких галлюцинаций или бреда; они понимают, что больны, и даже чаще всего считают себя более серьезно больными, чем это имеет место в действительности.

Существуют три основных вида неврозов: истерия, неврастения и неврозов навязчивых состояний. Каждый из них возникает при определенной предрасполагающей к нему высшей нервной деятельности (темпераменте), при характерных ошибках в воспитании и типичных жизненных ситуациях.

Чем же в основном характеризуются разные темпераменты и к каким видам неврозов они предрасполагают? Лица так называемого слабого типа высшей нервной деятельности не умеют переносить длительных или резких напряжений; они теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, обычно легко плачут, внушаемы. Улиц слабого типа, при прочих равных условиях, чаще развивается истерия или так называемая астеническая форма неврастении с преобладанием слабости, плаксивости, пугливости.

Лица неуравновешенного типа взрывчаты, вспыльчивы, не умеют терпеть, сдерживать свои желания, ждать. У них чаще развивается гиперстеническая форма неврастении с преобладанием вспыльчивости, раздражительности, агрессивности.

Лица с инертным типом прочно закрепляют все условные рефлексы, не любят менять привычек, распорядок жизни, обстановку, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливаются к новым условиям. У них чаще возникают неврозы навязчивых состояний.

Независимо от силы, уравновешенности и инертности нервных процессов лица с преобладанием первой сигнальной системы, т.е. с преимущественно образным, эмоциональным восприятием действительности, более склонны при нервных срывах к истерии, лица с преобладанием второй сигнальной системы, т.е. абстрактно-мыслительного типа, склонны к психастении (подвид невроза навязчивых состояний), а средние между ними (которых больше всего) - к неврастении.

Приведем пример, как типы высшей нервной деятельности  проявляются у детей.

В кабинет, пугливо прижимаясь к матери, входит шестилетняя Вера. Она настороженно озирается по сторонам, а когда  к ней обращаются с вопросом, то теряется, краснеет, отвечает тихим прерывающимся голосом. При виде неврологического молоточка, который берет доктор для проверки коленного рефлекса, она отшатывается, глаза ее наполняются слезами. По словам матери, девочка послушна и исполнительна, но крайне обидчива, плаксива, труслива; в детском саду при малейшем недоразумении забивается в угол и долго плачет. Пугается даже тогда, когда при ней бранят других детей. Дружит лишь с одной, тоже тихой, девочкой, а остальных детей сторонится. Шумных забав не любит. Охотно играет с детьми  младшей группы, заботиться о малышах и утешает их. От участия в детской самодеятельности отказывается, хотя у нее хороший слух и голос и она охотно поет куклам, когда рядом нет посторонних. Нетрудно определить, что у девочки слабый тип высшей нервной деятельности.

В кабинет врача с криком «наконец-то!» врывается пятилетний Алеша. Он бойко обегает кабинет, без спроса хватает со стола молоточек, фонарик, спрашивая, «для чего это?», вскакивает на весы. Хотя Алеша на год младше Веры, он совершенно не боится осмотра, охотно выполняет задания, особенно связанные с показом силы и ловкости. По словам матери, Алеша способный, живой мальчик, но слишком непоседливый, непослушный, подчиняется только отцу. На него часто жалуются в детском саду, где он нарушает режим, дерется, отбирает у детей игрушки, не боясь входить в конфликты даже с детьми старше его по возрасту. Воспитательницу не слушает, при попытке поставить его в наказание в угол сразу же выбегает из него; если его лишают сладкого, отнимает у соседа, и только когда Алеша угрожают пожаловаться отцу, мальчик некоторое время ведет себя спокойно. Конечно, нетрудно догадаться, что Алеша принадлежит к группе детей с сильным, неуравновешенным типом высшей нервной деятельности.

Толя ведет себя спокойно, солидно: не плачет, не пугается осмотра, не прыгает, не кричит. На вопросы отвечает не сразу, немного подумав, но спокойно и по существу. Раздевается, не спеша, аккуратно складывая снятую одежду. Окрик матери «Побыстрее!» не производит на него впечатления: он ставит снятые ботинки строго параллельно, в каждый из них укладывает снятый носок. По рассказам матери и принесенной из детского сада характеристике, это спокойный мальчик, не плаксивый, не озорной. Он методично выполняет все привычные для него режимные требования, но сразу теряется и нервничает, если его заставляют сделать что-то непредвиденное, ломающее распорядок дня. Если его кроватку переставят на новое место, он несколько ночей плохо спит; если пересадят на другое место за столом, теряет аппетит; когда детский сад выезжает на дачу, он первые дни ходит как потерянный. Долго не может войти в контакт с новой воспитательницей, ребятами. Любая привычка у Толи становится стойкой, и отучить от нее его нелегко. У Толи сильный, уравновешенный, но инертный, тип высшей нервной деятельности.

Тип высшей нервной деятельности является сплавом врожденных и приобретенных черт, и поэтому целенаправленным воспитанием можно его значительной степени корригировать.

Детей слабого типа нужно постепенно приучать преодолевать препятствия, выполнять то, что им казалось трудным или страшным. Например, если ребенок боится собак, надо при нем гладить и кормить ласковую собаку, потом предложить сделать это и ему самому. Если он боится ходить по мосткам, надо проходить с ним за руку, потом подстраховывать, постепенно увеличивая высоту. Если боится спать один, надо понемногу, каждую ночь все больше, увеличивать расстояние между своей и его кроватями и т.п. Ребенка, теряющегося при ответах у классной доски, нужно дома тренировать в ответах, высказанных смелым тоном уверенного в себе человека. Хорошо влияют рассказы и чтения о храбрых людях и детях, которым хочется подражать. Каждый успех надо сопровождать похвалой; не обращать внимания на плач, следить, чтобы он не принес выгоды и сочувствия. Нельзя пытаться резко переломить страх. Например, боящегося плавать бросать в глубоком месте или с боящимся высоты делать вид, что выбрасываете его в окно, и т.п.

У детей неуравновешенного типа надо тренировать тормозной процесс. Для этого нужно запрещать как можно реже, но если пришлось запрещать, то делать это категорично.

Если ребенок хочет есть кашу с сахаром, а не с маслом, надеть синюю, а не красную курточку и т.п., пойдите на уступки, уважайте личность маленького человека.

Осуждать и запрещать в принципе надо лишь то, что в обществе мы осудили бы и запретили и взрослому. Например, ребенок разговаривает во время еды. Казалось бы, это нужно запретить, так как он и отвлекается, и может поперхнуться и т.п. Но ведь мы не осуждаем взрослых, ведущих застольную беседу. Поэтому и ребенку такой запрет будет казаться несправедливым. Другое дело, если ребенок хватает руками еду с общего блюда или залезает ложкой в тарелку к соседу - это мы позволить не можем, так как и взрослому это не дозволяется. Надо ребенку дать возможность разрядить энергию в социально-полезных формах (вовлекать в спорт, организованные военные игры, поручать быть ответственным за порядок в классе или дисциплину в группе, дать больше ярких новых впечатлений). Если такой ребенок говорит повышенным, раздраженным тоном, игнорировать его требования, но по возможности удовлетворять спокойно высказанные просьбы. Избегать наказаний, ограничивающих свободу и активность.

Детей инертного типа надо приучать к новым впечатлениям, к смене привычек и стереотипа, менять время от времени распорядок дня. Хорошо втягивать таких детей в туристские походы, где естественно, обстановка отличается от привычной.

Для тренировки второй сигнальной системы (преобладание ее у детей встречается редко и то лишь у старших школьников) нужно, чтобы каждое сказанное слово - обещание или угроза - всегда сопровождалось адекватным ощущением. Надо приучать детей выражать свои желания словесными формулировками, а не жестами, мимикой, тоном, делая вид, что вы их не понимаете. Например, вы предлагаете ребенку конфету - он должен сказать: «дай, пожалуйста!», а если он просто тянется к ней - вы съедаете ее сами и говорите, что поскольку он ничего не сказал, вы думали, что ему конфеты не хочется.

Говоря с детьми, следите, чтобы ваш тон не противоречили не аннулировал словесный смысл. Это происходит, например, тогда, когда вы, умиленные шалостью ребенка, восторженно подбрасываете и целуете его, а при этом ласковым тоном говорите: «Ах, разбойник, негодяй, сейчас тебе руки и ноги оторву!». В таких случаях ребенок приучается реагировать только на тон, а на смысл слова и сам выражает свои мысли и ощущения не словами, а лишь тоном. Этим вторая сигнальная система тормозиться в своем развитии.