Против утверждения, согласно которому обучение должно считаться с уровнем развития ребенка, возразить нечего. Но, что значит «считаться»? Было бы глубоко ошибочно истолковывать это утверждение так, будто обучение должно просто следовать за развитием, а развитие — это нечто стихийное, исходящее само по себе.
Это не так: ребенок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку. А формируются и передаются эти действия только через обучение. Обучение ребенка необходимо строить с учетом восприятия, мышления, внимания, памяти малышей? Давать только такие задания, которые укладываются в личный опыт ребенка, не выходят за пределы известных ему предметов и явлений? Ограничиться описанием лишь тех предметов и их свойств, которые можно непосредственно воспринять, пощупать собственными руками (или увидеть собственными глазами)? А эти знания дробить на мельчайшие порции, чтобы не утомлять внимания ребенка, повторять их большое количество раз, пока они не запомнятся сами собой? Так думали многие специалисты. Однако более глубокие следования показали, что эти особенности психических качеств детей — следствие традиционных способов дошкольного обучения, следствие подхода, при котором, по словам выдающегося психолога Л. С. Выготского, «обучение плетется в хвосте развития». Такому подходу он противопоставил иной: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития». Практический вывод: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
Сам этот «завтрашний день» не что-то неведомое, неопределенное. Л. С. Выготский ввел в психологию более глубокое понятие об уровне развития. Оказывается, в нем можно разлить как бы два этажа: на одном («уровень актуального развития»)— те психические качества, которые уже сформирована, те психические действия, которые освоены ребенком; на другом — те свойства психики, которые еще находятся в становлении, в росте, в движении. Этот второй этаж, второй уровень принято называть теперь зоной ближайшего развития. Иными словами, «завтрашний день» — это не то, чего еще нет вообще, это то, что только складывается — и потому оно особенно чувствительно к влиянию, которое оказывает обучение. Ребенок может выполнять какие-то действия самостоятельно; другие, более сложные, — лишь с помощью взрослого. Вот о, что ребенок может сделать с помощью взрослого, и указывает на «зону его ближайшего развития». (Подчеркнем, что речь идет не о «натаскивании» ребенка, не о слепом подражали — ребенок выполняет задание не самостоятельно, но c помощью окружающих его взрослых и с пониманием того, но он делает.) Глубина «зоны ближайшего развития»— показатель очень важный, по нему мы можем судить, какой «запас развития» есть у ребенка. Этот «запас развития» создается обучением. Каждый новый шаг в обучении использует имеющуюся у ребенка «зону ближайшего развития» и одновременно создает новую. Мы учим ребенка говорить. При этом мы используем возможности его слухового и зрительного развития, возможности подражания взрослому и понимания. (Эти возможности тоже возникли в результате обучения, пусть не всегда заметного для нас, порой стихийного, но все-таки обучения.) В свои очередь, овладение речью рождает сдвиг в психическом развитии, создает новые возможности обучения — ведь сделалось возможным речевое общение, стали под влиянием речи более совершенными восприятие и мышление. Важно верно сориентированное, правильно построенное обучение. Обучение, которое ориентируется на уже завершенные циклы развития, воздействовать на сложившиеся, «затвердевшие» качества и свойства психики не может, и поэтому оно оказывается бездейственным с точки зрения общего развития ребенка... Говоря о том, что правильно поставленное обучение ведет за собой развитие, мы, разумеется, не можем забывать, что существует, так сказать, нижняя граница обучения — именно это имеют в виду, когда говорят о бессмысленности попыток обучить грамоте шестимесячного младенца. Но не менее важным оказывается и существование верхней границы обучения. На первый взгляд это может показаться непонятным: если не считать чисто хронологического отставания ребенка от сверстников, что же пагубного в том, что обучение его тем или иным умственным действиям начнется позже обычного? Но вот факты. Если ребенок до 3 лет по каким-то причинам не усвоил речь и обучение начинается только после этого срока, то обучение идет с гораздо большим трудом, дольше и без того успеха, который дает оно в обычные сроки. Сама же задержка в развитии речи тяжело сказывается на общем росте психических возможностей ребенка — у него задерживается развитие восприятия и мышления, не возникает ролевая игра (свойственная, как вы помните, возрасту от 3 до 7 лет), не развивается предметное рисование, т. е. способность к изображению предметов... Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Наш житейский опыт и специальные наблюдения психологов говорят о том! что наибольших успехов в музыкальном развитии, в изучении языков, в некоторых видах спорта (например, фигурном катании) достигают дети, обучение которых началось довольно рано.