Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 22.11.24

Время: 20:22

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Для всех Как работает мозг?

Как работает мозг?

Как в действительности работает мозг? Наш ответ на этот вопрос сегодня значительно сложнее того, который давали два десятилетия назад, но и он далек от исчерпывающего. Можно с тем же успехом пытаться детально описать, как функционирует Земля, Солнечная система или наша Вселенная, поскольку мозг не менее сложен, интересен и загадочен, чем эти объекты.

При описании и графической иллюстрации работы мозга мы должны отбросить больше, чем учесть.

В человеческом мозге насчитывается 100 миллиардов нейронов (т.е. в нем столько же клеток, сколько звезд в Млечном Пути) и 100 триллионов нейроглиальных, или соединительных клеток. Мозг взрослого человека весит около 3,5 кг и состоит из трех основных слоев плотного вещества: коры головного мозга в верхней части, лимбической системы посередине и ствола мозга в нижней части, соединяющегося со спинным мозгом. Исторически, в течение двух миллионов лет, мозг развивался снизу вверх; верхняя лимбическая система и четыре доли коры головного мозга (для краткости называемой неокортексом) развивались позднее, чем нижняя лимбическая система и ствол мозга.

В целом три слоя мозг известны благодаря своим индивидуальным функциям (хотя все функционирующие области мозга постоянно взаимодействуют). В столе мозга скрываются реакции "бороться или убегать". Если у нас внезапный кризис, то мы часто чувствуем, что преобладают инстинкты. Эта наиболее примитивная часть нашего мозга очень важна для выживания.

В лимбической системе в основном происходят эмоциональные процессы. Сенсорный сигнал поступает в мозг через глаза, уши, кожу или другие органы, вызывая ответную эмоциональную реакцию; эта мгновенная чувственная или эмоциональная реакция происходит главным образом в лимбической системе средней части мозга. Хотя некоторые агрессивные реакции формируются в стволе мозга, остальные реакции также происходят в лимбической системе - особенно в миндалевидном теле, находящемся в ее нижней части, непосредственно надо стволом мозга.

Четыре доли в верхней части мозга являются местом, где обычно рождаются мысли. Кроме того, в каждой доле обрабатываются различные сенсорные сигналы. Определенные участки коры головного мозга, находящиеся в его верхней части (например, префронтальная), управляют большинством принимаемых нами нравственных и других решений. Верхняя часть мозга разделяется на левое и правое полушария. Левое связано главным образом с вербальными умениями - речью, чтением и письмом, а правое с восприятием пространства - измерением, определением направления, работой с группами предметов и другими объектами.

Когда мы разбираем с детьми содержание сложного произведения или обучаем решению математических задач, мы обычно обращается к верхней части мозга, хотя эмоциональные реакции часто являются смешанными, особенно если обучаемый эмоционально реагирует на содержание книги или урока. В этом случае неокортекс и лимбическая система работают вместе.

Примером эмоциональной реакции может служить фраза: "Не могу сделать этого - слишком трудно".

Так или иначе, эмоциональная реакция лимбической системы способна замедлить или отключить большую часть мыслительных процессов в верхней части мозга в зависимости от степени эмоциональной напряженности.

С точки зрения неврологии, девочка, которая считает, что не может сделать что-либо, возможно, занята другими мыслями: в этот момент кровоток в средней части мозга остается затрудненным, не достигая центров мышления.

Когда мы советуем ребенку: "Подумай, прежде чем делать что-либо", то мы практически говорим: "Направь кровоток от лимбической системы и даже от ствола мозга к верхней части мозга, прежде чем делать что-либо".

Может быть, мы никогда не поймем всех механизмов, функций и потенциальных возможностей нашего мозга, но мы здесь и не ставим такой задачи. Наша цель - увидеть, что мы действительно знаем о том, как обучается мозг и каковы важнейшие различия в функционировании мозга мужчин и женщин. Сделав первые пробные шаги к пониманию этого, мы сумеем помочь детям стать самими собой естественно и в полной мере - учитывая их различия, поощряя их природные достоинства и помогая преодолеть природные слабости.