Изучением ребенка занимаются многие науки - педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В последние десятилетия сложились особые отрасли этих наук, посвятившие себя изучению детства; причем отрасли эти исключительно быстро развиваются.
Родителям - да и всем, кто занят воспитанием детей, - знакомство (в разной степени) с фактами и выводами, полученными этими науками, конечно, важно. Но если отец и мать, даже располагающие, скажем, всеми необходимыми сведениями об уходе за младенцем, остаются лишь помощниками специалиста, педиатра, призванного следить за состоянием здоровья ребенка, то в отношении развития личности ребенка, его психики и сознания дело обстоит иначе. Воспитательные задачи приходится решать изо дня в день - и самим. Безусловно, тесная связь семьи с детскими дошкольными учреждениями помогает правильно решать эти задачи. Конечно, и в воспитании может помочь конкретный совет специалистов, но все-таки рецепта здесь никто не выпишет.
Вот почему одна из наук, изучающая ребенка, а именно детская психология, представляет для тех, кто воспитывает детей, особый интерес. Более ста лет назад К.Д.Ушинский писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".
Родители должны не просто знать что-то о ребенке с "чужих" слов - пусть слова эти будут мудрыми, не просто поступать по науке, но изучать ребенка изо дня в день. Родители - постоянные исследователи своих детей, даже если они и не всегда отдают себе в этом отчет. Но как исследовать, какими методами? Не следует ли поучиться у детской психологии ее методам? Не стоит чрезмерно "онаучивать" воспитание. малыш остается вашим малышом - и вы никогда не сможете занять позицию вполне объективного наблюдателя; по отношению к детям, впрочем, это нередко с трудом удается и "посторонним" научным работникам (как не утешить плачущего малыша, даже если твоя задача изучать его эмоциональные реакции!).
Но представление о тех методах, которыми пользуется детская психология, иметь небесполезно. Вероятно, это прежде всего укрепит ваше доверие к тем выводам и рекомендациями, которые дает наука. Быть может, это побудит вас самих к более последовательным и разносторонним наблюдениям за ребенком. И еще - предостережет от необдуманных и поспешных экспериментов в воспитании.