Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.11.24

Время: 04:11

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Для всех Укрепить веру ребенка в себя

Укрепить веру ребенка в себя

Всем родителям очень важно укреплять веру ребенка в себя, в свои силы. Воспитание с помощью одергиваний, замечаний, сетований - дурное воспитание. Во главу угла лучше поставить другое: отмечайте любое достижение малыша, поощряйте его ласковой улыбкой, заинтересованностью, одобрительным словом.

Это не имеет ничего общего с изнеживанием. Изнеживание совершенно равнодушно к движению ребенка вперед, оно не ставит ни во что его достижения - их просто нечем отметить, и у ребенка нет никакого стимула добиваться их.

Ощущение успеха важно для малыша - оно заставляет поверить в себя,  значит, и стремиться к большему. Нельзя думать, что стремление ребенка быть признанным - нечто нездоровое, свидетельствующее либо о его ущемленности, либо о непомерных претензиях. Нет, это вполне здоровое явление. Только те дети, которые притязают на что-то, становятся активными личностями. Не будем считать, что если ребенок стремится себя "показать", то это обязательно разовьет в нем высокомерие, заносчивость; не будем его одергивать. Высокомерие и заносчивость связаны прежде всего с отношением к другим детям - и отношением неправильным, а вовсе не с собственным стремлением быть признанным.

Итак, будем поощрять активность малыша, его достижения. Но при этом позаботимся и о рациональной "организации достижений". Что это значит? Важно, чтобы задачи, которые вы ставите перед ребенком, были - при известном напряжении сил - разрешимыми для него, чтобы ваши требования он мог выполнять.

Чересчур сложные задачи не будут решены - и вот уже горькое чувство неудачи. Одна неудача, другая, и при всем доброжелательном вашем отношении к малышу у него разовьется неуверенность, робость. И теперь он уже не в состоянии преодолеть то, что вполне мог бы преодолеть...

Другая крайность также опасна. Если мы будем ставить перед малышом только такие требования, которые легко выполнимы, у него сложится не уверенность в себе, а самоуверенность. Дальнейшее не ясно - либо эта самоуверенность превратится в стойкую и неприятную черту характера, либо она при столкновении ребенка с подлинными трудностями будет разрушена (это, может быть, и неплохо, но возникнет ли при этом трезвый взгляд на свои возможности - или на смену самоуверенности придет опять-таки неуверенность?).