Воспитание, если родители подходят к нему с полной серьезностью, требует глубокого проникновения во внутренний мир ребенка, в законы его развития. Это, естественно, важно прежде всего для самого ребенка - лишь в таком случае нет риска, что его потребности и интересы не будут учитываться, что ему будут навязаны несвойственные его возрасту черты поведения.
Вспомним слова замечательного русского врача и автора глубоких педагогических работ Н.И.Пирогова: "...чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир". Итак, вы будете чутко наблюдать за приметами возраста, улавливать происходящие изменения, всячески поддерживая движение малыша вперед; вы будете способствовать тому, чтобы его внутренний мир становился все более богатым...
Но есть и второй смысл в пожелании расти вместе со своими детьми. Вы хотите лучше понять ребенка - это невозможно, если вы не стремитесь при этом лучше узнать и самих себя. Между прочим, воспитывая ребенка, мы как бы заново переживаем и собственное детство, на этот раз умудренные и знанием законов его и жизненным опытом. И возможно, в далекие детские годы, - и если эти черты нас не очень устраивают, то вот причина задуматься не только над тем, как бы они не повторились в ребенке, но и над тем, как изжить их в себе... Иными словами, забота о максимальном развитии духовных сил наших детей должна сопровождаться совершенствованием нас самих.
Давно замечено, что любящие родители стараются обернуться к детям лучшими своими сторонами. Уже одно это хорошо, а еще лучше, если любовь к детям, забота о том, чтобы они имели все основания гордиться своими родителями, будут побуждать нас ломать дурное в своем характере, избавляться от слабостей, стараться сегодня стать лучше, чем мы были вчера...
Не забудьте еще и о том, что наши дети - это следующее поколение. Оно в чем-то будет лучше нас, умнее, оно не просто будет с уважением повторять то, что говорим ему мы, но и скажет что-то свое, новое или скажет то, что и мы, но по-своему. Если мы не будем отгораживаться от непривычного и в чем-то нового для нас мира детей, если не разрушим их доверия тем, что по всякому поводу будем лишь навязывать свои точки зрения, - это даст нам возможность сохранить с годами ощущение движущейся и развивающейся жизни. Разумеется, эти проблемы во весь рост встают тогда, когда наши дети вступают в подростковый и юношеский возраст, но сам подход к ребенку как к человеку завтрашнего дня лучше бы нам вырабатывать в себе по возможности раньше...
Иными словами - не только мы воспитываем детей, но и дети воспитывают нас.