Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 22.11.24

Время: 20:12

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Дети от 7 до 11 лет Уроки в тягость? Почему?

Уроки в тягость? Почему?

Трудности, с которыми сталкивается ребенок, могут быть не из-за пониженной концентрации внимания, не из-за нарушения мышления, а из-за чисто психологических причин. Родителям, и остальному окружению - не сведущему в детской психологии, может показаться, что это просто капризы.

Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания.

Одна из самых распространенных жалоб, которую можно услышать от родителей, звучит так: "Невозможно усадить ребенка за уроки. Все время скандалы, а когда это сделать все-таки удается - начинает отвлекаться, обманывать, говорит, что ничего не задано. И в дневнике записей никаких нет. Просто нет никаких сил! И это повторяется каждый день! Что же делать? Как воспитать у ребенка чувство ответственности?"

Прежде всего нужно выяснить в чем причина такого поведения ребенка.

Одна из возможных причин - страх неудачи. Многие родители думают, что причина отказа делать уроки - лень. И нередко можно услышать в адрес ребенка: "Лень раньше тебя родилась!" (Узнаете себя?). Но зачастую "ленивый ребенок" что-то мастерит или увлекается чтением, может ему по душе какой-либо вид спорта или есть другие увлечения. Значит, дело не в природной лени, а в чем-то другом? Чаще всего за такой "псевдоленью" скрывается панический страх неудачи. Именно он мешает ребенку сосредоточиться. Причем в детском возрасте (да зачастую и во взрослом) не всегда можно понять, что происходит с ребенком, и от этого поведение еще больше становится похоже на хаос.

А иные дети, наоборот, от страха затормаживаются, впадают в ступор, частично или полностью отключаясь от происходящего. Внешне ребенок кажется безмятежным, хотя никакой безмятежностью там и не пахнет. Родители приходят в бешенство наблюдая эту картину. Им кажется, что ребенку на все наплевать: на школу, на замечания учителей, на оценки и на нравоучения родителей. На самом же деле ребенок травмирован школьными неудачами, только выражается это не так открыто, как у детей, которые плачут из-за плохой оценки или замечания учителя. И если эту травму вовремя не устранить, у школьника может развиться так называемый "школьный невроз", чреватый и нервными срывами, и различными психосоматическими заболеваниями.

Родителям нужно запастись терпением и помогать ребенку делать уроки, даже если по вашему мнению, они могут делать их самостоятельно. Как только детки смогут управиться без помощи взрослых - они от нее постепенно откажутся! Практически всем детям доставляет огромную радость сознание того, что они могут сделать сами. Никому не нравится чувствовать себя незнайкой и недотепой.

Главным правилом в отношениях должно быть - выполнение договоренностей. И никаких авансов. Хочешь пригласить друга или подругу в гости - сделай домашнее задание и приглашай. Ты выполняешь свою часть договора, я - свою. Ты не выполнишь, значит я тоже имею право - не выполнять наших договоренностей. Если ребенок избалован, рассчитывать на его "благонадежность" не приходится. Такие детки склонны много обещать, но добившись своего - не сдерживают своих обещаний. Самое печальное для вас будет - если эта ситуация превратится в систему. Но помните: если вы запрещаете до окончания уроков играть на компьютере, следует запретить и другие развлечения - телевизор, болтовня с друзьями по телефону. Иначе получится, что ребенок все равно развлекается, наплевав на родительские требования, и мама с папой это допускают. В результате они своего добиться не могут, и у всех (в первую очередь у самого ребенка!) складывается ложное впечатление, будто бы он всегда оказывается в выигрыше (даже если не сдержал обещаний). Но это не так, стоил лишь родителям проявить последовательность, как все встает на свои места.

Также одной из причин того, что ребенок отлынивает от занятий - могут быть объективные трудности. Правда разобраться с такими причинами без консультаций со специалистом практически невозможно. Родители как правило, распознать их не могут. Вот пример из жизни: папа одного десятилетнего мальчика жаловался, что сын отлынивает от выполнения заданий по математике. На психологических занятиях выяснилось то, что у мальчика есть большие пробелы в логике. Так, что "лень", на которую жаловался отец - здесь не при чем. После занятий по развитию логического мышления - трудности остались позади и ребенок стал безпроблемно учиться. Значит, вывод: сначала нужно разобраться, чем же вызваны неуспехи вашего ребенка.

Не надо забывать и про весенний авитаминоз. Про него знают практически все и стараются как-то укрепить детский организм. Но психика тоже устает от множества факторов: зимние холода, короткий световой день, атмосферное давление (особенно на перепады атмосферного давления реагируют мальчики, и от довольно однообразного и утомительного учебного года...). При всем при этом нагрузки в школе только возрастают: третья четверть заметно длиннее двух предыдущих четвертей, контрольные. экзамены, да еще и родители со своими требованиями и нравоучениями...

Чтобы не доводить дело до нервного срыва, нужно всегда внимательно относиться к ребенку, чутко реагировать на состояние его здоровья, избегать перегрузок, не бояться устроить лишний выходной, оказывать посильную помощь в приготовлении уроков. Потакать лени конечно не надо, но выбор здоровье или оценки, естественно всегда должен быть в пользу здоровья. Было бы глупо ожидать каких-либо успехов в учебе, если у ребенка на почве перегруза разовьются какие-нибудь психосоматические заболевания. Делайте выводы!

Еще одной из причин того, что детям сложно садиться за выполнение домашнего задания является привлечение внимания взрослых. Подобную реакцию дают дети, склонные к демонстративности. Эти детки зависимы от родителей и нуждаются во внимании и ласке, но в силу характера не выражают своих эмоций напрямую. Наоборот в их поведении проявляется упрямство и вызывающее поведение. Такие дети чувствуют себя одиноко и понимают, что неуспеваемость - это способ вызывать беспокойство у взрослых.

Некоторые дети говорят открыто, что: "Когда у меня все нормально, то мама меня не замечает". Это говорит мальчик, мама которого жаловалась на сына, что тот не садится днем за уроки, а дожидается ее прихода с работы и потом целый вечер "тянет резину".

В таких случаях наказывать нельзя. Получится, что ребенка наказывают за попытку получить свою долю внимания, душевного тепла, любви. Прежде всего надо окружить сына или дочь заботой и вниманием. Если вам кажется, что ваш ребенок получает достаточно внимания, то его поведение говорит об обратном.

Предложение такое: когда ребенок сядет делать уроки, подойдите к нему поближе, погладьте по голове, скажите пару ободряющих слов... В подобных случаях детям нужна не столько реальная помощь, сколько открытое выражение родительских чувств, ваша поддержка. Пообещайте, если он быстро и хорошо сделает уроки, вы займетесь вместе чем-то интересным: поиграете, посмотрите вместе фильм... Для детей, которым не хватает общения с близкими людьми, это самый лучший стимул.

Чтобы избежать многих проблем при поступлении ребенка в первый класс следует придерживаться следующих шагов:

  1. Нужно объяснить ребенку, что уроки - это его дело, так как учится он не для мамы или папы, а для себя, для своего будущего. Пускать все на самотек не стоит, но и высказывать излишнюю заинтересованность - тоже. Многим родителям кажется, что если 100 раз не напомнить ребенку об уроках, то он забудет. Не забудет. Ученики начальных классов очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой. В начальной школе ребенку еще стыдно признаться перед всеми, что не выучил урок. Так что пусть почувствуют последствия собственной безответственности, пару раз сходят в школу с не сделанными уроками. Это будет гораздо полезнее, чем вам полдня трепать себе нервы, уговаривая ребенка сесть за уроки и тем самым создавая у него впечатление, что он работает только ради вас и вашего спокойствия.
  2. В вопросе подготовки домашнего задания нужно жестко придерживаться принципа "единственной альтернативы". Так как домашние задания - это дело ребенка, то он и решает делать их или нет. Но если домашнее задание не было выполнено и ребенок получил двойку за него - нужно его лишить какого-то блага за это. В таком случае выбор делать уроки или нет - будет не в пользу безделья. Но прямого принуждения удастся избежать.
  3. В начальных классах нужно контролировать качество выполнения домашнего задания. Если в тетради грязь и мазня, то предложите ребенку делать домашнее задание на черновике. Но если ребенок настойчиво отказывается от этого, значит есть другой вариант: "пишешь сразу на чистовик, но если будет грязь и помарки - то переписываешь!" И говорить это нужно таким тоном, чтобы ребенок понял - возражения бесполезны!
  4. Постепенно нужно переходить от полного контроля за качеством выполнения домашнего задания - к выборочному. Но сразу договориться - если качество падает - опять переходим к более строгому контролю.
  5. Нужно также донести до ребенка то, что если в классе он будет внимательно слушать учителя, то на устные предметы дома уйдет гораздо меньше времени. Соответственно больше останется свободного времени.
  6. Отдых после школы - обязателен.
  7. Гиперактивным, возбудимым, повышенно утомляемым детям необходимы частые перерывы в занятиях. Толку будет больше, но займет больше времени.

Чтобы ребенок научился преодолевать трудности - любые (в том числе и с приготовлением уроков), у него не должно возникать мысли о беспросветности, когда вкладываешь много сил, а результат ... Дети предпочитают сразу отказаться от трудного задания, чем раз за разом терпеть неудачу. Поэтому наша задача - создать у ребенка впечатление, что он продвигается вперед. Пусть даже иллюзорное! Если вы будете это терпеливо делать, со временем иллюзия непременно станет реальностью. Ребенок поверит в свои силы и произойдет прорыв. Если же вы будете воздерживаться от похвал, дожидаясь реальный результатов - то есть шанс этого не дождаться. Буксуя на месте дети часто теряют надежду вылезти из ситуации и могут застрять в ней навсегда. Поэтому поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите даже за самый маленький шажок вперед, вселите в него уверенность!