В одной из московских школ десятиклассникам предложили написать сочинение на тему «Роль денег в нашей жизни». Некоторые фразы из этих сочинений заставили педагогов содрогнуться.
«В каждом человеке в большей или меньшей степени хранится любовь к деньгам и власти», — написала рассудительная отличница. А юноша, обдумывающий предстоящее ему нелегкое экономическое соревнование с более благополучными сверстниками, подвел следующий итог своим рассуждениям: «Человек всегда стремился к обогащению: чем у него больше богатства, тем он хочет еще больше. Вся сегодняшняя жизнь пропитана деньгами и ложью».
Что знают дети об экономике? Каким образом и в каком возрасте они приобретают это знание? Как влияет на этот процесс социально-экономическая среда и ее трансформация?
Все эти вопросы носят далеко не академический характер, особенно в переходный период, который переживает наше общество. С проблемами экономической социализации сегодня сталкиваются не только дети, но и взрослые. И часто первые осуществляют ее быстрее и успешнее, приводя нас, взрослых, в замешательство, а иногда и в ужас.
Школьные учителя с недоумением и растерянностью перечисляют факты, с которыми сталкиваются в своей повседневной практике.
- У первоклассника старший мальчик силой отобрал 12 рублей. Обиженный ребенок пообещал 100 рублей двум третьеклассникам за то, что они «проучат» хулигана. Сделка состоялась: ребята избили обидчика, получив за это по 50 рублей каждый.
- Десятилетняя девочка устроила дома скандал, потребовав, чтобы ей, «как всем», давали на карманные расходы, скажем там, приличную сумму в неделю. «Но это целая бабушкина пенсия», — возмутились родители. «Так ведь бабушка — сирота, а я — нет», — ответила дочь.
- Двенадцатилетний школьник, которого публично оскорбил одноклассник, согласился получить материальную компенсацию за «моральный ущерб» и был очень доволен сделкой.
Нужно ли давать детям карманные деньги, а если да, то с какого возраста? Должны ли родители контролировать, на что они тратятся? Надо ли поощрять дополнительные приработки детей? Полезно ли знакомить их с азами экономики в средней школе, в начальной, в детском саду? Нужно ли обсуждать с ними семейный бюджет? Принимать совместные решения? Все эти вопросы беспокоят большинство родителей и педагогов. В западных странах существует обширная психологическая литература на подобные темы, которая не очень хорошо известна в нашей стране.
В обзоре западных исследований экономических представлений у детей Е.В. Щедриной подробно анализируются стадии формирования представлений о деньгах, зависимость экономических представлений от пола, возраста, социально-экономического положения и национально-культурных различий. В данной статье мы хотели бы уделить внимание другим факторам, также влияющим на развитие экономических представлений детей и подростков. Помимо общих социально-демографических условий, огромную роль в формировании экономического поведения и установок по отношению к деньгам играют следующие особенности:
- семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий»,
- общая социально – экономическая ситуация, в которую помещен ребенок (в частности, экономический кризис),
- основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая или рыночная),
- непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли-продажи, собственные заработки, карманные деньги).
Рассмотрим эти факторы более подробно.
РОДИТЕЛЬСКИЕ НАПУТСТВИЯ
Родительское воспитание безусловно является важным фактором формирования экономических представлений у детей. В клинической практике выявляются различные напутствия, которые родители сознательно или бессознательно внушают своим детям и которые оказывают влияние на всю их последующую жизнь, часто искажая восприятие действительности и вызывая эмоциональные расстройства и неадекватное поведение в зрелом возрасте. Американская исследовательница А. Мэттьюз выделила целый ряд таких напутствий.
- «Моя мама говорила, что только бедняки попадут в рай».
- «Мой отец говорил, что разбогатеть можно только нечестным путем».
- «Родители предупреждали меня, чтобы я Никому не говорил, что у нас есть деньги, а то хлопот не оберешься».
- «Мои родители объяснили мне, что со мной дружат потому, что мы богаты и у нас Дом с бассейном. А если не будет денег, то не будет и друзей».
- «Родители говорили мне, что я должен добиться успеха, иначе на старости лет они окажутся в богадельне».
- «Моя мама всегда говорила, что хорошенькой женщине не следует показывать мужчине, что она умеет зарабатывать деньги».
- «Мой отец всегда говорил, что мужчина не должен демонстрировать женщине, что у него есть деньги, иначе она найдет способ их выманить».
- «Мои родители говорили, что существует «секрет» зарабатывания денег, но никто в нашей семье его не знает. Только другие способны «делать деньги», а мы — нет».
- «Мои родители, не испытывая материальной нужды, тем не менее не позволяли мне потратить лишнего цента. Они говорили, что я должен помнить, что «в одно прекрасное утро» мы можем проснуться нищими. И вот я иногда лежал ночью в постели, боясь закрыть глаза, чтобы не проснуться наутро в нищете, голоде и холоде».
Многие психические отклонения на почве денег (патологическая скупость, расточительность, страсть к азартным играм, клептомания, навязчивое желание делать покупки и пр.), по наблюдениям А. Мэттьюз, уходят корнями в семейные проблемы. Родители выражают с помощью денег свой чувства по отношению к детям, поощряя их хорошие привычки и школьные успехи. Семейные напутствия относительно денег часто бывают двойственными, непоследовательными и запутанными. Они содержат не только открыто выраженный смысл, но и множество скрытых коннотаций.
Некоторые дети отвечают на родительские напутствия прямо противоположным поведением. У сверхосторожных родителей могут вырасти расточительные и неосмотрительные дети. Другие дети пытаются превзойти родителей в финансовом отношении. Некоторые кажутся совершенно безразличными к деньгам и как бы «не от мира сего». Их отношение к деньгам подразумевает, что они их не заслуживают. Естественно, что тот, кто полагает, что не заслуживает справедливой оплаты за свой труд, ее и не получает.
А. Мэтьюз полагает, что поведение и установки по отношению к деньгам являются следствием эмоциональной динамики раннего детства, взаимоотношений с родителями, друзьями, учителями и соседями, культурных и религиозных традиций, а также современных технологий и влияния СМИ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
За десятилетие переходного периода, сопровождавшегося неоднократными де нежными реформами, бешеной инфляцией, стремительным обнищанием одних и столь же стремительным финансовым взлетом других, выросло целое поколение детей, которое не видело ничего, кроме кризиса. Для них переходная экономика стала своего рода нормой, точкой отсчета.
Хорошо известно, что дети адаптируются к новым обстоятельствам быстрее и легче, чем взрослые. Для взрослого по рой поразительна скорость, с какой ребенок принимает вынужденную обстановку и приспосабливается к ней. Психические возможности взрослого всегда позволяют ему укрыться от внешнего мира во внутреннем пространстве своего Я. А ребенок с его не до конца сформированным внутренним миром, слабой системой психической регуляции принимает любые обстоятельства как данность. Легкость непроизвольного установления контакта с миром присуща детям по самой их природе, она отвечает главной задаче детства — вписаться в мир.
Именно эта легкость адаптации объясняет поразительные результаты, полученные при изучении экономической социализации взрослых и детей в бывших социалистических странах. Так, в исследовании, проведенном в 1990 г. в бывшей Югославии, десятилетние дети про демонстрировали адекватное понимание многих аспектов инфляции, считающейся слишком трудным понятием для детей этого возраста, тогда как многие взрослые затруднились дать внятное определение этого понятия.
В исследовании 87 польских детей в возрасте 8, 11 и 14 лет было показано, что дети младшей группы демонстрируют в некоторых аспектах (определение уровня заработной платы, возможность получения всеми равной зарплаты возможность открыть свое дело) более зрелое понимание экономических вопросов чем старшие дети. Авторы объясняют это тем, что младшие дети прожили большую часть жизни в условиях экономического кризиса в Польше. Они пережили дефицит, рост цен, инфляцию и слыша ли, как эти проблемы обсуждаются в семьях и по телевидению.
Российские дети тоже прекрасно адаптировались к условиям переходной экономики. Практически каждый школьник знает, что такое дефолт, МВФ и НДС и может сообщить вам сегодняшний курс доллара. Но иногда, наблюдая за их поведением, взрослые пугаются их слишком ранней экономической адаптированности.
"Многие истины" непререкаемые на наш «устаревший» взгляд, воспринимаются нынешними детьми с недоумением. Например, что нельзя не уважительно говорить с учителем. Это результат того, что окружающая жизнь стремительно меняется и дети не видят вокруг себя ничего стабильного. У них появляется релятивизм, ориентация на ситуацию. Они пытаются выживать в стремительно меняющемся мире и развивают способность приспосабливаться к любой ситуации. В результате у детей формируется способность быстро все переоценивать, гибкость, приспособляемость, открытость. Трудно сказать однозначно, плохо это или хорошо. С одной стороны, у детей появляется прививка против идеологической узости, фанатизма. А с другой — в душе у человека нет порядка. Он вырастает хорошо приспособленным к обстоятельствам циником, который уверен, что может выкрутиться из любой ситуации. Но рано или поздно такой человек становится жертвой обстоятельств, потому что не может противопоставить им ничего своего. Многие психологические черты подвергаются эрозии. С каждым классом это все заметнее. Ум становится прагматичным, честь продается, а совесть просто отмирает» .
РЫНОК И ЭТИКА
Согласно формуле известного экономиста Ф. Хайека, рынок является «системой, в которой плохой человек может принести меньше всего вреда». Рыночные институты минимизируют требования к «человеческому капиталу», сокращая потребности общества в братской любви, патриотизме, милосердии и солидарности. Условия, при которых благо родное поведение вознаграждается, — это длительные взаимоотношения в узком кругу людей, где есть возможность приме нить санкции за нарушение социальных норм и где приобретает огромную роль репутация человека. Безличная и эфемерная природа рыночных отношений отрицательно влияет не только на «спрос», но и на «предложение» таких социально - одобряемых черт характера, как - надежность, великодушие или ответственность. Э. Хоффман с помощью остроумных экспериментов продемонстрировала структурирующее влияние рыночной ситуации на принятие решений. В этих экспериментах один из испытуемых принимает решение о том, каким образом разделить с другим испытуемым сумму в 10 долларов. В первой серии испытуемый, осуществляющий дележ, выбирался случайно. Во второй серии он назначался в зависимости от результатов предварительного тестирования, то есть на основе личных достижений. Экспериментатор формулировал ситуацию либо как просто «задачу разделить 10 долларов», либо как «обмен». «Заслуженное» положение испытуемого, принимающего решение, плюс характеристика экспериментальной ситуации как ситуации «обмена» Моделировали рыночные условия. В остальном экспериментальные ситуации бы ли идентичными. Результаты показали, что чем более ситуация напоминает рыночную, тем более эгоистично испытуемые склонны вести себя и тем менее они Учитывают интересы других. Поскольку эксперименты проводились на одной и той же выборке, результаты доказывают, Что рыночные условия способствуют вы бору эгоистического поведения.
В исследовании Г. Севона и С. Векстрома детей трех возрастных групп (8, 11 и 14 лет) спрашивали о мотивах, мыслях и действиях продавцов и покупателей. Дети младшей возрастной группы вначале решали, будут ли эти люди счастливы или нет, а потом уже рассуждали о причинах этого. Например, «Торговец обувью будет рад снижению цен на туфли, потому что люди смогут сберечь свои деньги». Ответы младших детей авторы оценивают как «моральные» или «христианские» (важность заботы о других людях и одобрения окружающими собственного поведения). По сравнению с ними ответы старших детей выглядят более «экономическими» (другие люди рассматриваются как средства, ограничения или препятствия для личного удовлетворения). Некоторые из старших детей рассматривают экономику как инструмент, который человек использует для достижения личного обогащения. Исследователи делают вывод о том, что в своем восприятии экономики дети проходят путь от homo sociologies, мотивированного моральными и социальными нормами, до homo economicus, стремящегося к личному гедонистическому удовлетворению.
Эти выводы подтверждаются исследованием, в котором 96 подростков (в возрасте 12-13 и 16-18 лет) просили распределить вознаграждение между рабочими, имеющими разный состав семьи. Результаты показали, что забота о нуждах семьи уменьшается с возрастом. Так, старшие испытуемые распределяли воз награждение в соответствии с принципом равной оплаты за равный труд, а младшие больше учитывали потребности семьи.
Один из наиболее ярких примеров воздействия системы распределения на эволюцию культурных норм приведен в работе Э. Фромма и М. Маккоби «Социальный характер в мексиканской деревне». Авторы изучали эволюцию традиционного для мексиканской деревни типа личности как раз в то время, когда там происходил переход от патриархального уклада к рыночной экономике. Исследование привело авторов к выводу, что в относительно стабильном обществе всегда существуют отклоняющиеся от нормы характеры, которые не слишком хорошо адаптируются к традиционным условиям. Среди мексиканских крестьян такими маргиналами традиционно считались выскочки, ориентированные на личный успех, а не на благо всей общины. Однако в процессе социально-экономических изменений формируются новые экономические тенденции, к которым традиционный характер оказывается неприспособленным. А маргинальные типы, наоборот, могут найти себе оптимальное применение в новых условиях. В результате бывшие маргиналы становятся наиболее успешными членами или даже лидерами своего общества. Приобретая власть, они изменяют законы, системы образования и институты таким образом, что прежде второстепенные черты характера начинают получать социальную поддержку и воспроизводятся в следующих поколениях.
Выводы Э.Фромма и М. Маккоби подтверждаются полевыми исследованиями в Нигерии, в которых было обнаружено существенное различие в уровне мотивации достижения и других ценностях между различными географическими областями страны. Эти различия объясняются проникновением в некоторые районы страны конкурентной экономики, основанной на рыночных отношениях. В этих условиях люди, ориентированные на личные достижения, которые в традиционной социальной системе не вписывались в норму, занимают ведущие позиции в области образования, транслируя собственный тип личности как предпочтительную культурную модель.
Исследования в Мексике и Нигерии показывают, что экономические институты воздействуют на культурную эволюцию двояко: во-первых, увеличивая материальное благосостояние индивидов, проявляющих определенные черты характера, а, во-вторых, изменяя систему воспитания и сам процесс культурного наследования характера.
Нельзя не отметить определенного сходства между рекрутированием маргинальных личностей в экономическую элиту в мексиканской или африканской деревне и аналогичными процессами в российской экономике. Характерно, однако, что главный инструмент социализации современного общества — школа — по-прежнему не включен в переходные процессы и остается оплотом традиционных ценностей, ставших тормозом дальнейшего экономического развития.
Это не значит, что рыночные модели поведения не усваиваются детьми и подростками, — усваиваются, да еще как! Однако каналы трансляции экономической информации практически не поддаются контролю: усвоение новых стереотипов поведения идет через средства массовой информации, личный опыт, подражание значимым фигурам из собственного окружения или образам, созданным коллективной - мифологией (вроде пресловутой фигуры «нового русского»).
Устранение школы от процесса экономической социализации детей тем более прискорбно, что само возникновение института формального школьного образования было связано именно с зарождением рыночных отношений и разделением труда. Э. Геллнер описывает этот процесс в своей книге «Нации и национализм»: «В замкнутом мире племенного или сельскохозяйственного сообщества общение протекало в соответствии с определенным контекстом, где тон, жест, личность и ситуация значили все. Для членов такого тесного сообщества эксплицитное выражение множества контекстуальной информации является излишним педантизмом. Однако требования современной экономики обязывают нас взаимодействовать вне зависимости от контекста со всеми, с кем мы сталкиваемся для непродолжительных контактов. Это требует точности коммуникации между незнакомыми людьми, разделяющими общие значения, переведенные в стандартные идиомы, в том числе и письменные. Такое общество требует внешнего образования, в котором индивид воспитывается специалистами, а не членами своей малой группы. В результате появляются школы, «образовательные фабрики», куда родные передают ребенка «для обработки». Универсальная школьная практика является формой передачи детям господствующей культурной модели, беспрецедентной по своей централизации и независимости от ценностей семьи».
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Ряд исследователей утверждает, что личный опыт ребенка влияет на его представления о деньгах сильнее, чем уровень когнитивного развития. Самая первая экономическая деятельность, в которую вовлекается ребенок, — это покупки. Существует несколько предпосылок понимания ребенком процесса купли — продажи, а значит, цен и прибыли: ребенок должен знать о функции и происхождении денег, обмена, собственности, зарплаты служащим, расходах и доходах продавца. Все это делает понимание простого акта купли — продажи довольно сложным для ребенка. Выделяется несколько стадий развития понятия купли - продажи:
- непонимание роли оплаты;
- понимание оплаты покупателем без понимания оплаты продавцом;
- понимание и соотнесение оплаты продавца и покупателя без понимания прибыли продавца;
- понимание всех этих моментов.
Итальянские исследователи отмечают, что концепции производственной и торговой прибыли у 8-летних детей не совпадают между собой. Несмотря на то что понимание ими прибыли торговца после соответствующей тренировки улучшается, они не в состоянии перенести это понимание на прибыль фабриканта и продолжают считать, что цены на изделия устанавливаются хозяевами произвольно.
К. Дэнзигер также сообщает, что 5-8-летние дети демонстрируют более глубокое понимание экономики обмена, чем экономики производства, поскольку имеют опыт покупок, но не опыт работы.
Другим сложным для детей экономическим объектом является банковская система. Только четверть из 14-16-летних
европейских детей правильно понимают механизм банковской деятельности. Однако, по сообщениям исследователя из Гонконга, правильное понимание функционирования банковской системы демонстрирует там большинство десятилетних детей. Возможным объяснением этого результата является традиционно широкое вовлечение детей в азиатских странах в коммерческую деятельность (например, часто довольно маленькие дети там помогают в магазинах и даже «управляют» собственным малым бизнесом). Этот коммерческий опыт, разумеется, влияет на их когнитивное развитие.
КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ
Многие исследователи подчеркивают, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют к поискам самостоятельного заработка и посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами. Одним из важнейших способов экономической социализации детей являются карманные деньги.
Наиболее детальный анализ политики родителей в области карманных денег проделали Дж. и Е. Ньюсоны. Они изучили более 700 7-летних детей. Большинство из них регулярно получали некоторую сумму карманных денег, которая определялась сложной системой поощрений и наказаний. Более 50 % могли рассчитывать на дополнительную сумму, выделяемую по их просьбе. Исследователи обнаружили любопытные различия в практике выделения и расходования карманных денег: дети из семей среднего класса получали в полтора—два раза меньше денег, чем дети из рабочих семей, но откладывали в два раза больше. Более половины детей неквалифицированных рабочих и только 10 % детей специалистов с высшим образованием тратили всю сумму карманных денег и течение недели.
Наблюдения российских педагогов подтверждают эту закономерность: у детей из бедных и неблагополучных семей чаще появляются относительно крупные суммы денег, подаренные кем-то из родственников. Иногда дети из нуждающихся семей сами ищут способы заработать.
Ученик 3 класса подарил однокласснице на 8 Марта дорогие французские духи. Учительница сделала маме мальчика замечание, что та дает ему слишком много карманных денег. «Ничего не могу поделать, — ответила мама. — Ребенок снялся в телевизионной рекламе, и вся семья живет на его деньги уже третий месяц».
В нашей стране отношение многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам ребенка до сих пор остается двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги «испортят» ребенка. Это является отголоском довольно распространенного мифа о том, что деньги есть нечто грязное и недостойное, с чем ребенку не следует иметь дела. С другой стороны, для многих родителей деньги и подарки — это самый простой и удобный способ «отделаться» от ребенка, в прямом смысле откупиться от своих воспитательных обязанностей. Поэтому многие, уступая настойчивым просьбам ребенка дать деньги «на мороженое», испытывают смутное чувство вины.
Следствием той же двойственности является и нерегулярность получения ребенком карманных денег, отсутствие четко оговоренной суммы, на которую ребенок может рассчитывать. Все это делает практику карманных денег совершенно бесполезной для экономического воспитания ребенка. Более того, выклянчивая у матери или отца различные суммы в зависимости от их настроения, самочувствия или текущей финансовой ситуации, ребенок приучается отнюдь не к рыночным добродетелям соблюдения контракта и планирования собственных расходов, а усваивает рабскую философию просителя, полностью зависимого от настроения своего благодетеля.
Французский исследователь Д. Лассаре считает, что система карманных денег эффективна только в том случае, когда она сочетается с обсуждением финансовых вопросов в семье. Он предполагает, что смысл выплат родителями карманных денег меняется по мере развития ребенка и служит для контроля его растущих требований.
В своей популярной книге «Дети и деньги» детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор дают родителям подробные рекомендации относительно выдачи карманных денег. Наиболее эффективная система должна, с их точки зрения, следовать нескольким правилам.
- Можно давать карманные деньги ребенку с 6—7 лет.
- С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы ребенка они будут покрывать.
- Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
- Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.
- Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и оценок и не должна отменяться в качестве наказания.
- Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.
- Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
- У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.
- Ежегодно (в день рождения ребенка) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.
Особенность нынешнего процесса экономической социализации в России состоит в том, что в обществе до сих пор не сложилось сколько-нибудь единого мнения о ее необходимости, сопоставимого, например, с мнением о необходимости всеобщей грамотности или всеобщего медицинского обслуживания. У нас практически отсутствует опыт формального экономического образования, которое в большинстве стран не входит в число обязательных школьных предметов, однако в порядке эксперимента преподается детям разного возраста, вплоть до дошкольного. Так, в ходе одного из экспериментов по преподаванию основ экономики 5—6-летним детям были получены очень обнадеживающие результаты. Причем некоторые родители смущенно признались, что их дети теперь знают об экономике больше, чем они сами, и вынуждены были «подтянуться». Возможно ли что-либо подобное у нас в стране, где дети, родившиеся в период рыночных реформ, подчас разбираются в экономике лучше, чем их родители, изучавшие в институтах политэкономию социализма? Та растерянность, которую испытывают многие - школьные учителя, сталкиваясь с экономической деятельностью своих учеников, возможно, должна заставить нас, психологов и. педагогов, тоже «подтянуться» по этому новому для старшего поколения предмету — рыночной экономике.
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена проблеме экономической социализации в условиях перехода к рыночной экономике. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование экономического поведения и установок по отношению к деньгам. Выделяются условия экономической социализации, подвергнувшиеся наибольшей трансформации в переходный период:
- семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий»,
- общая социально-экономическая ситуация, в которую помещен ребенок (в частности, экономический кризис),
- основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая или рыночная),
- непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли-продажи, собственные заработки, карманные деньги).
Делается вывод о необходимости учета этих факторов в практике школьного образования и психологического консультирования учителей и родителей.