Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 22.11.24

Время: 20:06

почта: dreamkids@mail.ru

Личный пример.

Не забывайте, что дети очень чувствительны к личному примеру родителей. Разговорами и разъяснениями самого благородного содержания вы не добьетесь многого, если ваше повседневное поведение не подкрепляет ваши наставления. Легко увидеть, как перенимают малыши характерные движения отца или матери, как появляются в их речи слова и обороты, свойственные старшим. Труднее разглядеть другое - как усваивает ребенок весь стиль поведения старших.

Обычно мы сталкиваемся именно с "ягодками", "цветочки" будут позднее.

Малыш грубит бабушке - не удивляйтесь, посмотрите на себя: быть может, вы позволяли себе разговаривать со старшими членами семьи недовольным тоном, позволяли себе не считаться с ними...

Вы жалуетесь на то, что не можете приучить дочку к собранности, аккуратности ("А ей скоро в школу! Что с ней там будет?"). Еще и еще раз критически взгляните на себя: сами-то вы  собраны в быту? Ведь дочка не знает, какие прекрасные работники ее родители (надеемся, что это все-таки так), а вот то, что дома нет порядка ни в чем, все не на своем месте, ничто не делается вовремя, начатые дела не доводятся до конца, - это она видит прекрасно.

Почему так важен личный пример в воспитании желательных нам черт личности? Психологи говорят, что всякое научение должно сопровождаться "положительным эмоциональным сдвигом" - только тогда оно ляжет в характер прочно. Иными словами, малыш легко усваивает хорошее, если при этом испытывает радость.

Вам хочется, чтобы малыш постепенно привыкал к выполнению простых трудовых обязанностей. Но вы замечаете, что он, например, не любит убирать за собой игрушки. Конечно, вы можете просто заставить его сделать это, как и многое другое, доступное в том или ином возрасте: вытирать пыль, поливать цветы, кормить рыбок... Заставить-то вы его заставите, и он будет делать это. Но не помощника вы себе вырастите. В лучшем случае - выработаете привычку делать то, что требуют. В худшем - отвращение к труду.

Как же создать "положительный эмоциональный сдвиг"? Конечно, важную роль может сыгать любовь и внимание взрослых, одобрение ими поведения малыша. Но наибольшее удовлетворение ребенок испытает, когда он будет учиться трудиться у вас, подражая вам, оттого, что рядом с вами, вместе с вами. Напомним: общение со взрослыми - самый мощный источник радостных переживаний для ребенка. Вот почему живой пример, который вы являете ему своим трудолюбием - или доброжелательностью, или вежливостью, или обязательностью, - не может не запасть ему в душу.