Все мы знаем, что чтение полезно. Но тенденции последнего времени таковы, что дети читают все меньше и меньше. Есть несколько приемов, которые помогут ребенку сделать чтение приятным времяпрепровождением.
Дети, которые хорошо читают, в школе сразу показывают хорошие результаты. Если в течение обучения ребята продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены и тесты. Поэтому родителям маленьких детей рекомендуется обратить внимание на такие моменты:
- чем больше вы читаете, разговариваете со своим ребенком, тем богаче будет его словарный запас. В дальнейшем ребенку будет легче научиться понимать и усваивать информацию.
- детей двух-трех лет легче всего удержать у книги короткими вопросами: "Что это?" или "А что ты еще видишь на этой картинке?".
- дошколятам нужно изучать алфавит и осваивать звуки, из которых состоят слова. Это важное умение называется "фонематическая осведомленность".
- ученики младших классов должны как можно больше читать родителям и вместе с ними. Чтобы облегчить это занятие и заинтересовать ребенка, можно читать по очереди - один абзац - вы, один абзац - ребенок. Также ребенка должно заинтересовать чтение по ролям. Обращайте внимание на знаки препинания и новые слова. Старайтесь сами читать выразительно.
Те дети, которые читают с увлечением - имеют богатый словарный запас. Поэтому старайтесь вести с ребенком содержательные диалоги. Исследования показывают, что если речь учителя наполнена языковыми оборотами и деталями, то дети стараются в ответ построить более сложные предложения. Начиная с третьего класса, ученики знакомятся с тремя тысячами новых слов в год. Это приблизительно восемь новых слов в день. А чтобы каждое слово отложилось в памяти у ребенка, ему нужно услышать его не менее четырех раз. Для того чтобы пополнять словарный запас ребенка можно попробовать следующее:
- побеседовать с ребенком о прошлом и будущем
- обсудить текущие события
- можно рассказать ребенку о своем детстве, о детских годах бабушек и дедушек.
Наполните эти рассказы деталями, проведите параллели с современностью. Это будет во всех отношениях полезный экскурс в историю вашей семьи.
Книги, которые вы читаете с детьми, должны быть по-возрасту вашему ребенку. Для более младших - книги с красочными иллюстрациями. Для детей постарше - стихи, научно-популярная литература и книги по истории. Одним словом книга должна быть источником новой и интересной информации. После прочтения вовлеките ребенка в подробную дискуссию. Ребенок, который хорошо читает, читает много - умеет обобщать, делать выводы и предположения.
У детей, которые читают хорошо - возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому он лучше запоминает детали и с большей охотой читает для себя, своего удовольствия. Обратите внимание детей на черты характера героев, может быть на элементы одежды, интересные описания природы и т.д.
Желательно, чтобы ребенок выражал свое отношение к прочитанному. Можно попытаться заинтересовать его комментариями: "Эта история напоминает мне о..." или "Интересно, может ли этот персонаж...?" Вскоре ваш ребенок захочет сам связывать историю из книги со своими событиями и переживаниями.
Американские исследователи выявили, что дети, читающие с увлечением, тратят на чтение для удовольствия в 50 раз больше времени, чем их сверстники, читающие с трудом. В итоге за год они прочтут на 2 млн. слов больше, следовательно, их отрыв в знаниях и умениях увеличится еще сильнее.
Школьники, читающие с трудом, вряд ли смогут получать удовольствие от самого процесса. Они будут любыми средствами пытаться избежать этой повинности. А это, несомненно, скажется на их развитии. Но не только успехи в учебе являются единственной причиной развивать в своем ребенке навыки чтения. Ребенок, которому нравится сам процесс чтения - всегда найдет, чем занять себя в свободное время, повысить уровень общей осведомленности и достичь желаемых высот в будущем.