Дошкольный возраст имеет границы - от 3 до 7 лет. Естественно эти границы жестко не закреплены. Все очень индивидуально (плюс минус несколько месяцев). В 7 лет ребенок проходит через очередной возрастной кризис, и этот кризис разделяет младший школьный возраст от так называемого дошкольного детства.
Но в наше время многие родители хотят отдавать детей в школу не с семи лет, а с шестилетнего возраста. Большинство психологов считают этот шаг неверным. И для этого имеется множество причин.
Ребенок шестилетнего возраста по уровню психического развития был и остается дошкольником. В этом возрасте у ребенка процесс запоминания информации - непроизвольный. И поэтому запоминается не то, что требуется, а то, что интересно. То же самое происходит с вниманием. Заниматься каким-либо делом с толком возможно в течение 10-15 минут. Дальше ребенок отвлекается и переключается на деятельность интересную только ему. Особенности личности ребенка таковы, что оценку своей учебной деятельности они воспринимают как оценку себя, своей личности. Если ребенок получает плохие оценки и критические замечания в свой адрес от учителя, то это вызывает чувство тревожности, состояние неуверенности и растерянности. Часть учеников вследствие этого бросает начатое дело, боясь получить еще какое-нибудь замечание, часть требует внимания и помощи учителя. В шестилетнем возрасте поведение ребенка еще неустойчиво, оно зависит от эмоционального состояния ребенка. Все эти факторы осложняют процесс восприятия учебной информации самим ребенком и тем коллективом, где ребенок находится.
Обучение ребенка с шести лет должно производится с учетом всех нюансов возрастного развития. Учебная деятельность шестилеток предполагает щадящий режим обучения. Уроки не должны превышать по времени 30-35 минут. В перерывах между уроками дети должны проводить время активно, в движении. Это могут быть физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры... Также достаточно важен в режиме дня шестилетнего школьника - это дневной сон, в течение которого ребенок восстановит свои силы. Во второй половине дня - прогулки, кружки по интересам, спортивные секции и никаких домашних заданий.
Проведенные исследования показали, что ребенок чувствует себя комфортнее и увереннее при обучении в подготовительных группах детского сада, чем в школе. Режим дня и тот уровень общения со взрослым и своими сверстниками больше подходит ребенку на данной ступени развития психики. Шестилетний ребенок нуждается в непосредственных эмоциональных контактах для преодоления трудностей адаптации к новым условиям. А в строго формальных условиях школы эта потребность не может быть удовлетворена.