По мере взросления ребенком приобретаются все новые черты в поведении, обнаруживая все большее совершенство внутренних психических качеств. Но при всем при этом ребенок остается ребенком. Общий психологический облик малыша сохраняет своеобразие, отличающее его от взрослого, подростка, школьника и даже младшего школьника.
Каковы же особенности этого психологического облика?
Это, прежде всего непосредственность, импульсивность поведения, более или менее резко выраженная на всех ступенях раннего и дошкольного детства. Чаще всего малыш действует под влиянием тех чувств и желаний, которые возникли у него в данный момент. Сами эти желания и чувства основаны на общих потребностях и интересах ребенка. В раннем детстве они вызываются главным образом тем, что непосредственно окружает малыша, что попадается ему на глаза. Взрослый может все подробно объяснить, а ребенок все поймет и даже соберется делать именно то, что у него просят, но... в решающий момент непосредственная ситуация, то, что он видит и слышит, окажет на его поведение бесповоротное влияние.
Другая психологическая особенность маленького ребенка - его повышенная эмоциональность. Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Реи вспыхивают быстро и ярко, столь же быстро могут они и угаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен - бурное веселье, а в следующее мгновение - слезы. Управлять своими переживаниями ребенок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило. Не умеет он "таиться", как взрослый человек, 0- у малыша все на виду, все выражается непосредственно и непроизвольно. Используя на благо развития яркость чувств ребенка, родителям приходится вместе с тем остерегаться таких отрицательных эмоций, как страхи и капризы. Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми: остро чувствует ребенок и ласку и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом на обиду... Сказки, в которые он вживается как в реально происходящее: герои, попавшие в беду, воспринимаются малышом, будто близкие и знакомые, и сочувствие им заставляет его порой "вмешиваться" в то, что он видит. Например, на новогодних елках дети всегда поддерживают деда мороза и добрые силы. И если на сцене происходит несправедливость, дети очень живо реагируют, вскакивая со своих мест, и криками помогая разобраться в сказочной ситуации.
На протяжении раннего и дошкольного детства происходит "воспитание чувств" - и они со временем становятся более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными. Но любой, наблюдавший дошкольников, согласится, что, тем не менее, именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный психологический факт.
И еще одна примета ребенка от рождения до семи лет - он познает мир, прежде всего в образах, наглядно. Образы эти чрезвычайно яркие. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно примелькались, стали для нас привычными, на малышей производят неожиданное и неизгладимое впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо "плотнее", чем наше. Узнавая от взрослых что-то неизвестное для себя, малыш пытается опираться на те образы, которые у него уже сложились. Отвлеченные словесные рассуждения ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает вовсе. Не если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко. В играх дошкольников предметы претерпевают удивительные превращения; и сам малыш, как по мановению волшебной палочки, превращается в капитана, космонавта, доктора...
Непосредственность поведения, живая игра чувств, яркость образов - составляют ли они силу или, напротив, слабость дошкольника? Любой однозначный ответ на этот вопрос (даже подкрепленный вескими аргументами) привел бы нас к неправильным выводам.
Допустим, что в этих психологических чертах сила малыша. Эти психологические черты наилучшим образом "обслуживают" его жизнь, помогая ему решать именно его, детские задачи, соответствуют его опыту и возможностям. Да, это так. Но тогда зачем мы стремимся к замене этих черт поведения малыша другими? Зачем воспитываем умение управлять своим поведением и чувствами? Зачем пытаемся научить его более глубоко и правильно понимать окружающую действительность? Не лучше ли позволить золотому детству быть золотым детством - придет еще школьная пора в жизни ребенка... Следствие в таком случае будет одно - мы задержим развитие малыша, потому что будем оставаться рабами уже сложившихся черт его психики, вместо того чтобы вызвать к жизни новые.
Если в этих психологических чертах слабость ребенка, он должен преодолеть их с нашей помощью. Всем ведь понятно, что управляемое поведение лучше, чем неуправляемое. Логическое мышление стоит ступенькой выше образного, потому что способно решать задачи, руководствуясь не видимостью, а сутью дела. И это так. Тогда почему же не бросить все силы на то, чтобы как можно раньше "организовать" поведение ребенка, чтобы всячески поощрять его к управлению своими чувствами, чтобы побыстрее перевести его на "логические рельсы"? Но в таком случае, можно поручиться, мы вырастим к семи годам "маленьких старичков".
Истина не в крайностях. Она в "золотой середине". Она в понимании того, что названные психические черты действительно преодолеваются в последующем развитии, они не просто "отменяются", а входят тем или иным образом и во взрослую жизнь. Рассудительность в жизни совершенно необходима: "семь раз отмерь - один отрежь". Но разве не бывает моментов, когда надо действовать немедленно, по прямому побуждению? И разве нельзя увидеть в чрезмерно рассудительных людях, неспособных на такую "естественную реакцию", вчерашних малышей, импульсивность поведения которых неумеренно подавлялась? С другой стороны, в человеке, который не в силах погасить свой взрыв из-за пустяка, или в человеке, хватающемся то за одно, то за другое, не просматривается ли тот» еще несмышленый" ребенок, которому в надежде продлить золотое детство не прививали элементарной самоорганизованности?
Сложен мир наших чувств. И все-таки сложностью ли их можно объяснить поведение людей, бросающихся, скажем, в своем отношении к друзьям из одной крайности в другую? Не проще ли предположить, что еще тогда, когда они были малышами, родители не предприняли ничего, чтобы внести хоть толику разума в их эмоции? И быть может, не богатство чувств, а отсутствие всякой культуры сдержанности, столь ценной в цивилизованном человеке, сквозит в поведении нашего друга, готового исповедоваться всякому по любому поводу? И - опять-таки - с другой стороны: как несладко нам с людьми, неспособными на душевный порыв, с людьми, которых мы называем черствыми. Но стали бы они такими, если бы еще в детстве настойчиво не гасили в них всякое проявление "излишней чувствительности"? И погасили...
Итак, способствовать развитию более сложных и совершенных черты поведения ребенка, но не пытаться преодолеть "детское" искусственно - вот задача родителей. Необходимо более внимательно относиться к особенностям возраста ребенка, черпать из них все хорошее, что они могут дать будущей личности.
Итак, от природных особенностей может зависеть путь формирования у ребенка тех или иных психических качеств и в известной мере - конечный результат. Для одних качеств (например, для темперамента) эта зависимость более значительна, для других (например, для черт характера, способностей) - менее, для третьих (интересов, знаний) - вовсе несущественна.