Если не очень задумываться, можно принять за самоочевидный факт, что восприятие малыша к концу первого года жизни достаточно развито - ведь он узнает близких людей, сторонится незнакомых, неплохо ориентируется в окружающей обстановке, совершает разнообразные манипуляции с предметами, различает некоторые их свойства.
Все это так. Но более внимательный подход обнаруживает, что восприятие ребенка крайне несовершенно. Ведь узнавание - людей или предметов - может быть разным. Способен ли малыш в начале раннего детства последовательно, систематически осмотреть, обследовать предмет, выделить в нем разные свойства и признаки?
Последите за своим ребенком. Как правило, глядя на предмет, он выхватывает какое-то одно свойства, какой-то один признак, который бросается в глаза, и по нему опознает его. Скорее всего это какая-то часть предмета (именно та, с которой малыш имеет дело в то время, как действует с этим предметом). Так, усвоив слово "пти" (птичка), ребенок называет так все предметы, у которых есть выступ, похожий на клюв. Поэтому "птичкой" для него будет и другой предмет, по очертанию похожий на птицу.
Вы, конечно, замечали, что ребенок узнает на фотографиях близких людей, а на рисунках (в том числе и контурных) - знакомых ему животных. Но не принимайте это за доказательство того, что малыш уже понимает, что такое рисунок или фотография, не думайте, что он по малейшему намеку (например, по силуэтному изображению морды лошади или собаки) способен узнавать окружающие предметы. Дело обстоит совсем иначе: ребенок вовсе не воспринимает рисунки или фотографии как изображения людей, или животных, или предметов. Для него это вполне самостоятельные вещи. И если он называет одинаковые предмет и изображение, если он воспринимает их как одно и то же, так это потому, что он и в предмете, и в его изображении выделяет одну какую-то деталь, которая его привлекла. Все остальное для него неважно, как бы не существует, отбрасывается.
Вы можете обнаружить на втором году жизни ребенка и такое примечательное явление: для него часто безразлично пространственное положение воспринимаемого предмета или его изображения. Он может рассматривать картинки в книжке вверх ногами - это ли не доказательство того, что важны для него лишь отдельные признаки, а вовсе не целое!
На какие свойства предметов были направлены зрительные действия, которые возникли в то время, когда малыш начинал хватать предметы и манипулировать ими? Очевидно, в первую очередь на форму и величину. Цвет предмета никакого значения иметь просто не мог. Поэтому в начале раннего детства малыш совершенно одинаково узнает предметы окрашенные и неокрашенные, его нисколько не смущают изображения предметов, имеющих совершенно неестественные цвета. Не противоречит ли это очевидным данным, говорящим, что уже малыш довольно хорошо различает цвета? Нет, не противоречит - цвета он различает, но признаками предметов они для него еще не стали и при восприятии, направляющем действие, они просто не учитываются.
Поэтому в раннем детстве воспитание ребенка решает среди других задач и такую - сделать его восприятие более полным, всесторонним.
Только такое восприятие сможет надлежащим образом обслужить складывающиеся в раннем детстве действия - соотносящиеся и орудийные. Но и само овладение этими действиями, если оно построено педагогически правильно, помогает развитию восприятия.
Вспомните, что мы говорили о действиях, с помощью которых ребенок подбирает и соединяет предметы (или их части) в соответствии с величиной, формой, цветом. Если вы не довольствуетесь тем, что ребенок подражает вам, запоминая порядок разборки и сборки, скажем, пирамидки, и побуждаете его к тому, чтобы он подбирал и соединял части в нужном порядке сам, то первоначально он сможет выполнять это задание только с помощью внешних ориентировочных действий. Вот ребенок прикладывает верхнюю половину матрешки к нижней, обнаруживает, что она не подходит, берет другую, потом еще, пока не найдет нужную. Вот он перебирает колечки пирамидки, прикладывает их одно к другому, выбирает наконец самое большое - то, краешек которого выглядывает из-под других. Он нанизывает его на стерженек, затем выбирает таким же способом самое большое из оставшихся. Подбирая два кубика, он прикладывает их вплотную друг к другу: сливаются ли они по цвету?
Не нужно думать, что внешними ориентировочными действиями ребенок овладеет сразу и при любых условиях; нет, очень многое зависит от того, какие предметы попадают ему в руки и в какой мере ощущает он помощь взрослых.
Многие игрушки, которые предназначены для малышей этого возраста, сделаны так, что само их устройство побуждает ребенка примеривать части друг к другу - иначе вообще ничего получиться не может. Игрушки такого рода как бы сами учат малыша, за что и называются самообучающими. Это матрешки, кубы с вырезами определенной формы, куда надо опускать подходящие фигурки, домики, в которые надо вставлять двери и окна... Бывает, малыш сначала пытается добиваться результата силой (хочет вколотить, втиснуть неподходящие части), но с помощью взрослых быстро переходит к примериванию.
Но другие игрушки определяют действия малыша в меньшей степени, поэтому и участие взрослых должно быть большим. Например, пирамидку можно собрать в любом порядке, не считаясь с величиной колец. Если взрослый не научит примериванию, малыш вообще не овладеет действиями с пирамидкой.
А вот действия другого типа - орудийные. При выполнении их также складываются внешние ориентировочные действия: малыш пытается достать палкой игрушку, лежащую в отдалении; это не получается, потому что палка коротка; тогда он берет более длинную.
Постепенно вырабатываются образцы, мерки свойств. Величина одного кольца пирамидки становится меркой для других колец, длина палки - меркой для расстояния, форма отверстий в коробке - меркой для тех фигурок, которые опускает в нее ребенок.
Теперь появляется возможность чисто зрительной ориентировки - внешние действия "переходят внутрь". Малыш подбирает нужные предметы и их части на глаз - предварительное примеривание не нужно.
На втором году жизни во время игр-занятий полезно знакомить детей с формой предметов. Вы предлагаете малышу образцы - круг, квадрат, овал, а он подбирает по этому образцу (накладывая на него) плоские фигуры.
Различению размеров малыши учатся, строя башенки из кубиков различной величины,в играх с пирамидками (сначала дается пирамидка из 2-3 резко контрастных колец, а после полутора лет - из 5 менее контрастных). Вообще полезны всякие игры, в которых приходится иметь дело с одинаковыми по форме, но различными по величине предметами.
Для того, чтобы научить ребенка ориентироваться в цвете предметов, полезно предлагать ему выбрать из двух разных по цвету предметов тот, который соответствует образцу. Более сложна для малыша задача вставить втулочки в нужное цветовое поле столика, окрашенного в два цвета. В этих и других играх сначала надо брать два резко различающихся цвета (например, красный и зеленый, желтый и черный), а впоследствии - боле близкие (желтый и оранжевый, фиолетовый и черный). На втором году не стоит требовать от ребенка, что-бы он запоминал названия цветов (хотя сами взрослые их называют). Пока буде достаточно, если он овладеет словами: цвет, такой же, другой.
На третьем году жизни зрительный выбор по образцу (идет ли речь о форме, величине или цвете предмета) производится малышом достаточно точно. Вместе с тем, ели предложить ему для выбора не два, а много разных предметов, то вы увидите, что он окажется в затруднении. То же произойдет, если предметы будут состоять из многих частей, если их окраска будет включать несколько чередующихся цветов.
Когда ребенок выполняет какое-то доступное, хорошо освоенное действие, то форму, величину предметов, их цвет, расположение в пространстве он определяет хорошо. Но в других случаях восприятие оказывается неточным, расплывчатым. Некоторых родителей смущают такие случаи: казалось бы, малыш правильно опознает даже близкие цвета (например, красный и розовый) - это видно по тому, что он легко выполняет задание на выбор по образцу, но вот его просят "сделать так же", ставя у него на глазах красный кубик на синий, - и, несмотря на то что различие цветов гораздо больше, малыш ставит синий на красный. Удивляться этому не следует: задача расположить кубики в зависимости от цвета - действие для него пока незнакомое, действия взрослого он "понимает" просто как накладывание одного кубика на другой (любого на любой), поэтому учитывать цвет кубиков ем незачем.
Точно так же, начиная рисовать, малыш вовсе не замечает, каков цвет изображаемых им предметов. Он пользуется карандашами, цвет которых ему просто больше по душе.
Когда ребенок только вступал в пору раннего детства, он мог взять для сравнения в качестве образца любой предмет, сегодня - один, завтра - другой. Позднее, на третьем году жизни, некоторые предметы, хорошо знакомые, становятся постоянными образцами, причем совсем не обязательно уже, чтобы эти постоянные образцы находились перед глазами малыша, - это могут быть представления о них, закрепившиеся в памяти. Определяя предметы треугольной формы, он скажет: "как домик", "как крыша". Про круглые предметы мы можем услышать: "как мячик". Обо всем красном он может сказать : "как вишенка", о зеленом - "как травка".
Как накапливаются представления о предметах и их свойствах? Только в действиях с этими предметами. Наивно думать, что, если малыш просто видит разнообразные по форме, величине, цвету игрушки, этого уже достаточно, чтобы у него сложились четкие представления о них. Такие представления возникнут только в том случае, если ребенок не раз действовал с этими предметами, если ему приходилось при этом воспринимать их зрительно.
Для того чтобы обогатить ребенка представлениями о свойствах предметов, необходимо, чтобы он действовал с ними, знакомился с основными разновидностями этих свойств.
Неверно ограничивать ребенка, как это иногда делают, знакомством с 2-3 формами и 3-4 цветами. Ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).
Заметим, что отсутствие в речи малыша слов, обозначающих те или иные свойства предметов, не должно настораживать родителей. Это вовсе не свидетельствует о том, что умственный багаж малыша в этом отношении не велик. Просто существуют психологические причины, по которым дети названия свойств начинают употреблять позже. чем названия предметов и действий. Посудите сами: гораздо легче назвать предмет, "поведение" которого (независимо от его внешних свойств) всегда более или менее одинаково. Лопатка для малыша всегда лопатка (ею можно копать песок), будь она красной или зеленой, с длинной ручкой или короткой, плоской или слегка закругленной. А вот как прийти к слову - красный? Для этого надо научиться объединять многие предметы по признаку, который в большинстве случаев не имеет ровно никакого значения для того, как используются эти предметы в игре, в занятиях, в быту. Возникает противоречие, которое малышу преодолеть пока трудно.
Общаясь с ребенком, взрослые постоянно употребляют слова, которые обозначают свойства предметов. Но нет необходимости добиваться их запоминания и правильного употребления в раннем детстве. Позже, на 4-5 году жизни, для этого сложатся более благоприятные условия.
Родителям не следует забывать, что не только специальные игры и занятия с малышом способствуют развитию его восприятия. Самые прозаические занятия - еда, одевание, умывание - несут ему массу сведений. Взрослый может научить увидеть и сравнить, какой большой ботинок у папы и какой маленький у сына. Он поможет найти общее: у мамы синее платье и у сестры...
Когда вы ходите с ребенком на прогулку, старайтесь обращать его внимание на то, что происходит в природе, на свойства снега и дождя, песка и травы.
Мы говорили главным образом о зрительный представлениях ребенка. Но разумеется, наряду со зрительным восприятием развивается в раннем детстве и слуховое. Закон здесь действует тот же: свойства звуков малыш начинает выделять в той мере, в какой это необходимо ему для действия с ними. Прежде всего для речи. Поэтому на втором и третьем году жизни особенно интенсивно развивается восприятие звуков речи. Прежде слова воспринимались ребенком как что-то слитное. Он отличал одно слово от другого прежде всего по ритму, по интонации. Теперь он начинает открывать звуковой состав слова, выделяет в нем сначала гласные, а затем согласные и к концу второго года жизни воспринимает, как правило, все звуки родного языка. (Конечно, необходимые уточнения произойдут и в последующие годы.)
А вот восприятие соотношения звуков по высоте развивается значительно медленнее. Видимо, это происходит потому, что в обычных ситуациях ребенку нет нужды в различении звуков, неодинаковых по высоте, это не играет особой роли ни в его общении со взрослыми, ни в играх.
Но если вы включите восприятие высоты звука в какое-либо задание, которое привлекательно для малыша, если вы покажете, что разные по высоте звуки как-то связны с предметами, хорошо ему знакомыми, то вы добьетесь значительного продвижения вашего ребенка и в этом отношении. Например, дети третьего года жизни легко обучаются воспринимать даже небольшие различения в высоте звуков, если оказывается, что более высокий принадлежит маленькому игрушечному животному, скажем зайчику (это его "голосок"), а более низкий - большому, например медведю.
Когда вы поете малышу песенки, случаете вместе с ним музыку, танцуете с ним, вы не просто развлекаете его, вызываете радостные эмоции - вы еще и развиваете его слух!