Любопытство, любознательность, стремление действовать с разнообразным кругом игрушек и предметов, желание узнать, что это такое, - все это должно замечаться, поощряться взрослыми. Нет специального времени для умственного развития малыша - оно происходит во всем: в играх и занятиях со взрослым, в подвижных играх и на прогулках... Мало просто "занять" малыша - вся его жизнь должна быть организована взрослыми так, чтобы живой интерес к миру не угасал.
Вот игрушки. Дело не в том, чтобы их было много. Важно, чтобы они были разнообразными: и для игр, в которых малыш изображает действия взрослых (куклы, наборы полуды и мебели, звери и птицы); и для подвижных игр (мячи, обручи, машинки); и для сборки и разборки (матрешки, пирамидки, шары); и материалы для построек; и простейшие орудия - лопаточки, совочки, ведерки...
Важно также, чтобы интерес ребенка к игрушке не угасал, чтобы он старался подольше "исследовать" ее, обнаруживать в ней все новые достоинства. Этому, несомненно, препятствует то, что ему на глаза одновременно попадает слишком много игрушек. Немного поиграл с одной, внимание привлекла другая. В результате получается, что, не исчерпав своих возможностей, игрушки приедаются малышу. Потому часть игрушек убирайте, меняйте их время от времени.
Длительной, внимательной игре способствует само обращение с игрушками. Если они свалены как попало, если в ящике вперемешку с новыми игрушками лежат сломанные старые и части разборных игрушек, то такой беспорядок никак не побуждает малыша проявлять интерес к ним. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы в игрушечном хозяйстве ребенка был порядок. Разумеется, игрушки имею свойство ломаться, и с этим ничего не поделаешь. Все разборные игрушки в конце игры должны быть собранными. На первых порах вам, возможно, придется иногда и самим заниматься этим, если малышу пора уже спать или есть; но со временем доля вашего участия должна уменьшаться, а за порядком в своем уголке должен следить сам ребенок.
Далее, пусть игрушки (те, которые вы считаете нужным давать сейчас ребенку для игры) будут на виду. Само их расположение в детском уголке будет продумано вами так, чтобы оно как бы подсказывало малышу игру. Собранную пирамидку вы поставите на низенький столик, игрушечного мишку усадите в машину (ребенок сможет возить его), куклу усадите за столик (малыш ее покормит), строительный материал, аккуратно сложенный в коробку, будет стоять на полу...
Интерес малыша к самостоятельной игре становится все более заметным, но, как уже говорилось выше, это не основание для того, чтобы пускать игру на самотек.
Играть целый день в одиночестве ребенок просто не может. Он как бы выдыхается. Вы вдруг обнаруживаете, что он повторяет одни и те же действия, явно скучает, использует игрушки не по назначению, берется то за одно, то за другое. Поэтому надо взять себе за правило - несколько раз в день включаться в игру малыша. Своевременная подсказка, даже простое внимание к игре побуждает ребенка к новым действиям, что и требуется для более успешного умственного развития.
Уже на втором году жизни нужны малышу книжки и картинки. Конечно, пока он не научится бережно с ними обращаться в руки ему давать их не следует. Но, используя его интерес к "чтению", можно довольно быстро добиться того, что малыш сможет брать в руки книжки без особого вреда для них. Мать полуторагодовалого мальчика рассказывает: "В первый раз показала сыну картинки, думала, не поймет, будет рвать книжку. Увидев картинки, весь просиял, засмеялся радостно. если задерживалась на какой-то странице, сердился, переворачивал сам страницы, отделяя страницу указательным и большим пальцами. Я повесила три картинки над его кроваткой. Теперь, как только он просыпается, поворачивается к картинкам и говорит: "Ка!" (картинка).
Любят малыши наблюдать за тем, что делают взрослые. Они пытаются даже помогать маме в ее хлопотах по дому. Понятно, сначала пользы вам от такой помощи мало, напротив, лишняя забота появляется. Но и здесь любознательность ребенка, его желание включиться в ваши дела надо всячески поощрять. Пусть кладет на место вымытые вами ложки, ставит на стол чашки и т.п. Постепенно возможности малыша обогащаются, а вместе с тем расширяется и круг дел, к которым его можно привлечь. Это весьма полезно для его умственного развития.
Ни в коем случае не отгоняйте от себя ребенка, даже если он вам и в самом деле мешает. "Не мешай", "Нельзя, ты разобьешь", "Не надо, ты вся испачкаешься, испортишь платье", "Ты больше побьешь, чем вымоешь...", "Ты долго будешь делать, а мне некогда" - такие одергивания гасят интерес и любознательность ребенка. Наоборот, нужно найти доступную для него форму участия в вашей работе: "Отнеси, пожалуйста, кастрюльку в кухню", "Пойди принеси мне тряпочку - стол вытереть". Старайтесь при этом научить ребенка элементарным правилам работы (в том числе гигиеническим): "Поближе пододвинь табуретку к столу и встань на колени, так тебе удобнее будет", "Подними рукава, чтобы они тебе не мешали", "Пойди сначала вымой руки, нельзя готовить с грязными руками".
Если у малыша что-то не получается или получается плохо, не позволяйте себе пренебрежительно относиться к результатам его работы. Слепила дочка из куска теста пирожок, но неудачно. Ни в коем случае не выбрасывайте этот кусок и не запрещайте ей пробовать сделать еще один пирожок. Объясните, почему не получилось, как исправить, и исправьте - по возможности с ее участием.
Мы уже упоминали, что очень важны для умственного развития малыша прогулки. Действительно, он чрезвычайно много нового видит, выходя из дома. Животные, растения, природные явления, труд людей, машины... Есть на что посмотреть. Обращайте внимание малыша во время прогулки на то, что ему доступно, полезно, интересно. Иногда стоит специально повести ребенка туда, где он может увидеть что-то новое.
На третьем году жизни малыш задает массу вопросов, проявляя неуемную любознательность. Еще раз подчеркнем, что нельзя отмахиваться от этих вопросов, сколь "бессмысленными" или малозначащими они вам ни казались бы. Нельзя отвечать формально. "А как ты сделал?" - спрашивает ребенок. "Взял и сделал", - отвечает папа. "Почему?" - спрашивает малыш. "Потому!" - отвечают ему. Что, кроме разочарования, могут вызывать у детей подобные ответы? Согласитесь, и вы были бы раздосадованы, если бы ваше любопытство удовлетворялось таким вот образом.
Постарайтесь давать объяснения правильные, доступные пониманию ребенка. Во всяком случае проявляйте уважение к его расспросам. если вам непонятен смысл заданного малышом вопроса, постарайтесь встречными вопросами или каким-либо иным способом выяснить его для себя.
Помните, что ваши ответы развивают у малыша пытливость ума, вызывают в нем стремление узнать, разобраться, понять. Когда вы отвечаете ему, вы (помимо того, что объясняете то явление, которое его заинтересовало) воспитываете у него убеждение, что объяснять - это в самом деле важно. В дальнейшем ребенок начнет и сам искать причины и следствия. Это очень ценно для развития его мышления.
Интерес к окружающему у ребенка третьего года жизни очень велик. Порой его трудно оторвать от того, что всерьез заинтересовало его. Он расспрашивает об этом, а потом сам рассказывает домашним, что видел. Сколько вопросов рождает у него вид необычных машин - подъемного крана, снегоуборочной машины, бульдозера!
Умение наблюдать, сосредоточенно, внимательно слушать, рассматривать - это важные качества, о развитии которых надо думать уже сейчас, используя любой подходящий случай, чтобы способствовать их проявлению.
Напомним лишь еще раз, что внимание ребенка в раннем детстве (как и память его) еще не поддается сознательному управлению; оно непроизвольно; именно поэтому так важно, чтобы окружающее было интересно для малыша.