Наблюдая за развитием ребенка, не делайте поспешных выводов. Учитывайте, что внешние проявления не могут сразу открыть нам всей картины особенностей внутреннего мира малыша. Призовите на помощь всю свою проницательность и объективность.
"Какой он легкомысленный! Ничем не интересуется по-настоящему..." - склонны мы сетовать порой, глядя на легко загорающегося, но и легко отвлекающегося ребенка; он и минуты, кажется, не в состоянии усидеть на месте; постоянно вступает в легкие конфликты с другими детьми; игрушки у него в руках долго не живут... Но присмотримся повнимательнее, уловим особенности темперамента малыша, найдем возможность увидеть, как он решает задачи, которые перед ним возникают... И быть может, мы увидим, что наш "легкомысленный" малыш чрезвычайно сообразителен, что он все схватывает и усваивает буквально на лету. Надо лишь, учитывая избыток энергии, которой он обладает, более терпеливо приучать его к дисциплине - прежде всего внешней, тогда с ней придет и внутренняя дисциплина, дисциплина чувств и мыслей.
А вот полная противоположность - неуклюжий, медлительный, малообщительный малыш; он "тугодум" настолько, что вы недалеки от подозрения, не отстает ли он в умственном развитии. Не спешите! Вы же лучше других знаете, какой богатый запас слов у малыша, как интересно он может порой - когда разговорится - рассказать об увиденном или услышанном; вы не раз отмечали, что все поручения он выполняет тщательно и добросовестно... Так что, скорее всего, вы придете к выводу, что картина его развития как бы смазывается из-за впечатления, которое производят некоторые черты его темперамента.
Итак, не будем принимать на веру внешние формы поведения, постараемся смотреть глубже.
Желая "поправить" те или иные черты в поведении ребенка, не стремитесь "ломать" их. Вот тот же медлительный ребенок. Мы уже поняли, что интеллектуальное развитие его идет нормально, но все же медлительность его нас продолжает в некоторых случаях тревожить: малыш не поспевает за сверстниками, не укладывается в режим. Понятно, хотелось бы, чтобы он учился действовать побыстрее.
Простое поторапливание не даст ничего. "Понукание", а тем более угрозы наказать приведут лишь к обиде и протесту. Надо, чтобы малыш именно учился действовать быстрее - с вашей помощью.
Прежде всего важна опора на собственные интересы ребенка. Что больше привлекает вашего сына, вашу дочь? От этого и отталкивайтесь в своих усилиях: "Если ты успеешь одеться до того, как зазвонит будильник, я успею прочитать тебе новую сказку", "Сумеешь быстро убрать игрушки - останется время посмотреть мультфильм"...
Но мало возбудить желание делать все быстрее - надо вместе с тем учить ребенка выполнять свои повседневные дела наиболее рациональным способом.
Медленно и плохо одевается? Тщательно покажите "последовательность операций", пусть сначала ваш малыш одевается медленно, но правильно. Призвав на помощь часы, устройте соревнование с минутной стрелкой - сокращайте время на одевание по минуте в день, пока не дойдете до приемлемой нормы.
Не забывайте хвалить детей за быстроту. Пусть даже она пока относительна - важен сам факт продвижения вперед. И пусть об успехах малыша знает все в семье.
Скорее всего, вашему медлительному ребенку трудно быстро включаться в игры, в занятия. Поэтому бессмысленно просто сказать ему: "Стой!", "Рисуй!". Лучше дать спокойный и конкретный совет-указание: "Хочешь рисовать лес? А где у тебя будут расти елки?", "Ты начинаешь строить дом? Давай первый этаж сложим вместе".
Не только начать, но и прекратить занятие малышу трудно. Не стоит резко прерывать ребенка: "Сейчас же кончай игру и отправляйся обедать!". Дайте ему какое-то время для того, чтобы он мог переключиться: "Скоро будем обедать, понемногу заканчивай игру". А раздраженно торопить ребенка, устраивать ему нагоняй за то, что он не выполнил ваше распоряжение так быстро, как вам хотелось бы, совершенно недопустимо.
Вероятно, полезны будут медлительному малышу игры, в которых приходится соревноваться на скорость("Кто больше за минуту соберет спичек с пола?", "Кто быстрее уложит кубики в коробку?"). Надеемся, вы постараетесь, чтобы ребенок проигрывал не чаще, чем вы.
Таким образом, главная ваша линия: не стараться превратить медлительного ребенка в стремительного (и тем более не употреблять для этого совершенно бессмысленные "крутые меры"), а постараться ввести его медлительность в приемлемые рамки добрым словом, советом, игрой.