Обычно кризисом одного года считается переход от младенчества к периоду раннего детства. Любой кризис, и кризис одного года тому не исключение, связан со всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций. Такие реакции возникают когда ребенка не понимают или понимают, но не выполняют того, что от них хотят.
Так как ребенок в этом возрасте уже ходит или активно ползает, то доступных мест для него становится все больше и больше. Взрослым приходится закрывать розетки, ставить в недоступные для ребенка места электроприборы и бьющиеся предметы и т.д. Действия ребенка, его желания не всегда выполнимы, т.к. могут принести вред ему и окружающим. И слово - нельзя - которое ребенок уже слышал - приобретает в кризисный период особую актуальность.
Когда ребенок в очередной раз слышит нельзя или нет, его аффективные реакции могут приобрести значительную силу и проявиться в криках, рыданиях, падениях на пол и битье руками и ногами... Психологи считают, что появление сильных аффектов у ребенка связано с неким стилем воспитания в семье. Это или сильное давление со стороны родителей, которое не допускает никаких проявлений самостоятельности, или непоследовательность в поведении самих родителей, когда сегодня это можно, а завтра - нельзя, или при маме - можно, а при папе - нельзя.
Кризис может быть сглажен, если взрослые проявляют терпеливость и понимание в отношениях с ребенком, допускают проявления самостоятельности в определенных пределах. Все это поможет ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.
Главным приобретением данного периода можно считать автономную детскую речь. Она, конечно, отличается от взрослой речи по звуковой форме и по смыслу. Ребенок еще не вкладывает в слова тот смысл, который вкладывают в них взрослые, поскольку у детей еще не сложились наши "взрослые" понятия. Также особенностью автономной речи является своеобразие связей между словами. Слова не объединяются в предложения, а больше похожи на бессвязные восклицания.
Поскольку автономная детская речь не похожа по смыслу и по звучанию на взрослую, то она становится понятной только узкому кругу людей, которые постоянно находятся рядом с ребенком и понимают значения его слов. Общение с другими взрослыми посредством такой речи невозможно. Следовательно - автономная детская речь допускает общение, но совершенно в других формах и не в тех масштабах, которые будут доступны ребенку позднее.