История человека в течение девяти месяцев, предшествующих его рождению, вероятно, является более интересной и содержит события большей важности, чем все три по двадцать и десять лет в последующем.
Что мы видим, глядя на новорожденного младенца, что мы думаем о нем? Личность ли он уже? Что он думает, глядя на нас, своим пристальным взглядом?
До недавнего времени было много представлений о новорожденных, множество заблуждений и неверных выводов. В течение многих лет младенцы описывались как беспомощные, глупые и бесчувственные существа, и отношение к ним было соответствующее. Наука двадцатого столетия полагала, что крики младенцев - это "случайные" звуки, их улыбки - это ничего не значащие мышечные сокращения, а их выражения боли - просто рефлексы. Подобного рода информация делала родительство трудным, а наше отношение к младенцам - примитивным.
В последние годы (приблизительно последние 25 лет) ведутся интенсивные исследования новорожденных. Благодаря новым методам исследования было получено большое количество новой информации, из которой многие факты вызывали удивление. Причем информационные источники очень широки - от эмбриологии до психологии.
Значительное количество новых данных было опубликовано в специальных изданиях, написанных на профессиональном языке и хранившееся в основном в академических библиотеках. Соответственно небольшое количество родителей могло воспользоваться данными источниками.
Младенцы исследовались внутри матки и вне ее, были отсняты с помощью фото- и видеокамер, что позволило проводить анализ вплоть до миллисекунд, наблюдения за ними велись в течение многих часов. Истина состоит в том, что младенцы - не простые существа, а сложные изначально, с неожиданно мощным интеллектом.
Один из волнующих аспектов этих наблюдений - оценка способностей новорожденных на ранних возрастных этапах. Последовательность появления тех или иных способностей, определенных качеств многократно уже пересматривалась. И такие базовые положения психологии развития о том, что весь комплекс поведения должен формироваться постепенно, от простого к сложному, оказался устаревшим. Многие поведенческие реакции начинаются как сложные.
У новорожденных гораздо больший потенциал, чем мы думали. После рождения младенцу нужно всего несколько минут видеть лицо матери, чтобы он потом мог выбрать ее среди нескольких фотографий. Будучи совсем маленькими, они могут распознать пол других малышей, даже когда они одеты и их каким-либо образом перемещают. Порой даже взрослые этого сделать не могут. Младенцы очень любознательны и легко обучаемы.
Период жизни до рождения был очень хорошо описан. При помощи современных технологий, при помощи электронного микроскопа, волоконной оптики и других приборов - мы имеем многоплановую картину физического развития ребенка до рождения.
Неврологами было описано развитие центральной нервной системы. Так данные исследований показывают, что чувство вкуса начинает формироваться с четырнадцатой недели от момента зачатия, а слух - приблизительно с двадцатой. С восьмой недели беременности, при прикосновении к щеке младенца тонким волоском, обнаруживается осязательная чувствительность. По ходу беременности все органы чувств у младенца развиваются, и он может ощущать все запахи, как и взрослые.
Миф о том, что младенцы нечувствительны.
Есть еще среди медицинского персонала такие специалисты, которые утверждают, что младенцы не обладают чувствительностью - что они не будут чувствовать боли во время медицинских процедур, не будут переживать во время отсутствия матерей. Обезболивание во время медицинских процедур не считалось необходимым для малышей. Родильные дома, родильные комнаты, хирургические инструменты, режим родильного дома - были разработаны очень давно, в то время, когда не предполагалось, что младенцы обладают чувствительностью - и, следовательно, не учитывали их комфорта. При появлении на свет, новорожденного встречает прохладный воздух, яркий свет, твердая и плоская поверхность стола, слишком жесткое обращение со стороны медицинского персонала - все это расстраивает новорожденного. В результате всего происходящего новорожденный оказывается травмированным.
Недавно обнаруженная истина состоит в том, что новорожденные обладают всеми видами чувствительности, как и взрослые. Их крики - не рефлексивная реакция на какой-то раздражитель, их крики от боли подлинные. Оказалось, что младенцы не бесчувственные, это взрослые оказались бесчувственными.
Миф о том, что младенцы не могут думать.
До недавнего времени ученые сходились во мнении, что новорожденный весьма недалекого ума. Академические психологи используют заумные слова, которые полностью отрицают умственную деятельность у младенца. Предполагается, что дети не знают слова, на начальном этапе не обладают речью, соответственно не могут думать. Недавние исследования показали, что дети много размышляют и без помощи языка. Новорожденные тянутся и смотрят с любознательностью, жмурятся, хмурятся и кричат в знак протеста, гулят от удовлетворения или задыхаются от волнения. Младенцы также очень любят и внимательно слушают, когда их матери читают им истории, и отдают предпочтение тем историям, которые они уже слышали до своего рождения. Но если мама начнет читать книгу в обратную сторону, то младенец теряет интерес и перестает слушать. Это также является показателем хорошего мышления.
Добавим большее, исследования мозговых волн показали, что младенцы - большие мечтатели. Они мечтают намного больше взрослых. Тщательные наблюдения за движениями тела младенцев и выражением лица во время сна показывают, что они действуют и выглядят как мы с вами во сне. Так как же они могут мечтать, без того чтобы не думать?
Миф о том, что младенцы не нуждаются в матерях.
Этот миф оправдывает содержание младенцев в отдельных детских отделениях в родильных домах. Дети не находятся сразу после рождения с матерями - эта практика, которая вызвана необходимостью обеспечения здоровья младенцев. Но если взглянуть на эту ситуацию с другой стороны: от своей матери ребенок получает антитела для отражения инфекций, индивидуальное внимание, которое недоступно в детской. Если ребенок находится рядом с матерью, то многие физиологические процессы проходят по-другому. Близость матери помогает ребенку регулировать температуру его собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений. Для младенцев разделение с матерью является серьезным эмоциональным испытанием.
Внимательные к своим детям матери всегда знали то, что ученые только открывают или собираются открыть. Это то, что отношения матерей и детей сердечны, взаимны, даже волшебны. Крик младенца вызывает выделение молока у матери, единственного совершенного молока для детей на земле. Кормление грудью сразу же после рождения ребенка ускоряет изгнание плаценты и защищает мать от кровотечения. Добавим еще, что во взгляде младенца и его прикосновении присутствует жизненная сила, необходимая для включения чувств и навыков, обеспечивающих успешное материнство. Детям необходимо слышать голос матери, изучать циклы ее сна, узнавать запахи ее тела и выражения лица. Детям необходимо знать, что с их матерями все хорошо.
И если отбросить мифы, мы уже понимаем, что дети действуют как личности задолго до рождения. Они занимаются деятельностью для своего удобства, оказывают предпочтение определенным звукам, движениям, вкусам и реагируют на опасность в матке. После рождения они с самого начала участвуют во многих непростых действиях, которые требуют координации зрения, слуха; регулируют свой отдых и время бодрствования. Также они вовлекают нас в диалог, устанавливают близкие отношения, пользуясь своими коммуникативными навыками. И без нашего согласия начинают обучать нас роли родителей.
Эмоции, которые отражаются на лицах детей - это язык всех возрастов. Наблюдайте за вашим ребенком, за его выражениями счастья, удивления и печали, страха, гнева, интереса. Не пропустите одного из самых интересных детских возрастов!