По поведению маленького ребенка, трудно судить, в чем именно он нуждается, что его тревожит в данный момент. О самых разных потребностях младенец сообщает одинаково - чаще всего плачем.
Младенец перестает сосать грудь и кричит. Мы были бы не правы, заключив, что он не хочет есть, напротив, есть он хочет, но молоко плохо поступает. (Или у него болят ушки?)
Малыш не может уснуть, ворочается, плачет. Может создаться ложное впечатление, что ребенок не хочет спать. Но может быть он слишком долго бодрствовал и перевозбудился?
Чаще всего плач младенца расценивается взрослыми как признак того, что он хочет есть. Но так бывает далеко не всегда.
Младенец быстро утомляется. Именно поэтому он нуждается в чередовании непродолжительных отрезков бодрствования с периодами сна, в течение которых работоспособность нервных клеток восстанавливалась бы. Нуждается младенец и в более частых кормлениях, чем ребенок постарше, - ведь его органы пищеварения приспособлены к приему и усвоению лишь небольших объемов пищи. С учетом физиологических потребностей детей в необходимой продолжительности сна и бодрствования, в количестве кормлений, величине интервалов между ними и разработаны режимы дня для детей различных возрастных групп. В них предусмотрена также наилучшая последовательность в чередовании сна, бодрствования, кормления.
Единственный способ удовлетворить истинные потребности ребенка - приучить его к режиму дня. Если ребенок спит, ест, бодрствует в определенные часы, у него образуются условные рефлексы на время, с помощью которых организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности.
Так, например, если ребенок принимает пищу всегда в одни и те же часы, то к привычному времени кормления усиливается отделение пищеварительных соков, поэтому малыш ест с аппетитом, лучше усваивает то, что съел. Сон также наступает быстрее, если ребенка укладывают в определенный час. Вообще режим вносит упорядоченность в жизнь ребенка и тем создает, особенно у самых маленьких, ощущение благополучия - все идет как надо.
Как строится режим? Конечно, режим не может оставаться неизменным - развитие ребенка на первом году идет бурно, поэтому режим приходится неоднократно изменять - примерно с начала каждой новой четверти года.
Естественно, начало дня будет определяться привычным укладом жизни вашей семьи. Кроме того, вы примете во внимание индивидуальные особенности ребенка. Малышам, которые быстро устают, физически ослабленным детям иногда полезно несколько удлинить сон, позднее переводить их на новый возрастной режим.
Если ребенок утомился, зевает, приходится немного отступить от режима, уложить его раньше. Малыша можно покормить минут на 15 раньше установленного времени, если он проснулся и плачет.
Если ребенок не приучен к режиму дня?
Нет такого ребенка, который не мог бы привыкнуть к режиму дня, если составлен этот режим с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша. Зато встречается немало мнимо сердобольных взрослых, которые кормят и укладывают детей спать хаотически, предполагая, что они считаются с "желаниями" малыша. Допустим даже, что им удается правильно истолковать - что весьма сомнительно! - потребности маленького ребенка. Но ведь и сами эти потребности нуждаются в упорядочении! Нередко ребенок бывает не приучен к режиму не вследствие такой вот "принципиальной позиции", а потому, что взрослые своевременно не располагали нужными сведениями или уже имели место какие-то чрезвычайные обстоятельства.
Но так или иначе отчетливо обнаруживающиеся неудобства, недостатки в поведении малыша вынуждают всех рано или поздно приниматься за упорядочение жизни малыша. Скажем прямо: это сложнее. Но разумеется, это возможно - если взрослые проявят последовательность и некоторую выдержку. Это, безусловно, не значит, что надо хладнокровно взирать на плачущего малыша. Есть ведь способы успокоить его, не нарушая того распорядка дня, к которому вы взялись приучать его: можно дать попоить, развлечь игрушками, положить на другое место...
Для того, чтобы режим дня выполнялся легко, важно не только чтобы он был правилен сам по себе. Особых трудностей не возникает, если и сон, и кормление, и бодрствование проходят в благоприятных условиях. Создать такие условия - это ваша важная задача.