Теперь нам проще ответить на этот вопрос, потому что мы знакомы с некоторыми особенностями новорожденного.
Вы уже воспитываете его, если он ощущает вашу заботу и вашу любовь. Речь идет, разумеется, не просто об элементарном уходе. Малыш должен чувствовать, что вы приходите ему на помощь всякий раз, когда он испытывает неудобство, неприятные ощущения.
Он плачет, когда ему хочется пить, - и вы утоляете его жажду.
Он проголодался - и вы накормите его.
Он беспокоен, потому что очень шумно, - и вы устраняете причину его беспокойства.
Ему мешает свет - и вы устроите в комнате полумрак.
Слишком жарко станет или слишком холодно в помещении - и плач малыша побудит вас что-то предпринять. Новорожденного часто беспокоят боли в животе - и вы успокоите их несколькими ложечками укропной воды. Вы поправите свою ошибку, как только поймете, что он кричит потому, что ему жарко или холодно.
Разумеется, для этого вам придется разобраться в причине плача; ваша забота должна помочь малышу, ваша любовь к нему должна вылиться во что-то реальное.
Нет ничего предосудительного в том, что вы будете иногда брать ребенка на руки, чтобы успокоить его.
Напротив, можно рекомендовать это делать, но с одним условием - это не должно заменять собой выяснение причин беспокойства, если эти причины не выяснены и не устранены, ребенок может и не успокоиться у вас на руках; но, даже успокоившись, начнет плакать снова, как только останется один.
Вообще, если иметь в виду задачу создания у малыша чувства уверенности в том, что он защищен, что о нем заботятся, что его любят, совет брать ребенка на руки почаще не покажется странным. Но лучше это делать, когда ребенок спокоен. Если всякий раз, как только малыш заплачет, его берут на руки, у него образуется привычка все время проводить на руках у взрослых.
Беря ребенка на руки, вы учтете, что он не в состоянии сам поддерживать головку - она должна покоиться у вас не плече; спинка и плечевой пояс малыша находят опору в вашей руке, одновременно ею вы слегка прижимаете ребенка к себе; другой рукой поддерживаете его. Так малышу будет удобно, а значит, ваше общение с ним в эту минуту будет для него особенно приятным.
И конечно, вы не будете давать своему малышу "выкричаться". Есть много способов успокоить его: дать попить, повернуть на бочок, погладить. Действительно, дети, на крик которых совсем не обращают внимания, со временем начинают кричать меньше, - видимо, они как-то по-своему понимают, что крик ни к чему не приводит, только устаешь. Но трудно представить себе родителей, у которых хватило бы сил неуклонно следовать подобной тактике. Чаще всего бывает так - то откликаются близкие на крик малыша, то, не видя причин, по которым ему стоило бы плакать, и решив, что он "капризничает", стараются выдержать характер. В такой семье малыш кричит ничуть не реже, чем в той, где взяли за правило реагировать на всякое беспокойство ребенка. При этом родители в такой "отзывчивой" семье меньше рискуют упустить какую-либо серьезную причину беспокойства ребенка, а кроме того, в данном случае становится более глубоким чувство привязанности, возникающее между родителями и ребенком.
Общению малыша со взрослым предшествует общение взрослого с малышом, и выражается оно в разнообразных формах. Взрослый кормит, взрослый баюкает, взрослый улыбается. Это и закладывает предпосылки положительного эмоционального отношения к тем, кто несет освобождение от неприятностей и кто удовлетворяет потребность в комфорте.
Первые недели, - пожалуй, еще не время для того, чтобы развивать психические качества ребенка специальными средствами и приемами. При достаточно частом общении родителей с малышом впечатлений тому хватает; точка зрения, с которой ребенок взирает на мир, не остается неизменной, если позу малыша меняют, если берут его на руки и т.п.
Но повторюсь, пора специальных забот о развитии восприятия, мышления, памяти, внимания ребенка еще впереди. Пока что вы удовлетворяете его интерес к внешнему миру "естественными средствами".