Если единственной причиной нервного срыва на рабочем месте будет шум в офисе, не ждите, что вам отведут отдельное помещение. Лучше купите беруши. Работодатели готовы помочь предупредить стресс, но только теоретически.
Министерство здравоохранения Великобритании, ежегодно подсчитывающее ущерб государства от стресса работников, обнаружило, что в 2003 г. размер годового убытка составил 370 млн фунтов - столько ушло на оплату больничных сотрудникам, испытавшим стресс.
В России таких подсчетов никто не делает. Да и сами компании в большинстве своем по-прежнему не обращают внимания на стрессы сотрудников, говорит консультант "ЭКОПСИ Консалтинг" Инна Чугунова. "Считается, что проблемы сотрудников не касаются топ-менеджеров и акционеров, но это не так: стресс сильно снижает мотивацию, работоспособность, общую производительность", - говорит она. Шанс, что российский работодатель обратит внимание на проблемы сотрудников есть только в том случае, когда стресс начинается у большинства персонала. А так это личная проблема, решать которую надо самому. Но, как замечают специалисты, сами сотрудники относятся к собственному состоянию не менее безответственно, чем работодатели. "Стресс как причина обращения к врачам - очень распространенная проблема, - рассказывает профессор клинической психологии и нейротерапии РАЕН Евгений Шапошников. - Однако обращаются люди чаще всего в самых запущенных состояниях".
Главная проблема современных служащих в том, что люди чаще всего не осознают, что стали жертвами стресса. Такое отношение к себе может привести к большим проблемам, название которым - синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания. Понять, что стресс - это ваша проблема, можно, обратив внимание на свое состояние: нарушения сна (бессонница, поверхностный сон, навязчивые мысли о работе перед засыпанием), пониженный аппетит, раздражительность и вспыльчивость.
Сотрудники Центра психологии служащих Университета Кардифф (Уэльс) даже нарисовали портрет человека, испытывающего стресс во время работы. Картина вышла впечатляющая: неряшливый, унылый, на лице следы бессонницы и похмелья. Такой работник часто опаздывает на работу, капризен, раздражителен, не способен сконцентрировать внимание и логически мыслить, а решения принимает необдуманно и безответственно; страдает нарушениями пищеварения, повышенным давлением и сексуальными трудностями.
Традиционно считалось, что более подвержены стрессу люди, чья работа связана с высокой ответственностью. Поэтому в списке наиболее стрессовых профессий верхние строчки занимали авиадиспетчеры и кардиохирурги. Но в середине 1990-х гг. психологи выявили другую тенденцию: на первые места вышли специалисты, постоянно контактирующие с людьми, - учителя, медсестры, страховые агенты. Это привело к пересмотру причин, которые способствуют возникновению стресса на рабочем месте.
Работа с собственными проблемами, по мнению психологов, начинается с выявления причин стресса. В недавнем исследовании сотрудники Института стресса Евросоюза выявили восемь причин стресса: перегрузки и сверхурочная работа, низкий социальный статус, однообразие и утомительные процедуры, неопределенность в работе и карьере, профессиональная ответственность, беспомощность и коммуникативное одиночество. "Чтобы выявить собственную причину, каждый человек должен начать задавать себе вопросы: удовлетворен ли работой, ради чего я работаю и почему работаю именно в этой компании? - считает Инна Чугунова. - Эта цепочка вопросов приближает человека к первопричине".
Многие из перечисленных выше проблем может решить начальник на работе. Но специалисты настаивают, что сотрудник сам должен быть инициатором изменений. Директор дивизиона оптовых продаж компании "Комус" Кирилл Борисов говорит, что стресс чуть не заставил его расстаться с компанией. В начале этого года в "Комусе" прошла реструктуризация, и Кирилл Борисов с должности директора товарного оптового подразделения перешел на пост директора оптового дивизиона, в который вошли все отделы компании, занимающиеся оптом. Нагрузка возросла на вдвое. "Раньше стиль моей работы предполагал, что все более-менее существенные вопросы - от закупок до сбыта - я решаю или контролирую их исполнение лично. В новой структуре мне стало ясно, что еще месяц - и я просто "сгорю на работе". Кирилл Борисов пришел к начальнику с заявлением об уходе. Это стало толчком для того, чтобы решить проблему. Вместе они нашли выход. "Пришлось перераспределять полномочия, я оставил за собой только стратегические вопросы управления и развития бизнеса, работу с наиболее важными поставщиками. Все остальное я передал своим заместителям и старшему менеджменту", - рассказывает Кирилл Борисов.
Менеджер одной из российских пивоваренных компаний Евгений Кудинов главной своей победой считает то, что перестал работать дома. "Репутация самого ответственного человека в отделе долго портила мне жизнь, - рассказывает менеджер. - Вместо того чтобы во внерабочее время отдыхать, как остальные, "безответственные" сотрудники, я часто брал домой неоконченную работу. Все изменилось, когда дома сломался компьютер". Евгений Кудинов рассказывает, что сначала это показалось катастрофой, но, когда он после "вынужденного бездействия" в выходные пришел на работу, ему стало ясно, что два дня полноценного отдыха лучше, чем напряженная работа без перерыва, - сделать удается больше, но при этом нервов тратится меньше.
Психологи поддерживают это мнение и дают главный совет: будьте внимательны к себе.
- Отмечайте, что вызывает дискомфорт и быструю усталость, а что помогает восстановиться.
- Не перегружайте себя работой и избегайте ненужной конкуренции с коллегами.
- Не бойтесь быть немного циником - если коллега слезно просит сделать за него работу, подумайте - может быть, он все же справится сам?
- Соблюдайте психогигиенические условия труда: систематические физические нагрузки, акцент на вегетарианской пище, контрастный душ утром.
- Определяйте краткосрочные цели - на день, два, неделю - стремитесь к ним и наслаждайтесь победой.
- Больше посвящайте времени себе. Вы имеете право и на частную жизнь!
- Воспринимайте внешние стрессогенные факторы, на которые вы не можете повлиять, как погоду. На дождь раздражаться глупо.