Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 03.05.24

Время: 06:01

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Курсовые Психология Творческие способности детей старшего дошкольного возраста

Творческие способности детей старшего дошкольного возраста

Пасмор Е.С. Москва 2007

Содержание

  1. Введение
  2. Теоретические аспекты творческих способностей старшего дошкольника
    • Соотношение понятий задатки и способности
    • Общее представление о творческих способностях
    • Особенности творческого развития детей старшего дошкольного возраста
    • Психологические особенности детского творчества
    • Психологический анализ подходов к изучению творческих способностей
  3. Эмпирические аспекты творческих способностей старших дошкольников
    • Методы и методики изучения творческих способностей
    • Эмпирические исследования выявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  4. Заключение
  5. Приложения
  6. Список использованной литературы

Введение

Цель работы: Изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы:

  • Анализ теоретических исследований по проблеме творческих способностей детей.
  • Проведение эмпирического исследования творческих способностей и способностей восприятия эмоциональной выразительности художественной формы детей старшего дошкольного возраста с помощью методик «Пейзаж» и «Незавершённые фигуры».

Теоретические аспекты творческих способностей старшего дошкольника

Соотношение понятий задатки и способности

Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности (Б. М. Теплов).

Проблемы способностей – их природа, происхождение, проявление, формирование и другое – имеют давнюю историю изучения и далеки пока от окончательного разрешения.

Б. М. Теплов разделял способности и задатки – врождённые, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Однако данные современных психологических исследований свидетельствуют, что способности, измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки – свойства нервной системы.

Не выработано пока единой типологии особенностей; для их классификации чаще всего используют несколько критериев. По критерию вида психологических функциональных систем способности разделяют на сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические имажитивные, мыслительные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности – на научные (математические, лингвистические и пр.); творческие (музыкальные, литературные, художественные; инженерные и т. д. Кроме того различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и реже, обучаемость.

В общие способности входят три компонента: когнитивный компонент, личностный и результативно-стилевой компонент.

Когнитивный компонент содержит в себе такие психологические составляющие как: обучаемость, включающую в себя характеристики темпа, скорости приобретения знаний, умений и навыков; осведомлённость – широту, объём знаний, т.е. энциклопедичность в различных сферах жизни; креативность, творческие инициативы человека, которые проявляются в новизне, необычности, оригинальности при решении тех или иных задач, а также в выборе способов решений; мыслительные операции, составляющие инструментальную основу когнитивных способностей. К ним относятся: операции обобщений, операции анализа, синтеза, операции сравнения, классификации и т. д.; интеллект, являющийся интегральным образованием, которое включает в себя различные переменные когнитивного компонента.

Личностный компонент включает в себя познавательную мотивацию, познавательные или творческие потребности, интересы и увлечения, склонности, интеллектуальные черты личности. Познавательная мотивация – это внутреннее побуждение, связанное с познавательной или творческой активностью, которая раскрывает во имя чего человек реализовывает познавательную активность. Мотивы могут быть непосредственны и опосредованы. Познавательные потребности – внутренний источник познавательной и творческой активности. Это желание узнать что-то новое, это поисковая и творческая активность человека. Интересы (познавательные и творческие) – устойчивые эмоциональные проявления познавательных потребностей и мотивации, это постоянная тяга к чему-то, которая всегда подпитывается положительными эмоциями. Интересы бывают длительными и устойчивыми или ситуативными, а также с разной степенью широты или узости. Склонности – устойчивые стремления человека к каким либо занятиям и предрасположенности к тем или иным видам деятельности. Склонностями называют направленности личности на занятие какой-нибудь деятельностью. Интеллектуальные черты личности – устойчивые образования, составляющие когнитивный аспект личностной индивидуальности. С одной стороны они имеют предпосылки, а с другой стороны выражают субъективное отношение к познанию внешней действительности, самого себя.

Различают две группы интеллектуальных черт:

  1. исходящие из познавательных потребностей, интересов, мотивации и склонностей.
  2. базирующиеся на творческих потребностях и склонностях: изобретательность, активность, оригинальность, аналитичность.

Результативно-стилевой компонент является основным определением продуктивности той или иной способности, т. е. успешности её реализации. Характеристики успешности свидетельствуют о двух видах способностей: а) репродуктивных – когда человек познаёт, усваивает или рационализирует какую-то деятельность в раннее заданных ориентирах; б) продуктивных – когда открываются новые пути решения проблемы, новые направления, выходящие за пределы заданного.

Основные концепции способностей непосредственно связаны с методами их диагностики. Факторно-аналитические концепции общих способностей базируются на статистической обработке результатов массового тестирования учащихся и представителей различных профессий. На сегодняшний день в подавляющем большинстве эмпирических исследований выявляются общие способности, от уровня развития которых зависит успешность выполнения широкого спектра деятельности.

Получила популярность теория интеллектуального порога (Перкенс, Л. Термен) в соответствии с которой для успешного овладения каждой деятельностью необходим определённый уровень интеллекта; дальнейший успех в работе обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями.

Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических). Между тем, креативность, вероятно в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Существуют теории, опирающиеся на средовой подход к развитию способностей (теория «интеллектуального климата» семьи О. Зайонца). Высокий уровень развития общих или специальных способностей человека характеризуется как общая и специальная одарённость.

Лонгитюдные исследования (Калифорнийский лонгитюд и др.) показали, что на основе ранней диагностики общих умственных способностей можно дать вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности.

Исследование способностей и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профотбора, прогнозирования и психологической поддержки личности.

Задатки способностей – некоторые генетические детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. Задатки способностей многозначны, т. е. на их основе могут быть сформированы различные способности. В качестве задатков общих и специальных способностей могут выступать:1) типологические свойства нервной системы (в первую очередь парциальные свойства, характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависит скорость образования временных нервных связей, их прочность, лёгкость дифференцировок, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и т. д.; «) индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т. п.

Одарённость – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон дятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Одарённость является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Предположение о существовании общей одарённости выдвинул в середине XIX века английский психолог Фрэнсис Гальтон. В 1929 г. Ч. Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, которая объяснила высокие корреляции разнородных тестов общим факторов умственной энергии. Множество специальных факторов определяют успешность выполнения конкретного теста. В течение длительного времени шла дискуссия сторонников множественности первичных способностей (Э. Торндайк, Л. Терстоун) и сторонников «общего фактора» (Г. Айзенк, С. Берт и др.). Сегодня признаётся наличие как общей одарённости, так и её внутренней структуры. Благодаря исследованиям Д. Гилфорда, Е. Торренса, Д. Б. Богоявленской и др. в психологии закрепилось представление о двух видах общей одарённости: интеллектуальной одарённости и творческой одаренности (креативности).

При факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы «художественной» одарённости и «практической» одарённости. Люди, обладающие научной одарённостью, как бы совмещают в себе черты предыдущих типов.

Одарённые дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одарённость. Существует определенная возрастная последовательность проявления одарённости в разных областях. Особенно рано может обнаружиться одарённость к музыке, а затем к рисованию; вообще одарённость к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других формируется одарённость к математике (почти все крупные учёные, проявившие себя до 20 лет, были математиками).

Общеинтеллектульная одарённость может выступить в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Для одарённых детей характерны увлечённость занятиями и проявления творческих моментов деятельности.

Одарённость ребёнка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врождённые задатки – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.

О признаках одарённости нельзя судить лишь на основании результатов стандартизированных испытаний. Одарённость детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребёнком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одарённости ещё не определяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одарённости. Выявлению и развитию одарённости у детей содействуют специальные школы, разнообразные кружки и студии, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т.д. Забота об общей одарённости предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.

Общее представление о творческих способностях

Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим (Ярошевский, 1985). Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации (Солсо, 1996).

Креативностью называются творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. До появления этого термина психологи пытались различным образом обозначить эту способность. Так, В. Джеймс (1916) выделил психологическое свойство, которое назвал проницательностью, когда исследовал решение творческих задач. Он полагал, что в основе проницательности лежит ассоциативный процесс и, прежде всего, ассоциативные подобия. Роль ассоциативного процесса в творчестве подчёркивал немецкий психолог Г. Э. Мюллер. Одновременная активация многих элементов мозга на основе такой ассоциации порождает «созвездие» активных элементов мозга, в результате чего возникает решение.

Ассоциацию как механизм творческого процесса рассматривал и Б. М. Бехтерев (1907-1910). Поиск ассоциативных механизмов творчества продолжили ученики И. П. Павлова. Это представление имеет лишь историческое значение, поскольку сейчас очевидно, что ассоциативных процессов недостаточно для описания механизма творчества.

Креативность рассматривается обычно с трёх сторон: как процесс творчества, как его продукт и как свойство личности. Этот термин тесно связан с теорией Д. Гилфорда (1956), который различал в ней оригинальность, беглость, гибкость. Д. Гилфорд понимал гибкость как способность к переосмыслению функций объекта, возможность использования его в различных качествах. Гибкость мышления позволяет обнаруживать ранее не используемые признаки объекта и, анализируя их, решать возникшие проблему.

Использование термина «креативность» вызвано возможностью её оценки с помощью специально разработанных тестов. За отсутствием возможности более точного измерения созидательной стороны личности большое число исследователей пользуется и этими тестами, и этим термином. В любом случае, ни термин, ни тесты не определяют результат, который на прямую зависит от этого, на сколько исследователь осознает, что он пытается определить с их помощью.

В понятии креативность заложена двусмысленность. Творчество очевидно: оно представлено в реализованном продукте, который может нравиться или не нравиться, но он есть.

Предпринимаются попытки понять, является ли креативность самостоятельной способностью или она только составляет часть когнитивных (познавательных) способностей. Показано, что отдельные её компоненты отличаются от составных элементов интеллекта, но есть и данные о том, что эти показатели независимы, а потому и высокая креативность может сочетаться с низким интеллектом.

Сейчас в рамках креативности выделяется оригинальность, или способность давать необычные ответы; семантическую гибкость, то есть умение обнаруживать различные способы использования предмета; образную гибкость, то есть способность видеть новые свойства объекта; семантическую спонтанность. То есть лёгкость возникновения разнообразных идей.

Факторы, влияющие на интенсивность творчества

Большинство исследователей соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа её достижения. Таким образом, стремление к чему-то и отсутствие известного способа её достижения. Человек, полностью довольный всем, не имеет желания придумывать. Исключения составляют маленькие дети, в которых природой заложены «прыгатели и «двигатели» и для которых жизнь обозначает единственную возможность – творить.

Однако отсутствие чего-то не является достаточным условием творчества. Сколько людей мечтает о чём-то, строит воздушные замки, которые так и остаются в их головах. Для творчества необходимо воплотить мечту в жизнь, что требует и навыка, и трудолюбия, и упорства.

Всякое творчество зиждется на опыте. Кажется невероятным, но всё созданное многообразие, тем не менее, строится на формах, воспринятых из реального мира и в дальнейшем видоизменённых.

Например, миллионы людей рисовали тест «несуществующее животное». Психологи, которые обрабатывают этот тест, точно знают, что взрослые и дети рисуют животное, созданное из элементов, с которыми человек сталкивался ранее. Он может скомбинировать их иным способом, чем тот, который существует в реальности, придать другую функцию, перенести в другое место и время, но не способен создать элемент, который не был представлен ему в прежнем опыте.

Подобная особенность нашего разума обеспечивается возможностями мозга, который эволюционировал в сторону наиболее точного предсказания, что происходит в среде. Абсолютно новая форма не может быть им обнаружена, поскольку он воспринимает то, к чему подготовлен предыдущей жизнью.

Тем не менее, богатый опыт – лишь один из факторов активации творческой мысли.

Другим фактором является время. Конечно, каждая минута приносит новый опыт, поэтому можно сказать, что опыт и время составляют лишь один фактор. Но это не так. Дело не в том, что за какое-то время человек может накопить опыт, речь идёт о том, как перевести смутное интуитивное представление в словесное, более определённое, конкретное.

Также творчество зависит от состояния человека. Часто необходимо на некоторое время забыть, отвлечься от постоянного размышления на некоторую тему. Это возможно во время отдыха, сна, мечтаний. Весьма часто способствует творчеству интенсивное эмоциональное переживание. Существует взаимное подкрепление между творческим воображением и эмоциональным переживанием: чувство порождает ассоциативную связь, но и созданное воображением усиливает чувства.

И, наконец, творческий процесс зависит от культуры, в которую прогружен человек. Всякий творческий человек всегда является плодом своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и отчасти опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне его. Культура влияет на творчество, в том числе через особенности воспитания.

Не менее значимым фактором являются личностные особенности. Но отчленить роль культуры и личности в творческом процессе пока не представляется возможным.

Особенности творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.

В норме воображение активируется в трёхлетнем возрасте, остаётся активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одарённых людей. Воображение – это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы. Формировать такие образы способны не только фантазия, но и восприятие, представление, мышление. Воображение есть процесс преобразующего отражения действительности. Это не придумывание из ничего. Уже говорилось, что новое создаётся только из материала внешней действительности или внутреннего мира ребёнка в процессе деятельности.

Существуют некоторые возрастные закономерности выраженности воображения. Дети от трёх до пяти лет строят новый образ, основываясь на некоторых элементах реальности, которые становятся центральной частью нового образа. В возрасте четырёх – пяти лет заметно снижается продуктивное воображение, поскольку дети активно усваивают нормы и правила социума. Но уже в шесть – семь лет они начинают пользоваться новым типом построения воображаемого образа, когда элементы реальности занимают лишь второстепенное место, уступая первое место собственным придуманным образам, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. Творчество ребёнка в этом возрасте часто носит проективный характер. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. Дети шести – семи лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла.

Психологические особенности детского творчества

Детство – краткий период жизни, когда над человеком ещё не довлеют рациональные требования соответствия определенному статусу в обществе и он пока не подвержен критическому самоанализу подростка. Творчество ребёнка легко и беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает слух или взгляд другого.

Детское творчество можно назвать «натуральным», подобно тому, как Л. С. Выготский различал натуральные, то ест данные от рождения, природные, и высшие психические функции. Оно отличается открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом. Он ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно.

Характерная особенность детского творчества – его всеобщий характер. В детстве творят все, детское творчество несводимо к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память, воображение: ведь все процессы познавательного характера хоть и неравномерно, но монотонно развиваются на протяжении многих лет, а творчеству обнаруживает не столь однозначную динамику. Отсутствие творчества может быть следствием жёсткой системы воспитания, подавившей структуры собственного «Я» ребёнка, способные противостоять давлению обществу. Особенно опасно, если это произойдёт до «первого рождения личности», примерно в трёхлетнем возрасте.

Для ребёнка характерно в это время «вариативное мышление», когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создаёт много видов одного и того же решения, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного – с точки зрения культуры, в которой он развивается. Взрослое творчество, напротив. Предполагает именно отбор и отсев с позиций вкуса, принятого в обществе, непосредственный диалог с культурой, в которой это творчество рождается.

Детское творчество отличается от взрослого ограниченностью опыта детей. С этой точки зрения, их творчество должно быть более бедным. Однако, в отличие от взрослых, имеющих больше элементов для комбинации, но осознанно отсекающих те из них, которые, согласно опыту, невозможны, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат.

Отличие детского творчества от взрослого заключается также в незащищенности последнего. Взрослый человек, создавая что-либо, всегда смотрит на это не только собственными глазами, но и пытается оценить результат глазами других людей. Именно поэтому многие новаторские идеи так никогда и не реализуются. Их авторы слишком точно представляют негативную реакцию окружающих и предпочитают лучше не видеть результат, чем встретить реакцию, которую необходимо пережить.

Ребёнок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано. Мы уже говорили о детском эгоцентризме, согласно которому ребёнок уверен, что взрослый смотрит на сделанное им точно также, как и он сам, ребёнок не знает, что у него есть собственный взгляд на мир и не наделяет этой возможностью других. Он абсолютно уверен, что, глядя на его рисунок, все видят то, что видит он сам. Но у взрослых нет фантазии ребёнка. Они видят на листе лишь каракули, а не скачущих всадников на резвых конях, за которыми несутся клубы пыли на дороге, и не чёрный паровоз, тяжело поднимающийся в гору и оставляющий после себя чёрный дым.

Опыт научит ребёнка этому непониманию взрослых. Ещё некоторое время он будет безбоязненно обнародовать результаты своего творчества. Затем, в зависимости от агрессивности ближайшего окружения, он либо будет продолжать творить, всё улучшая и улучшая своё мастерство, либо закроется от мира, перестанет создавать и превратится в типичного взрослого, критично смотрящего на всё необычное, всё знающего и уверенного в своей непогрешимости. Таким образом, творческая судьба в индивидуальном развитии определяется особенностями взаимодействия личности с культурой.

Психологический анализ подходов к изучению творческого мышления и способностей

С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос: "Как возможно творческое мышление?".

Этой проблемой занимались еще античные философы – Гераклит, Демокрит, Платон, выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. Интересна, например, идея Платона, в чем-то предвосхитившая идею З.Фрейда, изложенная в учении об эросе. Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку "умного" созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть "Эрос", который предстает и как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.

Существенное влияние на дальнейшие исследования творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля, которые легли в основу ассоциативной психологии. Ассоцианистский подход получил широкое распространение в XVII – XVIII веках. Он объяснял все умственные (когнитивные) процессы в терминах двух основных компонентов:

  • идей (или элементов) и
  • ассоциаций (или связей) между ними.

Отличительной чертой являлось признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности.

Ассоциативная психология оказалась не в состоянии объяснить закономерности процесса сознательного мышления и, в частности творческого мышления. Исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления, в частности интуицию. Она признавала только "сознательное мышление" (индукция, дедукция, способность сравнения, отношения), подчиняющееся ассоциативным законам.

Тем не менее, необходимо отметить вклад психологов-ассоцианистов в исследование психологии творческого мышления. Установленные ими законы ассоциаций является крупнейшим достижением психологической науки ХIХ века. Они помогают понять, например, почему прежний опыт зачастую может блокировать творческий подход к решению задачи (проблемы), а также объяснить общеизвестный факт успешной творческой работы молодых ученых, еще не обладающих энциклопедическими знаниями.

Нельзя обойти вниманием и психоаналитический подход к исследованию творческого мышления. В рамках этого подхода впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности.

Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем.

А. Адлер смещает акценты с сексуальной сферы на социальную, а творчество трактовал как специфический способ компенсации комплекса неполноценности.

К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и восприятия творца.

Психоанализ впервые акцентировал важность проблемы мотивов и значимость бессознательного в мышлении.

Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотив личностного роста. По Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса, представляющую креативность как универсальную познавательную творческую способность. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. В рамках своей концепции Гилфорд считал операцию дивергенции наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности.

Исследованиями уровня креативности и зависимости степени проявления креативности от воздействующих факторов занимался Р. Стернберг. Согласно его концепции интеллектуальное поведение по отношению к внешнему миру может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение.

Свершившееся в середине ХХ в. изобретение ЭВМ, способных решать задачи, которые ранее были доступны только человеческому интеллекту, оказало большое влияние на развитие психологии мышления. Впервые зазвучала идея "искусственного интеллекта", которая нашла отражение в исследованиях А.Ньюэлла и Г. Саймона, М. Минского и Дж. Маккарти. Таким образом, в связи с зарождением информационных технологий исследования творческого мышления стали развиваться также в новом направлении: появился так называемый информационный, или когнитивный, подход.

Отечественные исследования

Одним из крупнейших исследователей творческого мышления является Я.А. Пономарев. В своих работах Пономарев подчеркивает принципиальное отличие человеческого мышления от "мышления" машинного: "машина способна работать только с системами знаковых моделей и не способна работать с моделями надстроечно-базальными", т.е. субъектными вторичными моделями действительности. Согласно его концепции первичных и вторичных объектных и субъектных моделей действительности, представляющих собой разные структурные уровни взаимодействия субъекта и объекта, для решения творческих задач в первую очередь требуется "способность действовать в уме", отсутствующая у животных, и определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. В качестве ментальной единицы творческости мышления Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задач.

Другой признанный исследователь, Д.Б. Богоявленская, подходит к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения творчества, она утверждает, что "… мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы". Таким образом, она рассматривает творчество как "дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности".

Большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой. Несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.

Эмпирические аспекты творческих способностей старших дошкольников

Методы и методики изучения творческих способностей

Методики определения уровней развития эстетических способностей дошкольников имеют целью выявить ту или иную грань чувства формы во взаимосвязи со способностями воображения и эмпатии, вчувствования в форму.

Существует блок показателей эстетического развития как специального развития чувства формы, который состоит из заданий: на опознание элементарных особенностей линейной формы, включённой в эстетический образ (например, тест «Ветки»), особенностей выражения лица(тест «Лица»); на одушевление формы (тест «Кто есть кто?», «Фигурки» и «Кубики»); на преображение формы (тест «Клее»). В этот блок входят задания, определяющие способность к простой и сложной синестезии, т. е. умение ребёнка соотносить визуальную и тактильную информацию, цвет и форму, форму и звучание слова, форму, звучание слова («имя» абстрактной фигурки) и собственный моторный отклик, сложное изображение и метафорическую оценку его звучания, линию и музыкальную фразу, музыкальный и поэтический ритм.

Также существует блок показателей художественно-эстетического развития, он выделен условно по следующему признаку. В первом блоке умение видеть, остранять и означивать (интерпретировать содержание) неопределённую форму проверяются на примерах образцов, которые по ряду признаков нельзя прямо отнести к художественным объектам. Во втором блоке в качестве материалов опроса предъявляются в основном художественные объекты ( в оригинале – в виде открыток, журнальных репродукций, фотографий и пр.). Кроме того, предлагаются творческие задания, выполнения которых можно отнести к художественной деятельности. Тем не менее, тестовые задания этого блока рассчитаны не на полноценные способности художественного восприятия ребёнка, а только на умение его воспринимать эстетическую выразительность, художественные формы (на сколько вообще об этом можно говорить при восприятии рядового качества репродукций). Восприятие эстетической выразительности формы фиксируется в этом блоке как восприятие её простой ( тест «Раковины - цветы») и сложной структуры (тест «Джаконда»); восприятие настроения (тест «Пейзаж»); чувство живописного стиля (тест «Матисс»). В этот блок включены также три творческих задания («Царевич», «Замки», «Коврики»).

Отдельный раздел этого блока связан с определением эмоционально-эстетических предпочтений по отношению к словам («Слова»), живописным абстракциям (тест «Бабочка»), репродукциям картин, иллюстраций, фотографий (тест «Ван Гог») и графическим портретам (тест «Лица»; второе его задание – «Портреты»).

Есть также блок показателей общего развития включает некоторые субтесты из классических Торранса, Роршаха, ТАТ, используемые только с целью определения творческих характеристик общего восприятия и адаптированные для дошкольного возраста, задания на группировку, «Найди ошибки» и «Угадай рисунок», данные по тесту Люшера.

Эмпирические исследования выявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Успешность актуализации и формирования любых специальных способностей (в т.ч. и художетсвенно-эстетичских) в значительной степени определяется высоким уровнем общей одарённости.

Критерием общей одаренности может выступать развитость творческих способностей (креативность) детей, поскольку психологическая структура общей одарённости совпадает с основными структурными элементами творческого развития (А. М. Матюшкин). Творческие способности заложены в каждом ребёнке и реализуются в меру наличия тех или иных специальных способностей в той или иной конкретной деятельности как некоторый специфический её стиль. В самом общем виде творческие установки мышления характеризуются продуцированием множества разнообразных гипотез, стремлением избежать общепринятых и очевидных решений. В качестве основных показателей креативности обычно выделяют следующие признаки:

  • наличие интеллектуальной творческой инициативы;
  • широта категоризации (отдалённость ассоциаций, неожиданность использования предмета, предание ему функционального или переносного значения);
  • беглость мышления (богатство и разнообразие идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула);
  • гибкость мышления (способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому);
  • оригинальность мышления (самостоятельность, необычность, остроумность решения).

Эти признаки творческого мышления являются общими для детей и взрослых и служат фундаментом для любого вида творческой деятельности (научной, художественно-эстетической, конструкторской и т.д.). Главным психическим процессом, который регулирует творческую деятельность, многие исследователи считают восприятие. В качестве специфических особенностей сенсорной сферы творческой личности обычно называют:

  • умение видеть неточность, необычность и уникальные свойства объекта;
  • своеобразная комплектность, синтетичность восприятия (способность видеть хаотичное пересечение признаков предметов, которые формально изолированы и между которыми нет очевидной связи);
  • особое интуитивное видение главного, существенно для «будущего преобразования» объекта или явления;
  • спонтанность восприятия, способность воспринимать мир таким, какой он есть в данный конкретный момент, а не только через призму сов и понятий;
  • тенденция отдавать предпочтение неопределенным, беспорядочным, асимметричным, сложным объектам.

Второй психический процесс, отличающий творческую индивидуальность, – это воображение, фантазия. Продуктивное воображение выступает в качестве психологической основы, средства реализации творческого процесса в любой области деятельности. В качестве универсальной творческой способности, присущей творцу в любой сфере деятельности, исследователи нередко называют и эмпатию – способность идентифицировать, отождествлять себя как с живыми существами, так и с неодушевлённым предметным миром и его явлениями (эта способность обозначается в литературе и другими терминами: вживание, вчувствование, перенесение и т.д.). Однако в основе процесса идентификации лежит воображение, фантазия. Поэтому отделить эту способность от воображения не всегда представляется возможным.

Задание «Незавершенные фигуры» представляет собой модель творческого процесса на основе восприятия формы неопределённого значения. Задания строятся по типу невербальных фигурных тестов Торранса. Повторение одних и тех же элементов в задании позволяет проверить способность детей к продуцированию множества разных образов. Незавершенные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим и легчайшим способом. Чтобы создать необычные, оригинальные образы, необходимо контролировать и тормозить это стремление к шаблонным решениям.

В качестве стимульного материала в задании «Незавершённые фигуры» ребёнку на специальных бланках предлагается четыре различные фигуры в четырёх разных видах, то есть, одна пара фигур – фигуры разного размера, другая пара - фигуры одного размера, но находящиеся в четырёх разных положениях (Приложение 1, рис. А, рис. Б). Используя эти фигуры как основу, он должен нарисовать как можно больше предметов. Инструкция позволяет ребёнку рисовать как вне, так и внутри круга.

Оценка теста включает следующие показатели:

  • скорость или беглость мышления: общее количество рисунков;
  • пластичность или гибкость: степень разнообразия рисунков;
  • оригинальность, нетривиальность мышления: количество оригинальных рисунков;
  • тщательность разработки, детализация рисунков.

Выделяют три уровня разработанности рисунка:

  1. уровень – схематичный, недетализированный рисунок (процесс творческого воображения ограничивается в данном случае только первым этапом – порождения идеи образа. Этап разработки и реализации плана воплощения возникшей идеи отсутствует. Ребёнок воспроизводит знакомую схему того или иного предмета).
  2. уровень – в рисунке появляются отдельные детали, не предполагаемые схемой предмета.
  3. уровень – рисунок ещё более детализирован, налицо стремление ребёнка качественно оформить исходный знак.

В инструкции к заданию стимулируются все указанные характеристики творческой деятельности. Детей просят нарисовать как можно больше разнообразных и необычных предметов, сделать рисунки достаточно полными и подробными. Однако, несмотря на инструкцию, в зависимости от уровня интеллектуальной активности, развития воображения дети сами определяют свой уровень деятельности. Одни из них рисуют предметы, которые находятся рядом, делают шаблонные схематические рисунки, а другие изображают предметы, которых нет «здесь и сейчас» и даже такие, которых вообще не может быть. Согласно научным данным, дети применяют два основных качественно различных способа действия. Первый способ – это «опредмечивание», когда в фигуре, на основе которой строится рисунок, ребёнок усматривает определённый предмет. Образ восприятия достраивается до некоторого предметного целого, причем занимает в этом целом центральное место. Этим способом могут уже пользоваться дети трёх лет. И более старшие дети в большинстве своём пользуются им, лишь добавляя в свой рисунок разнообразные детали. Но далеко не у всех, появляется новый способ создания образа – «включение». Элемент, на основе которого строится рисунок, начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становясь отдельной деталью рисунка. Именно этот способ действия обеспечивает многовариантность, оригинальность образов, что является показателем относительно высокого уровня развития творческой одарённости.

С помощью этой методики было протестировано 13 детей шести – семи лет. По результатам обследования можно сказать, что больше половины рисунков всё-таки шаблонные – 58% (по разным фигурам результаты такие: «круги» – 58%, «треугольники» – 48%, «квадраты» – 65%, «полуокружности» – 62%). Наиболее стандартные шаблонные рисунки, встречающиеся практически у каждого ребёнка данной группы: цветок, мяч, снеговик, лицо, голова, колесо, солнце; флажок, указатель, бантик, колпак, крыша; домик, окно, шкаф, картина, туловище, телевизор, плита; месяц, качели, долька. И большинство детей дорисовывало полуокружность до круга, затем используя шаблонные рисунки для этой фигуры. Многие шаблонные рисунки схематичны, не имеют прорисованных деталей (Приложение 1, рис. №1.2 «Яблоко», №3.1 «Флажок», №5.1 «Луна», №6.2 «Ёлка» и т. д.). Но стоит отметить, что и среди шаблонных рисунков встречаются работы, выделяющиеся среди остальных своей детализированностью (рис. №4.1 «Робот-ковбой», №4.2 «Наш класс», №9.2 «Зеркало», №13.2 «Капитан»).

Следует привести примеры оригинальных рисунков, их оригинальность выражается в том, что ребёнок изображает не только предметы, находящиеся вокруг него, но и то, чего нет «здесь и сейчас» (рис. №4.1 «Рыцарь бьётся», №7.1 «Страус», №10.2 «Ракета», «Колесница», №12.2 «Подводная лодка») и даже такие, которых вообще не может быть (рис. №3.2 «Штука с рычагами, которую учёные придумали», №7.1 «Робот», №9.1 «Печь, Емеля»).Также оригинальность выражена в детально прорисованных работах, имеющих сюжет (рис. №4.1 «Маша на луне, я тоже на луне, смотрю телевизор», «Гимназия, потоп, все плывут, спасаются», «Греки и римляне»). Присутствует объединённый из двух фигур рисунок (рис. №4.2 «Римляне бьются с греками»), что можно рассматривать в качестве показателя более высокого уровня развития творческого мышления, воображения, фантазии.

К заданиям, выявляющим способность к восприятию выразительности внешней формы на материале искусства относится тест «Пейзаж», который фиксирует умение детей чувствовать общий эмоциональный характер, доминирующее настроение художественного произведения.

Детям (каждому ребёнку по отдельности) предъявлялось две репродукции картин – В. Поленова «Заросший пруд» (1879г.) и И. Левитана «Март» (1895г.) (Приложение 2, рис. №1, рис. №2). Инструкция следующая: «Посмотри, пожалуйста, внимательно на эту картину. Как ты думаешь, эта картина весёлая, спокойная или грустная, тревожная? Почему ты так думаешь?» Общий эмоциональный тон первой картины (Приложение 2, рис. №1) можно определить как спокойный, печальный. Вторая картина (Приложение 2, рис. №2) более радостная, солнечная. Поэтому если ребёнок говорит о первой картине, что она весёлая (мотивируя это тем, что «она красивая» или тем, что «здесь травка зелёная»), и наоборот о второй картине, то можно считать, что он не чувствует эмоциональную выразительность художественного произведения.

Ответы:

  1. «Заросший пруд» – «Весёлая, потому что лето, летом можно кататься на велосипеде или на роликах».
    «Март» – «Весёлая потому что зимой можно играть в снежки, на лошади кататься. Да, здесь весёлое настроение».
    Ребёнок связывает картины с временами года и со своими любимыми занятиями в это время. Он видит лето на картине, это означает для него веселье, но он не чувствует эмоциональный тон всей картины.
  2. «Заросший пруд» – «Весёлая, вода тут, цветы растут, деревья».
    «Март» – «Спокойная, а почему – не знаю».
    Ребёнок описывает, что он видит на первой картине, но это лишь перечисление, а не чувства, он не может объяснить, почему картина «весёлая», также и со второй картиной. Не чувствует эмоциональную выразительность картин.
  3. «Заросший пруд» – «Грустная, спокойная, потому что тихо, нет людей, животных».
    «Март» – «Весёлая, потому что хороший зимний день, светит солнце, можно покататься на лошадке».
    Здесь видно, что ребёнок почувствовал спокойствие, грусть на первой картине, солнечность и радость на второй.
  4. «Заросший пруд» – «Спокойная, тихая. Я бы там купался».
    «Март» – «Весёлая, я бы играл в снежки. Всё радостно. Солнце, лошадь, деревья».
    Ребёнок хорошо чувствует эмоциональный характер картин.
  5. «Заросший пруд» – «Весело. Я уже хочу смеяться, буду купаться, можно на бревне поплавать».
    «Март» – «Не знаю».
    В этом случае ребёнок опять ассоциирует картину со своими любимыми занятиями, ему весело, когда он плавает, на картине есть пруд, значит и картина весёлая. То есть, доминирующее настроение картины ребёнок не чувствует. Про настроение второй картины ребёнок затруднился ответить.
  6. «Заросший пруд» – «Грустная, потому что лес молчит, и листья тихо плавают».
    «Март» – «Весёлая, я бы там могла играть в снежки, прокатиться на телеге».
    Ребёнок чувствует настроение обеих картин, девочка «слышит» как молчит лес на первой картине, а на второй представляет, как бы она весело провела время, если бы оказалась в ситуации, изображённой на картине.
  7. «Заросший пруд» – «Тревожная, потому что лес очень тёмный. Если бы я там была, я бы искупалась».
    «Март» – «Весёлая, шумная, подвижная. Лошадь двигается. «И-и-и!», - так ржёт, ногами стучит. У меня бы там было весёлое и подвижное настроение».
    Здесь также видно, что общий эмоциональный тон картин прочувствован ребёнком.
  8. «Заросший пруд» – «Грустная…» Молчит, долго смотрит на картину, разглядывает.
    «Март» – «Весёлая».
    Девочка чувствует характер обеих картин, но высказалась кратко, т.к. стеснялась.
  9. «Заросший пруд» – «Спокойная, потому что вся природа спокойная: и деревья, и цветы, и вода».
    «Март» – «Весёлая, потому что солнце светит, лошадь радуется, хорошо».
    Ребёнок хорошо воспринимает настроение картин, чувствует их художественную выразительность.
  10. «Заросший пруд» – «Грустная, тут тишина».
    «Март» – «Спокойная, потому что тут никто не шумит, тут никого нет кроме лошади».
    На первой картине ребёнок почувствовал эмоциональный тон картины, на второй – с описанием также можно согласиться, потому что солнечный день может быть одновременно радостным и спокойным, тихим.
  11. «Заросший пруд» – «Спокойная, всё так тихо и спокойно стоит. Загадочное такое место».
    «Март» – «Спокойная, потому что берёзки стоят, лошадки стоят около дома».
    Ребёнок хорошо воспринимает общий эмоциональный тон картин.
  12. «Заросший пруд» – «Спокойная, потому что тихо и нежно светит солнце, вода спокойная, деревья спят».
    «Март» – «Весёлая, потому что всё сверкает, снег блестит, небо голубое, лошадка».
    Ребёнок чувствует эмоциональную выразительность обеих картин.
  13. «Заросший пруд» – «Спокойная эта картина, в ней нет ветра, она такая вся затуманистая, унылая».
    «Март» – «Весёлая картина. И у меня весёлое настроение, потому что зима, можно в снежки поиграть».
    Ребёнок хорошо воспринимает настроение, эмоциональный характер обеих картин.

Вывод.

Проведенное эмпирическое исследование показало: результат методики «Незавершённые фигуры» – больше половины рисунков шаблонные – 58% (по разным фигурам результаты такие: «круги» – 58%, «треугольники» – 48%, «квадраты» – 65%, «полуокружности» – 62%). Результат методики «Пейзаж»: большая часть детей способна воспринимать эмоциональную выразительность художественного воспроизведения.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: кн. для учителя» М.: Просвещение, 1991
  2. Левин В.А. «Воспитание творчества» М.: Просвещение, 1987
  3. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. «Художественная одарённость детей, её выявление и развитие» Дубна: Феникс+, 2006
  4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству» М.: Педагогика, 1987
  5. Николаева Е.И. «Психология детского творчества» СПб.: Речь, 2006
  6. Ожиганова Г.В. «Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста» М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005
  7. Психологический словарь под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006
  8. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. «Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика)» Екатеринбург: Деловая книга, 2001